КОНСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПО ТРОПИНКЕ К СКАЗКЕ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Михейкина Диляра Ильдусовна

Цель: Развитие речи детей, используя методы   опосредованного   воздействия.

 

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Научить:

- Подбирать однокоренные слова к существительным (слова – родственники);

- Понимать и уметь объяснять фразеологизмы «молочная река,

кисельные берега».

2. Закрепить умения:

- употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа;

- согласовывать местоимения (мой, моя) с существительными;

- определять одушевленный и неодушевленный предмет;

- определять наличие звука в слове;

- согласовывать прилагательное с существительным;

- автоматизировать  звуки  в  речи при помощи  чистоговорок;

- соотносить числительное с существительным;

- делить слова на слоги.

II. Коррекционно-развивающие :

 Развивать:

- фонематический слух;

- зрительное и слуховое восприятие;

- чувство ритма, умение согласовывать слово и движение;

- психические процессы: внимание, воображение, логическое мышление;

- мелкую, общую моторику;

- речевую активность.

III.Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать:

- любовь к художественной литературе;

- умение работать в коллективе;

- согласовывая действия;

- добиваться поставленной цели.

2. Воспитывать:

- чувство товарищества;

- желание узнавать новое и интересное;

- навыки вежливого общения

 

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

 

Материал и оборудование:

- сюжет сказки «Гуси – лебеди»

- персонажи сказки: Маша, Ваня, яблоня, печка, «молочная река», избушка.

- предметные картинки: корзина, пирожок, шесть яблок, яблочный пирог, яблоневый сад, яблочное варенье, яблочное  повидло, капуста, сосулька, собака, лимон, сыр, сметана, йогурт, смородина, малина, клубника

- знаки: камень, широкая и узкая дорожка,

- смайлики весёлые и грустные на каждого ребёнка

- проигрыватель, фонограмма  музыки из сказки. «Три орешка для Золушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr_zan_st_gr_po_tropinke_k_skazke.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «ДЕТСКИЙ САД № 108 «СКАЗКА»

428031, г.Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д.46а
тел.: 8 (8352) 51-13-76, 51-60-25

.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: 

«ПО ТРОПИНКЕ К СКАЗКЕ»

учитель – логопед:

Михейкина Д.И.

Чебоксары

ПО ТРОПИНКЕ К СКАЗКЕ

Цель: Развитие речи детей, используя методы   опосредованного   воздействия.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Научить:

- Подбирать однокоренные слова к существительным (слова – родственники);

- Понимать и уметь объяснять фразеологизмы «молочная река,

кисельные берега».

2. Закрепить умения:

- употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме, именительного падежа;

- согласовывать местоимения (мой, моя) с существительными;

- определять одушевленный и неодушевленный предмет;

- определять наличие звука в слове;

- согласовывать прилагательное с существительным;

- автоматизировать  звуки  в  речи при помощи  чистоговорок;

- соотносить числительное с существительным;

- делить слова на слоги.

II. Коррекционно-развивающие :

 Развивать:

- фонематический слух;

- зрительное и слуховое восприятие;

- чувство ритма, умение согласовывать слово и движение;

- психические процессы: внимание, воображение, логическое мышление;

- мелкую, общую моторику;

- речевую активность.

III.Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать:

- любовь к художественной литературе;

- умение работать в коллективе;

- согласовывая действия;

- добиваться поставленной цели.

2. Воспитывать:

- чувство товарищества;

- желание узнавать новое и интересное;

- навыки вежливого общения

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Материал и оборудование:

- сюжет сказки «Гуси – лебеди»

- персонажи сказки: Маша, Ваня, яблоня, печка, «молочная река», избушка.

- предметные картинки: корзина, пирожок, шесть яблок, яблочный пирог, яблоневый сад, яблочное варенье, яблочное  повидло, капуста, сосулька, собака, лимон, сыр, сметана, йогурт, смородина, малина, клубника

- знаки: камень, широкая и узкая дорожка,

- смайлики весёлые и грустные на каждого ребёнка

- проигрыватель, фонограмма  музыки из сказки. «Три орешка для Золушки»

 

I. Организационный момент:

Упражнение – приветствие «Здравствуйте!»:

Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте!

Пальчики сердитые – здравствуйте!

И ладошки, наши крошки – здравствуйте!

Разбудите наши рожки – здравствуйте!

И притопы, и пружинки – здравствуйте!

Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте!

И улыбки, и улыбки – здравствуйте!

Все друг другу улыбнулись – здравствуйте!

И лукаво подмигнули – здравствуйте!

 

Логопед: Мчится, мчится чрез равнины

Караван гусей крикливых!

Кто-то плачет, ой, слез море! 

 Видно, приключилось горе!

Ребята, Маша рассказала мне, что она не уследила за братцем ! Посадила его на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили братца и унесли его на крыльях. Гуси-лебеди опять, видно, стали баловать!

 1

Логопед: Вы узнали, что за сказка встретилась нам сегодня?

Дети: Это сказка «Гуси-лебеди»!

Логопед: (обращается к Маше):  Не печалься, Маша, мы тебе чем сможем - поможем …

Дети: - поможем!

Логопед: (детям): Вы готовы помогать? (Да!) Сможем мы гусей догнать? (Да!) Маша желает нам доброго пути, и просит вас помогать всем, кто встретится на нашем пути

Прежде чем отправиться в путь мы проговорим чистоговорки, каждое слово будем делить на слоги хлопками. Сначала произнесу я, а затем все вместе.

 

«Уть – Уть - Уть - отправляемся мы в путь!

Да - да - да - трудно будет, не беда!

Ой - ой - ой - Ванечку вернем домой!»

 

II. Основной

Логопед: отправляемся на поиски братца. Что за персонаж сказки встретился на нашем пути?

( дети подходят к доске с изображением яблони)

 2

Дети: Яблоня.

Логопед: К персонажу сказки обратимся с лаской! Ребята, назовите яблоню ласково.

Дети: Яблонька

Логопед: Ребята, яблонька просит вас стряхнуть яблоки.

Логопед: Будем снимать аккуратно яблоки и считать их: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок. Смотрите одно яблоко упало, где оно лежит?

Дети: Яблоко лежит под яблоней.

Логопед: Давайте будем яблоко передавать по кругу и говорить какое оно?

Дети: (яблоко круглое, яблоко красное, яблоко сочное, яблоко витаминное, яблоко полезное, яблоко сладкое)

Логопед: Ребята, я хочу у вас спросить у вас есть родственники?

Дети: да

Логопед: Назовите своих родственников

Дети: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя.

Логопед: А как вы думаете, у животных и птиц есть родственники?

Дети: ответы детей (дети называют родственников животных и птиц)

Логопед: Молодцы! Семья бывает не только у людей, животных и птиц, но также родственники есть и у слов и называются они родственные слова, это слова которые образованы от одного корня  и сейчас мы с вами назовём родственные слова к слову яблоко.

 3

Логопед:

- как будет называться варенье из яблок – (яблочное варенье)

- как будет называться повидло из яблок – (яблочное повидло)

- как будет называться сад,  в котором растут яблони – (яблоневый сад)

- как будет называться пирог,  приготовленный с яблоками – (яблочный пирог)

 

Давайте посмотрим на картинки. Подходят ли они к тем словам, которые вы произнесли? (Яблочное варенье, повидло, яблоневый сад, яблочный пирог, …)

Логопед: Все эти слова выросли из слова яблоко - поэтому все эти слова родственники

 

Логопед: Нам пора идти дальше. Что за персонаж сказки нам встретился?

4

Дети: Это печка!

Логопед:  Мимо путник не пройди! Пирожок прихвати! С пылу, с жару вынимай! С пирожком поиграй! ЗАГАДКИ (КАПУСТА, СОСУЛЬКА, СОБАКА, ЛИМОН)

  • Какой предмет лишний по количеству слогов в слове?
  • Какой предмет лишний по отношению (мой, моя)?
  • Какой предмет лишний по отношению одушевленный или неодушевлённый?
  • Какой предмет лишний по наличию звука «К» в слове.

III. Физминутка:

5

Пи-пи пирожок, поиграй со мной дружок. 

Шли с картошкой пирожки (ходьба на месте),

Шли с морошкой пирожки (прыжки),

Шли окрошка и гуляш (приседания),

Шли коржи (хлопки в ладоши)

И шел грильяж (киваем головой) -

Очень вкусная конфета (прыжки на одной ноге)

После сытного обеда (садимся на места).

Логопед:  Скажем печке спасибо. А нам пора в путь.

IV. Логопед: Какой сказочный персонаж встретится нам на пути?  Отгадайте  загадку:

Летом бежит,

Зимой спит. Весна настала —

Опять побежала.

