Артикуляционная гимнастика. Бережная О.В.
методическая разработка по логопедии на тему

Бережная Ольга Васильевна

Авторсктие методические разработки комплексов артикуляционной гимнастики по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские разработки комплексов артикуляционной гимнастики по лексическим темам.

Уважаемые коллеги!

Всем известно, что развитие у дошкольников-логопатов артикуляционной моторики чрезвычайно важно. Но как вызвать у ребят интерес к выполнению артикуляционной гимнастики? Я нашла решение! При организации подгрупповых коррекционно-логопедических занятий я использую разработанные мной комплексы по изучаемым лексическим темам.  Поэтому каждую неделю дети моей группы слушают и «показывают» новую сказку о Весёлом Язычке. Предлагаю вашему вниманию некоторые из моих авторских разработок.

Желаю вам творческих успехов!

Сказки о Весёлом Язычке.

Лексическая тема «Одежда»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок покупает одежду».

Однажды Язычок решил

купить себе одежду. Для этого он пошёл а магазин. Там было много яркой и красивой одежды и Язычок сделал много полезных покупок: спортивный костюм для того, чтобы делать зарядку и совершать утренние пробежки ( облизывание губ круговыми движениями языка), тёплая куртка , чтобы не замёрзнуть в холодный день (раздувание щёк), футболка и шорты, чтобы играть в футбол (упр-е «Футбол»), брюки и рубашка, чтобы кататься на качелях (упр-е «Качели» - широкий язык на верхней и нижней губах поочерёдно), костюм для прогулок в лес, где можно собирать грибы (упр-е «Грибок»). После этого Язычок вернулся домой.

Лексическая тема «Обувь»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок покупает себе обувь».

Сегодня Язычок пошёл в магазин за обувью. Сначала он купил кроссовки, чтобы совершать утренние пробежки вокруг дома (рот открыт, языком облизывать губы по кругу в одну и другую стороны) и играть в футбол (упр-е «Футбол»). Потом Язычок купил комнатные тапки, чтобы в них делать всю работу по дому: подметать (кончик языка во рту за верхними зубами выполняет движения), вытирать пыль (упр-я «Чистим нижние и верхние зубы»), сметать паутину с потолка (упр-е «Маляр»). А ещё Язычок купил себе тёплые сапоги, чтобы зимой кататься с горки (упр-е «Горка» - рот приоткрыт, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы).

Лексическая тема «Игрушки»

Общая артикуляционная гимнастика  «Язычок играет».

Язычок очень любит играть. Поэтому у него много игрушек: деревянная лошадка (упр-е «Лошадка»), пластмассовые лопатки, чтобы играть с песком (упр-е «Лопатка»), дудочка (упр-е «Трубочка» из губ), на которой Язычок любит наигрывать разные мелодии. Ещё у Язычка есть круглый резиновый мяч (облизывание губ по кругу, при этом рот широко открыт), с которым он играет в футбол (упр-е «Футбол»), гармошка (упр-е «Гармошка») и барабан (упр-е «Барабанчик»).

Язычок часто приглашает к себе друзей, чтобы вместе с ними поиграть с его игрушками.

Лексическая тема «Посуда»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок принимает гостей ».

Язычок очень любил принимать гостей и угощать их чаем. Но для этого ему была нужна посуда. Поэтому он пошёл в магазин и купил розовые чашки и глубокие тарелки (упр-е «Чашечка). Из чашек Язычок с гостями пил чай и молоко, а из тарелок ел суп и кашу. Когда еда была горячей, Язычок дул на неё (дуют на широкий язык, не раздувая щёк).

Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упр-е «Блинчик»).

Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт – упр-е «Вкусное варенье»).

Лексическая тема «Мебель»

Общая артикуляционная гимнастика «Мебель в доме Язычка».

