Анкетирование как метод работы с семьёй
консультация

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_anketirovanie.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Анкетирование как метод работы с семьёй

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка.

Изучение семьи требует использование совокупности различных методов. Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.

Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.

Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей (индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование).

  • В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями

– заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте).

  • Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».

                                          Требования к составлению анкеты:

  • помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд педагога;
  • разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
  • вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
  • обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
  • анкета должна быть компактной;
  • структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
  • располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
  • формулировать вопросы предельно конкретно;
  • каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
  • использовать при оформлении анкеты достаточно крупный шрифт, оставлять место для ответов родителей;
  • данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.

Достоинства метода анкетирования:

  • получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
  • компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
  • позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
  • предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
  • простота обработки полученных данных.

Недостатки метода анкетирования:

  • риск несамостоятельности ответов родителей;
  • возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;

  намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);

  • часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
  • трудно собирать анкеты.

Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования можно узнать

состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а воспитатель эти вопросы берёт на вооружение при планировании работы с родителями.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в

эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Анкета для родителей по вопросам приобщения детей к чтению

Уважаемые родители!

Для того чтобы определить, насколько Ваш ребенок приобщен к чтению, какое внимание уделяется этому вопросу в семье, просим ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Как Вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?        
  2. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
  • да;
  • нет.
  1. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?
  • да;
  • нет.
  1. Есть ли у вас дома библиотека и что она собой представляет?
  • несколько книжных полок;
  • книжный шкаф;
  • стеллажи с книгами;
  • (другое)        
  1. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
  • да;
  • нет.
  1. Часто ли вы читаете ребенку книги?
  • каждый день;
  • каждый вечер перед сном;
  • когда попросит;
  • иногда.
  1. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего

ребенка:        

  1. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

  1. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
  • да;
  • нет;
  • иногда.
  1. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
  • да;
  • нет;
  • не знаю.
  1. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

  1. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
  • да;
  • нет;
  • не знаю.
  1. Выписываете ли вы детские журналы?

Какие?        

  1. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставках в коридорах дошкольного образовательного учреждения:
  • да, там содержится много материала для бесед с ребенком;
  • да, иногда;
  • на это совсем нет времени;
  • нет, никогда.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей по вопросам трудового воспитания в семье

Уважаемые родители!

Каждый из вас хотел бы, чтобы ребенок вырос трудолюбивым. Для эффективной организации трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении просим вас сообщить об имеющихся у ребенка трудовых навыках, его отношении к труду, а также трудовом воспитании в семье, ответив на вопросы данной анкеты.

  1. Фамилия и имя ребенка

  1. Какую группу посещает ребенок?

  1. Проявляет ли ребенок интерес к трудовым действиям?

  1. Любит ли выполнять трудовые поручения?

  1. Есть ли у вас возможность приобщать ребенка к труду на огороде?

  1. Помогает ли вам ребенок по дому, в работе на огороде?

  1. Нравится ли вам работать вместе с ребенком?

  1. Какими навыками работы по дому, на огороде владеет ваш ребенок (используя необходимые детские инструменты)?

  1. Планирует ли ребенок самостоятельно свою работу?

  1. Радуется ли результатам труда?

  1. Считаете ли вы необходимым организацию в ДОУ работы по трудовому воспитанию детей?

Спасибо за сотрудничество!

    Анкета для родителей по вопросам адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению

Уважаемые родители!

Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы.

  1. Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка

  1. Посещал ли ваш ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка?         
  2. Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу?

  1. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
  • да;
  • нет;
  • скорее нет, чем да.
  1. С каким настроением ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение?
  • с хорошим;
  • со слезами;
  • по-разному;
  • отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.
  1. Нравятся ли ребенку воспитатели группы, которую он посещает?
  • да;
  • не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
  • скорее да, чем нет.
  1. Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?
  • да, легче идет на контакт только с одним воспитателем;
  • нет, общается с обоими воспитателями группы одинаково легко,
  • нет, общается одинаково трудно.
  1. Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?
  • повышенную подвижность;
  • стеснительность;
  • обидчивость;
  • упрямство;
  • двуязычие;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения дошкольного образовательного учреждения?
  • стал более самостоятельным, организованным;
  • стал более общительным;
  • стал скованным;
  • чаще плачет, капризничает;
  • ничего не изменилось.
  1. Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении?
  • да;
  • нет;
  • периодически.
  1. На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении?
  • да;
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Консультации каких специалистов вы хотели бы получить с целью повышения уровня психологического комфорта ребенка в дошкольном образовательном учреждении?
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • социальный педагог;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • медицинская сестра;
  • другой специалист

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада"

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Важно заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и дет...

Анкетирование- как метод работы с семьёй

Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различныхметодов.Распространенными методами изучения семейной микр...

Современные формы и методы работы с семьёй.

При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы:открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспита...

Активные методы работы с семьёй в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все...

Современные формы и методы работы с семьёй

Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного о...

Формы и методы работы с семьёй

Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, а также повыш...