Анкетирование- как метод работы с семьёй
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Андрюхина Светлана Алексеевна

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различныхметодов.

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.

Какие же формы работы с родителями использует логопед? Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.

Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей(индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование) .

• В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса  с родителями – заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте) .

• Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».

 

Требования к составлению анкеты:

·         помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;

·         разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;

·         вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;

·         обязательно применять уважительное обращение «Вы»;

·         анкета должна быть компактной;

·         структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;

·         располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;

·         формулировать вопросы предельно конкретно;

·         каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;

·         использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;

·         данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.

 

 

 

 

 

 

Достоинства метода анкетирования:

·         получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;

·         компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;

·         позволяет охватить большое количество семей воспитанников;

·         предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;

·         простота обработки полученных данных.

Недостатки метода анкетирования:

·         риск несамостоятельности ответов родителей;

·         возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;

·         намеренно ложных ответов( спорные с точки зрения морали);

·         часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);

·         трудно собирать анкеты.

 

 

Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования  можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.

 

 

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedinenie.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Анкетирование- как метод работы с семьёй

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различныхметодов.

Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.

Какие же формы работы с родителями использует логопед? Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.

Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей(индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование) .

• В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса  с родителями – заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте) .

• Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».

Требования к составлению анкеты:

  • помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;
  • разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
  • вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
  • обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
  • анкета должна быть компактной;
  • структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
  • располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
  • формулировать вопросы предельно конкретно;
  • каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
  • использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
  • данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.

Достоинства метода анкетирования:

  • получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
  • компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
  • позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
  • предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
  • простота обработки полученных данных.

Недостатки метода анкетирования:

  • риск несамостоятельности ответов родителей;
  • возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
  • намеренно ложных ответов( спорные с точки зрения морали);
  • часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
  • трудно собирать анкеты.

Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования  можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.

 

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...

Современные формы и методы работы с семьёй.

При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы:открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспита...

Активные методы работы с семьёй в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все...

Современные формы и методы работы с семьёй

Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного о...

Формы и методы работы с семьёй

Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повыш...

Анкетирование как метод работы с семьёй

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка....