Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Машнина Елена Михайловна

Материал содержит методические разработки занятий по обучению произношению детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с использованием игровых приемов автоматизации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией.

В логопедической практике часто встречается состояние детской речи, обозначаемое как «стертая дизартрия». Впервые термин был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкую «псевдобульбарную дизартрию», основной проблематикой которой является трудность преодоления речевого дефекта. По ее мнению, эти дети могут произносить правильно большинство звуков в изолированной позиции, но в речевом потоке у них наблюдается смазанность, нечеткость, размытость артикуляции.

По разным данным в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим нарушением речи – до 35% детей имеют «стертую дизартрию» и нуждаются  в систематической логопедической помощи для автоматизации и дифференциации звуков речи.

В исследованиях, посвященных проблемам коррекции речевых нарушений при дизартрии, отмечается стойкость произносительного дефекта и необходимость строгой последовательности  автоматизации звука. Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука в сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Необходимым условием является  постепенное  и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Однако очень часто процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в словах и фразах. Многократное повторение  речевого материала утомляет ребенка и снижает мотивацию к занятиям, что снижает результативность коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала и сочетание коррекции звукопроизношения с разными видами коррекционных задач.

Примеры игровых занятий по автоматизации звуков.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] НА МАТЕРИАЛЕ СЛОГОВ.

Задачи:

  1. Автоматизировать звук в слогах (прямых и обратных)
  2. Развивать фонематическое восприятие и навыки фонематического анализа.
  3. Развивать слуховое внимание, память, речевое дыхание и интонационную выразительность речи.
  4. Развивать мелкую моторику.

Ход занятия:

1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.

  • Растирание ладоней, «готовим ручки к занятию».
  • Катаем большую еловую шишку между ладонями вперед-назад
  • Берем со стола маленькую ольховую шишечку двумя пальцами и катаем по очереди  большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д.

2. Уточняем артикуляторную позу звука [С].

  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы – заборчик со щелкой.
  • Кончик языка ощущаем у нижних зубов (с закрытыми глазами)
  • Воздушная струя холодная, направленная вниз.
  • Голос не включается (ощущаем рукой, положенной на горло).

3. Изолированное произношение звука.

  • Упражнение «Дорожка»: «Помоги снежинкам долететь до Снегурочки.

Проводи пальчиком по дорожке и произноси С______».

4. Автоматизация звука [С] в слогах (отраженная речь).

  • Упражнение «Песенка сороки»: «Сорока учит всех в лесу правильно «свистеть». Повтори «песенки сороки»  за мной».

Са                са-са-са        са-са-со        со-са-со-са

Со                 со-со-со        со-сы-со        сы-сы-со-со

Сы                сы-сы-сы        сы-су-су        су-са-су-са

Су                 су-су-су         су-са-са        са-со-сы-сэ

Сэ                 сэ-сэ-сэ        сэ-сэ-сы        сы-са-су-сы

Ас                ас-ас-ас        ас-ос-ас        ас-ус-ис-ис

Ос                ос-ос-ос        ус-ас-ус        ес-ис-юс-яс

Ис                ис-ис-ис        ос-ис-ос        ас-яс-ос-ес

Эс                эс-эс-эс        ис-ас-ус

Ус                ус-ус-ус        ус-ис-ис

  • Произнесение прямых слогов с ударением в разных позициях:

са-СА-са,  са-са-СА,  СА-са-са.

  • «Поговорим как две сороки»:

- са-са-СА-са?

- саСА!

- са-са-са.

Динамическая пауза. Игра с пальчиками «Сорока-белобока»:

        Сорока-белобока                        (Водим указательным пальчиком

        Кашу варила, деток кормила.          по ладошке).

        Этому дала, этому дала,                (Загибать пальцы без помощи другой руки,

        Этому дала, этому дала,                   начиная с большого).

        А этому не дала:                         (Водим мизинцем вправо-влево).

Дров не рубил, воду не носил.

5.Автоматизация звука [С] в слогах (самостоятельная речь):

  • Игра «Договори слог».

На опушке притаилась хитрая ли… (са).

