Проект «Единое тематическое пространство в группах компенсирующей направленности»
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Проект предназначен для аптимизации коррекционной работы в логопедических группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinoe_tematicheskoe_prostranstvo.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Единое тематическое пространство в группах компенсирующей направленности»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лазовская Л.Е.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя коррекционной логопедической группы по планированию образовательной деятельности в нашем детском соду представлено образовательным проектом

«Единое тематическое пространство группы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса  во все ее сферы, внедрение ФГОС диктуют педагогу необходимость выбирать эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Основное предназначение метода проекта – представление возможности его участникам самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции из различных предметных областей. Метод проектов, как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков участников проекта, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Авторский коллектив

Чумакова Надежда Тимофеевна, воспитатель МАДОУ Детского сада комбинированного вида №13 «Умка» г.Химки. Образование высшее педагогическое, первая квалификационная категория, педагогический стаж – 28 лет. 

Лазовская Лариса Евгеньевна, учитель-логопед МАДОУ Детского сада комбинированного вида №13 «Умка» г.Химки. Образование высшее педагогическое, высшая квалификационная категория, педагогический стаж – 28 лет.

Проект направлен на развитие всех компонентов речи ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вся образовательная деятельность в рамках проекта направлена на создание единого тематического пространства по лексическим темам. Представлена разработанная система занятий по одной тематике, включающих программное содержание во всех образовательных областях проводимых педагогами.

В течение учебного года наш проект и комплект методических пособий проходили экспериментальную  апробацию в МАДОУ №13 «Умка» и получили положительную оценку со стороны администрации ДОУ, педагогов и родителей.

Цели и задачи:

  1. Обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по развитию всех компонентов речи.
  2. Обеспечить методическое и материально-техническое сопровождение работы по развитию речи в деятельности воспитателя и учителя-логопеда.

Образовательные области:

  • познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность;
  • коммуникация;
  • чтение художественной литературы;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • лепка;
  • аппликация.

Участники: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), посещающие группу компенсирующего вида МАДОУ №13 «Умка» г.Химки.

Срок реализации проекта:  один учебный год.

Актуальность и оригинальность проекта

В проект вложен особый смысл, связанный с содержанием, целями и задачами. Правильно построен образовательный процесс группы компенсирующего вида, встроен системный подход, что ранее было невозможно в связи с отсутствием наработок в группе такого типа.

При реализации проекта педагогам будет легче осуществлять работу с детьми. Воспитатель и учитель-логопед объединят свои усилия и опыт и обеспечат детям интересную и содержательную образовательную деятельность.

В проекте учтены возрастные особенности детей с 5 до 6 лет, и разработаны темы, цели и задачи для каждого вида образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты

  • Реализация проекта поможет естественному речевому развитию детей, также максимально предупредит появление отклонений в развитии речи каждого ребёнка, который в свою очередь имеет собственную динамику развития.
  • Активный словарь детей увеличится в 2-3 раза (от 2300 до 3800 слов).
  • У детей появиться и постепенно сформируется контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих.
  • Дети достигнут больших успехов в диалогической речи.
  • Процесс чтения будет восприниматься ребёнком как интересное, серьёзное и важное дело.
  • Дети научатся конструировать из различных материалов по условиям, моделируя как реально существующие объекты, так и дополнения к ним по собственному замыслу.

Программа проекта

  • Коммуникация и чтение художественной литературы – 32 часа.
  • Аппликация – 16 часов.
  • Лепка – 16 часов.
  • Продуктивная деятельность: из строительного материала – 16 часов, из бумаги и природных материалов – 16 часов.

