Речевой тренинг для родителей "Игры на кухне" 19.03.2016
консультация по логопедии на тему

Чахова Валентина Петровна

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Цель: Обучение родителей игровым приемам для развития ребенка в домашних условиях.

Задачи: 1. Создать позитивный настрой родителей.

2. Научить родителей использовать  игровые приемы в домашних условиях.

3. Продолжать сотрудничество детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_trening_dlya_roditeley_igry_na_kuhne_19.03.2016.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры на кухне». Практический материал для родителей (в рамках проведения общегородского мероприятия «Большая перемена»)

Составила: учитель-логопед

МАДОУ д/с № 158 В.П.Чахова

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Цель: Обучение родителей игровым приемам для развития ребенка в домашних условиях.

Задачи: 1. Создать позитивный настрой родителей.

2. Научить родителей использовать  игровые приемы в домашних условиях.

3. Продолжать сотрудничество детского сада и семьи.

Оборудование:  сито; крупы (гречневая, манная); тарелки с водой; крупные и мелкие предметы; ложки; макароны; пластиковая бутылка с отверстиями; губки; различные закручивающиеся бутылочки, баночки и тд.; бассейн с песком;  формочки, совок, ведерко, камушки. 

Орг. момент:

Добрый день, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча пройдёт под названием «Игры на кухне», я добавлю – и не только… Настроимся на хорошую работу. Сядьте удобнее. Повторяйте слова и движения вместе со мной (движения по тексту).

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ручки нам помогают,

Наши ножки нам не мешают.

Сегодня мы встретились, для того, чтобы научиться на кухне, не только готовить пищу, в гостиной не только смотреть телевизор, в ванной не только умываться, на улице не только гулять, на даче не только отдыхать – а всегда и везде развивать речь наших деток!

Развитие речи детей будет эффективным, если родители перейдут от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве.

Проблема: В детском саду воспитатели часто говорят родителям о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". С самого раннего возраста мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Ученые установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно проводить дома родителям, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям выполнить следующие игры- упражнения:

«Волшебное сито»

В чашке перемешаны гречка и манка (покажите отдельно крупицы гречки и манки). Как выбрать отсюда все гречневые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито! " Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - гречку. Просеянную гречку надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Поймай из воды»

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

«Волшебная губка»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать (манкой, пшеном) дорожку на столе.Поиграйте: дорожка может идти от любой игрушки или предмета к другому. Дорожку надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой«) можно делать дорожку ограничив ширину и длину палочками т. п.

«Подбери окошко»

Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько, соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: коробочки от "киндер-сюрпризов"; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше .

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Нарисуй пальчиком картинку»

Насыпьте на поднос крупу, покажите как можно рисовать пальчиком, а затем дайте ребенку самостоятельно проявить свое творчество. Слой крупы должен быть такой, чтобы проведя пальцем по нему, образовывались линии. На таком подносе можно будет рисовать простые рисунки.

«Волшебные макарошки »

Интересный способ развития мелкой моторики рук – рисование на подносе макаронами. Для того чтоб его осуществить нужно на подносы выложить несколько видов разной формы макарон. Дать потрогать, пощупать, а затем предложить выложить простые формы постепенно усложняя, выкладывая картинку.

«Разложи по тарелочкам»

Соединить 2-3 вида макарон в одну посуду. При помощи ложки разложить каждый вид по отдельным тарелочкам. Следить чтобы ребенок правильно держал ложку.

Упражнение "Отвечай быстро"

Я задаю вопрос поочерёдно каждому, вы быстро отвечаете.

1. Сколько лап у зайца?

2. Где живёт белка?

3. Кто в лесу самый хитрый?

4. Как зовут детей ежихи?

5. Кто спит в берлоге зимой?

6. Как называется дом лисы?

7. У кого в лесу большие рога?

8. Что строят бобры?

9. Володю ждёт Катя. Кто задержался?

10. Собаку укусила оса. Кто кусался?

11. Мама зовёт домой дочку. Кто на улице? Кто дома?

12. Кошка больше собаки. Кто меньше?

13. Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

14. Дуб выше берёзы. Что ниже?

15. Волк злой. А медведь?

16. Великан высокий. А Дюймовочка?

Для чего нужны нам и детям сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку.

Может быть вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас дружить,

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

«Назови все предмет в доме на звук …»

Предлагаем ребёнку назвать все предметы в доме на определённый звук – это стимулирует у ребёнка активное употребление словаря, развивает фонематический слух, звуковой анализ слов.

Игра «Запоминалки» 

А теперь посмотрим, кто у нас сегодня самый внимательный. На столе лежат предметы, нужно запомнить, как и в каком порядке они лежат. Затем закрыть глаза. А когда глаза откроете, сказать, что изменилось, что стало не так. (1 предмет убирается или два местами меняют. Играем по одному разу. Предметы, которые легко найти в быту (ложка, кубик, книжка-малышка).

Скоро лето, у многих запланирован отпуск. Звуки природы напоминают нам об этом. Всплывают картины горячего солнца, теплого моря, летнего пикника, беззаботного отдыха на даче.

Как вы думаете, в какие речевые игры можно поиграть с ребенком в дальней дороге, на даче? (Ответы родителей.) Далее родителям предлагается проиграть следующие игры:

Одна из самых распространенных игр, в которую можно играть в поезде и машине, в аэропорту во время ожидания рейса «Орлиный глаз». Сначала выбираем свойство предметов, которое будем искать, например, зеленый цвет. И начинаем игру: мой орлиный глаз видит зеленую … траву. Мой орлиный глаз видит зеленое яблоко. Мой орлиный глаз видит зеленую шляпу.