(Река)

6

Дети: Река

Логопед: Да это река. Давайте сядем на бережок и отдохнём

Логопед:  Как вы думаете, почему речку в сказке  называют молочной?  (Она из молока).   Что значит «кисельные берега»? ( Берега из киселя)

Сейчас будем проговаривать по очереди два слова: «кисель», «молоко». Будьте внимательны и запоминайте, кому какое слово достанется.

 

Дети делятся  на две команды.

Одна команда будет готовить молочные продукты, а вторая — варить кисель.

(На отдельном столе разложены картинки с изображением молочных продуктов и ягод. Дети, каждый в своей команде, выбирают нужные картинки. По окончании работы каждая команда показывает и рассказывает, что приготовили из молока и из чего сварили кисель)

 

VI. Логопед: Нам пора отправляться  дальше. За болотом стоит избушка на курьих ножках. Там живет баба Яга. Давайте подойдем поближе,  Дорожка до избушки непростая — то узкая, то широкая, то каменистая

7

Густой туман стелется под ногами, но я вам помогу, буду указывать путь при помощи знаков.

Логопед показывает детям поочередно и в разнобой знаки  с изображением узкой, широкой дороги и камней. Дети идут друг за другом, имитируя соответствующую ходьбу.  За болотом, погляди, домик бабы Яги! Спрячемся, присядем тут.

Логопед: Баба Яга   улетела  по делам, а Ване сказала сидеть за печкой и не выходить на улицу, но Ваня не послушал. Давайте Ваню  тихо позовем.
Дети:  Ваня! Ванюша!

  

VII. Дети берут Ваню.

Логопед:  Ванечка, за нас держись,  бежим!

Ребята, кто нам поможет от гусей-лебедей спрятаться? (Молочная река-кисельные берега.)

Речка – матушка спрячь нас (присели). Изобразим речку руками.

Логопед: Гуси-лебеди  пролетели мимо. Скажем речке спасибо.

 

VIII. Логопед: Кто дальше поможет?

Дети: ( Печка)

Логопед: Печка, матушка спрячь нас! (присели)

 Пальчиковая игра «В лес ходили  мы гулять»

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес ходили мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И пирог с ней испекём!

Логопед: Гуси-лебеди  пролетели мимо.  Скажем печке  спасибо.

IX. Логопед: А вот и яблоня. Яблоня, матушка, спрячь нас (Изображаем качающую ветками яблоню.)  Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Скажем яблоньке  спасибо, и возвращаемся домой.

X. Итог.

Логопед:  Маша!  Выручили мы братца твоего.

8

Давайте Маше расскажем,  кому  по пути  помогали, с кем играли, какими мы были   дружными и смелыми.

Ответы детей.

Логопед: Маша благодарит вас за то,  что вы выручили её братца.  Нашим героям  пора домой, а то скоро родители вернуться.

Логопед:  Если во время нашего путешествия вам  было легко справляться с трудностями,  поднимите весёлого смайлика, а если было сложно,  то поднимите грустного смайлика и, скажите, в чем вы затруднялись.

9

10

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие» АЙРИС ПРЕСС-М, 2004.

2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб., 2003.

3. Т.А. Ткаченко Использование схем в составлении описательных рассказов. - Дошкольное воспитание № 10, 1990.

4. Е.И. Тихеева Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.

5. Т.А. Ткаченко Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/: пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006.

5. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада/ О.С. Ушакова., Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию в старшей группе по теме:«Экологическая тропа в здании детского сада ».

Расширять представления детей об объектахэкологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать знакомыерастения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными...

Конспект интегрированного занятия Старшая группа (2) Тема: «Оберег казачьей семьи»

Цель: Формирование  представлений о  быте донских казаков у  детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Продолжать знакомить детей с бытом  и традициями донских казаков.-познакоми...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Эти мудрые русские сказки»

познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть...

Презентация к занятию в старшей группе по теме:«Экологическая тропа в здании детского сада ».

Расширить представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать знакомыерастения и животных и  способы ухода за ними....

Конспект ННОД в старшей группе по теме: <<В гостях у сказки>>

Цель: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.Задачи:Обучающие:- закрепление характерных признаков времен года, название месяцев, дней недели;- у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказочными тропами»

Конспектзанятия по развитию речив старшей группена тему «Сказочными тропами»...