Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Овечкина Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_na_sayt_aprel.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников.

        Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже сформированные речевой аппарат, мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, начинает говорить так же, как и взрослые. Но если ребенок говорил, только повторяя за окружающими, он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

        Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми он начинает понимать простые вопросы: «Где зайка? Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться с вопросами: «Что это? Зачем? Куда? Когда?» и т.п. Возрастает понимание ребенком речи, причем не только того, что свершилось в его присутствии сиюминутно, но и того, что должно произойти. Судят об уровне понимания и по действиям, которые выполняет ребенок по заданию взрослых, высказываниям.

        Словарный запас к концу года увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушки, посуда, одежда, т.е. в основном тех, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает больше пользоваться глаголами, местоимениями, предлогами (например, предлог на употребляется чаще, чем в, но реже пользуется предлогами из, за). Однако в начале года появившиеся прилагательные мужского и женского рода часто еще не согласуются с существительными и употребляются в именительном падеже единственного числа. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

        На третьем году жизни ребенок способен узнать и назвать знакомые предметы, изображенные на картинке, действия, совершаемые тем или иным животным («собака спит»), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. В грамматическом отношении речь еще не всегда правильна, хотя ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, нередко при этом допуская ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы состоят в основном из простых предложений, однако они становятся все чаще многословными, с дополнениями («Мальчик сидит на стуле»). Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще редко. Так, к концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о своих нуждах, о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

        Еще одно достижение ребенка третьего года жизни: он способен воспринимать простые, небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту; может ответить на некоторые вопросы по их содержанию. Но если содержание не совпадает с его жизненным опытом, малыш не способен ответить даже на вопросы. При пересказе ребенок лишь договаривает отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; передать же их содержание в нужной последовательности, логично, самостоятельно не может (хотя некоторые дети к концу года легко справляются с таким заданием). Ребенку становится доступным отгадывание простых загадок, если в тексте содержится ответ, есть знакомые звукоподражательные слова .

        Несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни они еще не достаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим,  с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками.

        Формирование звукопроизношение осуществляется в два этапа:

-  уточнение произношения звука;

-  закрепление звука в словах, фразовой речи.

        Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что служит благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребенок не только запоминает их, упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, но и укрепляет артикуляционный аппарат. В этот период следует чаще хвалить детей, радоваться их успехам, вносить в их жизнь что-то новое, радовать сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослым, что им довольны, что у него все получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста за счет внедрения современных образовательных технологий"

В работе представленны следующие занятия: артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, дидактические игры, организованная познавательная деятельность....

Конспект ООД по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе.

Данный конспект  содержит материал для знакомства детей младшей группы со звуком "У"...

Воспитание звуковой культуры речи у детей-дошкольников.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной комму...

Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». В...

Воспитание звуковой культуры речи у старших дошкольников

Консультация для родителей старших дошкольников по речевому развитию...