Я за хвост поймаю хитрую ли… (су).

Длинный и пушистый хвост у ли…(сы).

А ещё у лисы черный н… (ос) и т.п.

  • Игра «Какой слог потерялся?».

Договаривание слов (с опорой на картинки).

6.Выделение звука [С] на фоне слова.

  • Игра с сигналом: «Подними синий квадрат, если услышишь С__ в слове, подними красный квадрат, если в слове С__ нет».
  • Закрасить картинки, в названии которых есть [С].

7.Итог занятия, оценка деятельности ребенка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВ (БЕЗ СТЕЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ).

Задачи:

  1. Автоматизировать звук [С] в начале и конце слов и интервокальной позиции.
  2. Готовить артикуляторный аппарат к постановке звука [Ш].
  3. Развивать фонематического восприятия и общих речевых навыков.
  4. Развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.

  • Растирание ладоней, сжимание/разжимание кулаков в разном темпе.
  • Поглаживание массажного коврика:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

2. Артикуляторные упражнения:

  • «Язычок загорает» - укладывание широкого края языка на нижней губе и удерживание положения.
  • «Вкусное варенье» - поднимание широкого края языка вверх.
  • «Чашечка».
  • «Лошадка», «Грибок» - щелканье языком, растягивание подъязычной связки.

3. Автоматизация звука  [С] .Отраженное проговаривание слогов и  коротких слов.

        Са-са-са – сад         ас-ас-ас – квас          аса-аса – коса         ису-ису – несу

        Со-со-со – сок         ос-ос-ос – нос         осы-осы – носы         исы-исы – весы

        Су-су-су – суп         ус-ус-ус – вкус         усы-усы – трусы         асо-асо – носок

        Сы-сы-сы – сын         ис-ис-ис – вниз        иса-иса – лиса          иса-иса – киса

4. Автоматизация звука [С] в словах. Работа с карточкой «Лабиринт»:

  • Называние картинок в порядке указанном стрелками.
  • Упражнение «Эхо». Логопед называет несколько картинок в произвольном порядке. Ребенок должен запомнить и повторить, выделяя звук [С].
  • Игра «Подбери слово». Логопед называет слово-действие, а ребенок подбирает соответствующие слова предметы (опора на картинки):

Идет … (собака, лиса).

        Летит … (сова, сорока, самолет).

        Лежит … (собака, сапог, сумка, самокат)

        Едет  … (самокат, санки).

        Стоит … (сарай, собака, сахарница, сапог).

 Динамическая пауза. Речь с движением:

                Мы подуем высоко: С____  (встали на носочки).

                Мы подуем низко: С____ (присели).

                Мы подуем далеко: С____ (руки вперед).

                Мы подуем близко: С___ (руки ко рту).

5. Развитие фонематического восприятия:

  • Игра «Звуковой поезд». Раскладывание картинок со звуком [С] в начале слова в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в третий.

6. Развитие моторики. Работа со шнуровкой «Сапожок».

7. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ РАЗНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.

Задачи:

  1. Автоматизировать звук [С] в словах со слогами разных типов  (прямые слоги, интервокальные, закрытые со стечением согласных в слове).
  2. Готовить артикуляторного аппарата к постановке звука [Ш].
  3. Развивать фонематического восприятия и навыков фонематического анализа.
  4. Развивать внимание, память и мелкую моторику.

Ход занятия:

  1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.
  • Растирание ладоней, растирание круговыми движениями по и против часовой стрелки.
  • Массаж круговыми движениями подушечек пальцев обеих рук.
  • Кусочек полиэтилена собираем комочком в ладонь, начиная с угла. Сначала одной рукой, затем другой.
  1. Артикуляторные упражнения:
  • «Язычок загорает»,«Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок».