Тематика проекта:

Неделя

Тема

1

Осень

2

Деревья. Кусты

3

Фрукты. Ягоды

4

Овощи. Грибы

5

Домашние и декоративные птицы

6

Домашние и декоративные животные

7

Дикие животные средней полосы России

8

Моя страна. 4 ноября - День народного единства

9

Животные жарких и холодных стран

10

Детский сад. Игрушки

11

Посуда. Столовый этикет

12

Продукты питания. Хлеб

13

Одежда. Обувь. Головные уборы

14

Зимующие птицы

15

Зима

16

Новый год

17

Зимние забавы

18

Пространство. Время

19

Мой дом. Мебель. Материалы

20

Транспорт

21

Традиции русского народа. Масленица

22

Наша армия. 23 Февраля - День защитника Отечества

23

Профессии. Инструменты

24

Наши мамы. 8 Марта - Международный женский день

25

Весна

26

Перелётные птицы

27

Театр. Библиотека. 27 марта - Международный день театра. 2 апреля - День детской книги

28

Я – человек. Моё здоровье. 7 апреля - Международный день здоровья

29

Наша планета. Космос. 12 апреля - День космонавтики

30

Мониторинг

31

Мир воды. 22 апреля - Международный день Земли

32

Цветы. Комнатные растения

33

9 Мая - День Победы. Москва – столица нашей Родины

34

Моя семья. 15 мая - День семьи

35

Насекомые. Пресмыкающиеся. Земноводные

36

Лето. 1 июня – День защиты детей

Образовательная среда проекта

  • Дидактический материал по лексическим темам – 39 комплектов с приложениями.
  • Наполнение книжного уголка художественными произведениями согласно темам программы.
  • Наполнение логопедического уголка согласно темам программы, шнуровки, индивидуальные тетради.
  • Уголок художественного творчества – конструкторы нескольких видов.

Учебные материалы

  • Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет» - тетради №1, 2, 3.
  • Гомзяк О.С. «Говорим правильно» - теради №1, 2.
  • Граб Л.М. «Развитие графических навыков».
  • Гербова В.В. «Плакаты по лексическим темам».

Методические рекомендации

Педагогам нужно более подробно изучить темы, подготовить необходимый комплект методических и дидактических материалов. Для того, чтобы добиться желаемого результата в работе при реализации проекта, необходимо:

  1. осознать, что только общими усилиями педагогов и родителей можно помочь ребёнку, а также с уважением и пониманием относиться друг к другу;
  2. педагогам изменить своё отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать воспитание и развитие не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предыдущий опыт ребёнка, его интересы, способности, трудности;
  3. педагогам проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком; восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что будет способствовать развитию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях;
  4. всем педагогам, которые будут принимать участие в реализации проекта, внимательно изучить его и комплект методических пособий, обсудить их содержание и выработать свою стратегию и тактику.

Критерии оценки

  • Высокий уровень – знает, умеет, выполняет самостоятельно.
  • Средний уровень – частично затрудняется, отвечает и делает при частичной помощи педагога.
  • Низкий уровень – затрудняется отвечать, выполнять, не умеет делать самостоятельно.

Примеры оценивания

На примере чтения художественной литературы.

  • Высокий уровень: сформирован интерес к литературе; умеет анализировать текст, понимает смысл прочитанного и эстетическую сторону текста; сформировано умение высказывать собственное мнение о произведении; выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой; уважает книгу, осознаёт её роль в человеческой жизни.
  • Средний уровень: иногда проявляет интерес с литературе; при помощи наводящих вопросов анализирует текст, понимает смысл прочитанного и эстетическую сторону текста; не всегда может высказать собственное мнение о прочитанном; не всегда наблюдается потребность ежедневного общения с художественной литературой.
  • Низкий уровень: вся деятельность ребёнка только при участии педагога, самостоятельно не обращается к книге, пассивен, не понимает смысл прочитанного.

Подробнее о проекте можно узнать в сборнике материалов научно-практической конференции « Инновации и традиции в современном образовании» Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова г. Якутск 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план подготовительной группы компенсирующей направленности

Комплексно - тематический план поможет воспитателям подготовительной группы компенсирующей направленности написать календарные планы и проводить ООД....

Комплексно-тематическое планирование старшая группа компенсирующей направленности

Комплексно-тематическое планированиестаршая группа компенсирующей направленности...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности на учебный год (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Материал сгруппирован по месяцам, неделям Определены основные задачи.Тематика  итогового занятия, продуктивной деятельности, знаменательные даты.,...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в разновозрастной группе (с 5 до 7 лет)

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы на основе содержания «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием ре...

Перспективно – тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3-х лет (старшая группа)

Перспективно – тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речистарше 3-х лет (старшая группа)...