«Слова»

Суть игры: придумывать слова, продолжая цепочку. Первый игрок называет любое слово, например, АРБУЗ, следующий игрок должен придумать свое слово на последнюю букву слова АРБУЗ, то есть на «З». Например, ЗЕБРА. Ход переходит к следующему, который должен придумать слово на «А». В результате, получаются вот такие цепочки: АПЕЛЬСИН – НОСОК – КУРТКА – АНАНАС – СЛОН и т. д.

«Хорошо-плохо»

Вместе с ребенком придумайте, о чем вы хотите поговорить – какое-нибудь событие или явление. Например, идет дождь. Что в этом хорошего? Когда все хорошие варианты исчерпаны, переходим к поиску плохих последствий. Эта игра учит смотреть на события с разных точек зрения, развивает логическое мышление, связную речь.

«Снежный ком»

Вы говорите любое слово, которое пришло вам в голову. Малыш повторяет ваше слово и придумывает свое. Вы повторяете первые два слова, добавляя новое слово. Так слова нарастают как снежный ком. Если часто тренироваться, играя, можно повторить за раз больше 20 слов. Очень полезное занятие для малышей, так как развивает память и внимание. Интересно также играть в «снежный ком» с сюжетом: жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает ребенок, посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

«Я пакую чемодан»

«Я пакую чемодан, – говорите вы, – И кладу зубную щетку, зубную пасту полотенце, расческу». Попросите малыша повторить все, что вы положили в чемодан. Если ребенок вспомнил все, что вы положили, пусть тоже добавит чего-нибудь от себя. Эта игра напоминает «снежный ком», но тематически связана с дорогой.

«Числа»

В детстве мы считали столбы, переезды, ворон. Можно вместе считать все красные машины, всех собак, всех кошек и т. д.

(На столе стоит специальный ящик с песком, лежат формочки, совок, ведерко, камушки, ракушки, пульверизатор).

Песок для детей просто необходим, чтобы полноценно развиваться. Этот материал очень податлив, он легко позволяет менять форму и очертания. Песок, к тому же, психотерапевтический материал. Он пробуждает воображение, вызывает богатые ассоциации, затрагивает все сферы чувств, вдохновляет и успокаивает. Песок для детей отличный материал для выражения своих желаний, выплеска негативных эмоций, страхов, снятия напряжения. Песок – неиссякаемый источник фантазии для вас и вашего ребенка. Вам достаточно дать малышу небольшой «толчок», показав, какие чудеса можно творить из мокрой песчаной массы, и поверьте, восторгу вашего малыша не будет предела. Он с радостью займется изготовлением чего угодно из этого материала. От вас требуется только вовремя подсказывать малышу сюжеты предстоящей работы.

«Соревнование»

Предложите детям выстроить из песка нечто самое-самое. Пусть каждый из них работает в одиночку, соревнуясь с соседом и всеми остальными детьми. Это может быть самое глубокое метро, высокий дом, широкая пирамида, глубокий колодец, большая ракета, длинный канал.

«Ищем клад»

Принимать участие в игре могут одновременно несколько детей. Заранее ограничьте небольшую территорию, и предложите одному или двоим малышам закопать игрушку, ведерко или формочку в песок. Вторая группа должна отыскать «клад» как можно быстрее. Поиск на время – отличный стимул в игре. В следующей игре компании детей меняются местами, и теперь те, кто прятал клад, сам должен его отыскать. Только не перестарайтесь с размерами участка, иначе ваши дети просто перероют весь пляж.

«Рисунки на песке»

Подготовьте песчаный участок, смачивая его водой. Получится отличный "экран" для будущих гениальных творений. Ну а сюжетов для изображений существует огромное множество. В заключение можно украсить результат совместного творчества камешками и ракушками.

«Юный исследователь»

Ваш ребенок стремится познать окружающий мир, свойства предметов. Помогите ему в этом. Набираем ведро воды, и, опуская туда различные предметы, дайте малышу возможность самому исследовать, что из них тонет, а что остается плавать на поверхности. Объясните доступно ребенку почему это происходит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой тренинг для родителей.

Материал предназначен для работы с родителями детей с ТНР.В увлекательной игровой форме родители смогут обратить внимание на собственную речь....

Тренинг для родителей "Играем вместе"

Сохранение и укрепление психического здоровья детей, повышение функциональности и адаптивных возможностей детского организма в прцессе адаптации к условиям ДОУ....

Игровой тренинг для родителей «Играя пальчиками — развиваем речь"

Участники: воспитатель, психолог, родители, дети....

Игровой тренинг для родителей "Играем без игрушек"

Как и чем можно занять ребенка не имея под рукой игрушек в разных ситуациях....

Тренинг для родителей «Игры со звуками и буквами»

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – де...

Игровой тренинг для родителей «Играем с мамой, играем сами …»

Цель  мероприятия: формирование  представлений родителей о разнообразии речевых игр и  их организации в домашних условиях....

Методическая разработка речевого тренинга с родителями и детьми «Учись, играя».

Даннная методическая разработка призвана помочь родителям в овладении практическими навыками выполнения логопедических заданий с использованием игровых приёмов....