В каждом доме есть мебель. Вот и в доме Язычка она тоже есть. В комнате стоит большой стол. Когда приходят гости, Язычок передвигает его на середину комнаты (упр-е «Катушка»). Вокруг стола стоят стулья (упр-е «Чистим нижние зубки»). В дальнем конце комнаты стоят кресла (касания языком последних нижних зубов). Над креслами висят светильники (касания языком последних верхних зубов). Но самый высокий предмет мебели – это шкаф. Он достаёт до самого потолка (касание кончиком языка альвеол, кончик языка при этом должен быть острым).

Лексическая тема «Транспорт»

Общая артикуляционная гимнастика «На пароходе».

Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане дальнего плавания, который командовал огромным пароходом. Этот пароход гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…На пароходе плыли много людей и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), повар готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка») пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий язык, не раздувая щёк). А вот сам капитан выполнял самую важную работу – он стоял у штурвала и вращал его в разные стороны (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону), чтобы не сбиться с правильного курса.

Лексическая тема «Профессии. Швея»»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок в ателье».

Язычок часто выходил на прогулку из своего домика на улицу. Он смотрел налево, направо (упр-е «Маятник») и видел, что все люди носят одежду. Язычок часто думал о том, кто же её делает. И вот однажды друзья рассказали ему, что одежду шьют в ателье или на специальных фабриках. Тогда Язычок решил сходить в ближайшее ателье и посмотреть, как шьют одежду. Прийдя в ателье, он увидел, что там работают швеи или портные. У них на столах Язычок увидел отрезы ткани (упр-е «Блинчик»), катушки с нитками (упр-е «Катушка»), иголки (упр-е «Иголочка»), мел, которым они обводили лекала на ткани (упр-е «Чистим верхние и нижние зубы»), ножницы, которыми швеи вырезали выкройки (облизывание языком губ по кругу при широко открытом рте в одну и другую стороны). И тогда Язычок понял, что профессия швеи очень сложная и нужная для всех людей. Ведь все люди носят одежду.

 Лексическая тема «Профессии в детском саду»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок в детском саду».

Однажды Язычок решил прийти в детский сад и посмотреть, кто в нём работает. За забором (упр-е «Заборчик»), во дворе детского сада Язычок увидел дворника. Она подметала дорожки (упр-е «Маятник»). Когда Язычок зашёл в здание, он встретил помощника воспитателя. Она вытирала пыль на подоконнике (упр-е «Чистим нижние зубы») и на окнах (упр-е «Чистим верхние зубы»). В группе Язычок увидел воспитателя. Она играла с детьми в настольную  игру «Футбол» (упр-е «Футбол»). В кабинете медсестры Язычок  заметил шприцы с острыми иголками (упр-е «Иголочка»). В зале музыкальный руководитель учила детей играть на гармошках (упр-е «Гармошка») и барабанах (упр-е «Барабанчик»). В кухне работали повара. Они пекли блинчики (упр-е «Блинчик») и намазывали их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). В прачечной прачка стирала бельё в больших стиральных машинах (облизывание губ по кругу в обе стороны), а потом гладила его горячим утюгом (упр-е «Болтушка»).

Вот так Язычок побывал в детском саду и увидел, какую важную и нужную работу выполняют все его сотрудники.

Лексическая тема «Профессии на стройке»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок на стройке».

Язычок любил часто выходить на прогулку. Там он наблюдал за происходящим вокруг и видел, что недалеко строится новый дом. Язычку очень нравилось смотреть на то, как люди трудятся на стройке. Крановщик управлял краном и поднимал грузы на верхние этажи (упр-е «Язычок тянется к носу»), а затем кран вновь опускался к земле за новым грузом (упр-е «Язычок тянется к подбородку»),  маляры разводили краску и красили потолки (упр-е «Маляр»), штукатуры выравнивали стены (упр-е «Футбол»), экскаваторщики копали котлованы (упр-е «Кошка лакает молоко»), стекольщики вставляли стёкла в окнах верхних и нижних этажей нового дома (упр-е «Чистим верхние и нижние зубы»). Строители работали дружно, поэтому новый дом был готов очень скоро.

Лексическая тема «Защитники Отечества»

Общая артикуляционная гимнастика «На военном корабле».

Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане военного корабля, который командовал целой командой моряков. Когда корабль набирал скорость, он гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…( упражнение «Пароход»). На палубе корабля располагались  пушки с грозными стволами (упражнение «Трубочка» из губ).  На корабле несли службу моряки,  и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), корабельный повар – кок -  готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка»),  пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий кончик языка, не раздувая щёк). А вот  капитан выполнял самую важную работу – он управлял кораблём с помощью штурвала (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону) и руководил всей командой.

Лексическая тема «Весна».

Общая артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка».

Однажды утром Язычок выглянул из своего домика и понял, что наступила весна. Он посмотрел на небо (упр-е «Язычок тянется к носу») и увидел, что солнце стало светить ярче. Под его тёплыми лучами снег на земле начал таять, и то тут, то там появились проталинки (упр-е «Ребро»). На крышах висели огромные сосульки (упр-е «Чистим верхние зубки»), с них капала вода прямо на землю (движения языка  под нижними зубами) и стучала так: д-д-д-д-д (упр-е «Барабанчик»). Одна из капель попала в проходившую мимо кошку. Кошка испугалась и выгнула спину (упр-е «Кошка сердится»).

 День становился длиннее и теперь Язычок мог подольше оставаться  на улице. Он катался на качелях (упр-е «Качели»), играл в футбол (упр-е «Футбол»), бегал с друзьями наперегонки вокруг своего домика (облизывать языком губы при широко открытом рте). Язычок очень любил весенние прогулки.

Лексическая тема «Весенние работы».

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок на даче».

Язычок очень любил приезжать весной на дачу. Там в это время  много работы: нужно вскопать лопатой землю (упр-е  «Кошка лакает молоко»), потом граблями разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и сделать грядки. На грядках нужно посеять семена овощей (упр-е «Посчитаем языком верхние и нижние зубы»): морковки, свёклы, помидоров, гороха, фасоли. Стволы деревьев нужно побелить, чтобы  защитить их от вредных насекомых (упр-е «Качели на губы» и «Маляр»).

Лексическая тема «Аквариумные рыбки»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок наблюдает за рыбками».

Как вы уже знаете, Язычок часто приходил в детский сад. Он даже помогал детям ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы был также и аквариум, в котором плавали разноцветные рыбки. Все рыбки были очень разными. У вуалехвоста был красивый  длинный  хвост (упр-е «Язычок тянется к подбородку»), у меченосца хвост был острым, как меч (упр-е «Иголочка»). Отличались рыбки и размерами: одни были большими, другие – маленькими. Но всё же рыбки были похожи друг на друга. У всех у них была голова (облизывание губ круговыми движениями, рот приоткрыт), туловище, хвост, двигая которым рыбки поворачиваются в разные стороны (упр-е «Болтушка»). Ещё у рыбок есть плавники на спине (упр-е «Чистим верхние зубы»), и на животе (упр-е «Чистим нижние зубы»). Тело всех рыбок покрыто чешуйками, все они умеют плавать (упр-е «Маятник»). Язычок очень любил наблюдать за аквариумными рыбками..

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Общая артикуляционная гимнастика «Язычок в огороде»

Однажды Язычок  вышел из своего домика погулять (высунуть язык и удерживать его по средней линии в течение 3-5 секунд). Он посмотрел по сторонам (упр-е «Маятник») и увидел, что за забором (упр-е «Заборчик») его соседи работают в своём огороде. Они вырывали сорную траву (рот открыт, высунутым языком делать движения вверх-вниз, не касаясь верхней губы и подбородка), собирали крупные сочные помидоры и хрустящие огурцы в корзины (упр-е «Чашечка»), поливали из шланга морковь и капусту  (холодная струйка воздуха «стекает» посередине языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы в улыбке – упражнение «Водичка»). Язычок решил помочь соседям и с удовольствием поработал вместе с   ними.                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...