  1. Автоматизация звука [С] в слогах и словах в ударном и безударном положении (отраженная речь) с одновременным нанизыванием прищепок разного цвета на шнурки соответствующих цветов:
  • «Повтори»:

         Са-са-самолет        ас-ас-компас                аса-колбаса                исы-кипарисы

        Со-со-соты                ос-ос-Барбос                усы-глобусы                осы-матросы

Су-су- сундук        ус-ус-автобус                асы-косынка                ысы-крысы

Сы-сы-сынок                ис-ис-карниз                ису-рисую                эсо-колесо

Ас-ка – мас-ка        ос-ка – тос-ка                ис-ка – мис-ка        ус-ки – кус-ки

Ус-то – пус-то        ас-ло – мас-ло        ас-ны - красный         ус-ку – мус-кул

  1. Автоматизация звука [С] в словах.
  • Работа с карточкой «Лабиринт»:

- называние слов в порядке, указанном стрелками;

- Игра «Чего не стало?» - «Я закрою одну картинку карточкой с вопросом, а ты вспомни, что там было нарисовано» (Вариант с усложнением: закрывание 2х и более картинок).

Динамическая пауза: Речь с движением.

        Руки в стороны, в кулачок,

        Разжимаем на бочок.

        Левую верх, правую вверх,

        В стороны, накрест,

        В стороны, вниз

        Тук-тук-тук (стучим кулачками)

        Сделаем большой круг (руки над головой).

  1. Развитие навыков фонематического анализа.
  • Игра «Звуковой поезд» - разложить слова со звуком [С] в начале слова – в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в третий.
  • Определить хлопками  слогов в каждом слове.

Материал: сом, санки, самовар, бусы, весы, колбаса, кокос, пылесос, глобус.

  • Игра «Четвертый лишний».

Найти в каждом ряду «лишнюю» картинку:

Стол, стул, поднос, скамья

Собака, лиса, барсук, горностай.

Индюк, сова, курица, петух.

  1. Автоматизация звука [С] в словах на фоне предложения.
  • Игра «Договори словечко».

Сели дети на салазки,                        Разогнались, понеслись,

Как блестят весельем … (глазки).                Покатились санки … (вниз).

Босой Сысой сено косит … (косой)        Мышка села в уголок,

Лег сугробом белый  … (снег).                Съела бублика … (кусок)

  1. Моторика и зрительное внимание, профилактика дисграфии: среди букв С разного размера и шрифта найти правильно написанные и обвести.
  2. Итог занятия, оценка деятельности ребенка.

         

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ.

Задачи:

  1. Автоматизировать звук [С] в словах со стечением согласных, вводить звук в речь.
  2. Готовить артикуляторный аппарат к постановке звука [Ш], развивать речевое дыхание.
  3. Формировать лексико-грамматический строй речи.
  4. Развивать зрительное  внимание,  мелкую моторику.

Ход занятия:

1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев:

  • Растирание ладоней.
  • Упражнение «Шарик – домик» - поочередно составляем из пальцев фигуры. Повторяем несколько раз.
  • Разбираем фасоль – темную в синее блюдце, светлую – в красную, приговаривая: «Раз – фасоль, два – фасоль».

2. Артикуляторные упражнения:

  • «Вкусное варенье».
  • «Чашечка».
  • «Лошадка», «Грибок».
  • «Дуем не чашечку» - «В чашечку налили горячий чай. Подуй, так, чтобы чай остыл» (контролируем рукой широкий теплый выдох).

3. Автоматизация звука [С] в слогах и словах со стечением согласных (отраженная речь):

  • «Кочки» (выполнение движения с игрушкой - лягушка прыгает с кочки на кочку).

       Ска-ско-ску – скакать, сказать, скала, маска, миска, киска.

       Аск-оск-иск-уск – воск, пуск, риск, писк.

       Спа-спо-спу-спы – спать, спорить, спутать, спутник.

       Асп-исп-усп-осп – исправить, оспорить, успокоить.

       Ста-сто-сту-сты – стать, стоить, стул, стол.

       Аст-ост-уст-ист – астра, устроить, остров, история, танкист.

  • Игра «Что изменилось?» - назвать картинки; запомнить порядок, в котором лежат картинки; логопед меняет положение картинок, а ребенок должен восстановить нарушенный порядок (скала, снеговик, аист, стул, маска, остров, стол).
  • Игра «Считай до пяти» (скала, стол, маска, снеговик).

 Динамическая пауза: речь с движением

                Ванька-встанька, Ванька-встанька,

                Приседай-ка, приседай-ка,

                Будь послушен, ишь какой!

                Нам не справиться с тобой.

4. Автоматизация звука [С] в простых предложениях:

  • Игра «Составь предложение».

Составление предложений о Соне и Сане по схемам с опорой на картинки.

  • Игра «Исправь предложение» (за правильный ответ – призовые фишки).

Суп ест Соню.                        На следах остался след.

Сосна сидит на сове.                Бусы носят Соню.

Сапоги надели Саню.

5. Развитие зрительного внимания, моторики:

  • «Назови, что нарисовано?» (наложенные контурные изображения).
  • Обвести разные контуры карандашами разных цветов.
  • Назови все предметы одним словом, определи место звука с в словах (стол, кресло, стул, скамейка).

6. Подведение итога занятия. Оценка деятельности ребенка.

        

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ   И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Задачи:

  1. Автоматизация звука [С] в словах разной слоговой структуры, введение правильного произношения звука в речь ребенка.
  2. Постановка звука [Ш] с помощью показа артикуляции.
  3. Развивать навыки фонематического анализа и лексико-грамматический строй речи.
  4. Формировать

Ход занятия:

1. Массаж кистей рук и кончиков пальцев.

  • Растирание ладоней, игра в «ладушки» с уточнением право-левой ориентировки при сопряженном и отраженном восприятии объекта.
  • Массаж ладоней и пальцев с помощью ванны с сыпучим наполнителем. Ребенок опускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим, но сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Работа с артикуляторным аппаратом:

  • Упражнения и постановка звука [Ш].

3. Автоматизация звука [С] в словах и словосочетаниях (отраженная речь):

  • «Повторяй за мной».

Сестра, сеанс, сосна, сессия, пылесос, сосулька, система, сосиски, соскочить, срез(с), испугалась, искусственный, спасать.

            В лесу лиса,  опасная оса,  сливовый сад,  сухая посуда,  свиное сало,

           Вынес мусор,  красный арбуз,  кислый квас,  растёт редиска,

           Соседние колёса, интересный вопрос, искали в лесу, кастрюля с супом.

4. Автоматизация звука [С] в словах на фоне предложений, развитие фонематического восприятия:

  • Выделить из предложения слово со звуком [С].

Паша заметил в небе самолет.                Мишка спрятал мед в дупле.

Зайка боится лисы.                                У слона длинный хобот.

У Маши длинные косы.                        Мальчик потерял компас.

Слава рисовал автобус.

  • Определить место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Разделить каждое слово на слоги.

5. Динамическая пауза: речь с движением

                Целый день, целый день,         (имитировать круговые движения

                Крутится скакалка.                          скакалки разными руками),

Целый день, целый день,         (прыжки на двух ногах),

Скачет наша Галка.

Правой скок, левой – скок,        (прыжки на одной ноге),

Сразу обе ножки

То назад, то вперед,                 (прыжки назад-вперед на двух ногах).

Скачут по дорожке.

6. Автоматизация звука [С] в предложении.

  • Игра «Придумай предложение».

Ребенок бросает кубик с сюжетными картинками на гранях и составляет предложение по картинке на верхней грани, подбирая слова со звуком [С]:

        На суку сидит сова.                Через речку построили мост.

        Соня носит красные бусы.        Соня спит в постели.

        На столе скатерть.                В саду растут сливы.

* Уровни выполнения задания:

        - самостоятельное составление предложений;

        - с помощью наводящих вопросов;

        - отраженное воспроизведение.

7. Развитие моторики, мышления:

  • Собирание разрезной сюжетной картинки,
  • Назвать все слова со звуком [С], изображенные на картинке.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

        

Литература:

Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М, 1997.

Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. – Спб: Наука и техника, 2009.

Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки чистой речи.- М., В. Секачев, 2006.

Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – Спб, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Данный опыт работы  был представлен для обсуждения на городской конференции МГПУ.  Инновации были одобрены и рекомендованы для использования  учителям-логопедам дошкольных учреждений....

Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф. В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз ...