Конспект занятия звук и буква С "Путешествие в Свистляндию"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Михалева Людмила Ивановна

Автоматизировать поставленные свистящие звуки; развивать память, внимание, творческое мышление; учить общению со сверстниками и взрослыми; создать радостно-эмоциональное настроение и снять речевое напряжение, стимулировать творческую и ручную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_bukvu_s.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свистящие звуки (итоговое)

Задачи: Автоматизировать поставленные свистящие звуки; развивать память, внимание, творческое мышление; учить общению со сверстниками и взрослыми; создать радостно-эмоциональное настроение и снять речевое напряжение, стимулировать творческую и ручную деятельность.

Оборудование:

1. Стол под скатертью с синими узорами.

2. Салфетки – самоделки с синими узорами (морские волны, колокольчики, васильки, …) – 26 шт.

3. Одноразовые тарелочки, чашечки, расписанные синими узорами – по 26 шт.

4. Самодельные шапочки, обручи, колпачки с буквой С – 10 шт.

5. Браслеты из синих ленточек-10 шт.

6. Кукла Саша в синей одежде.

7. Угощенья: соки (апельсиновый, ананасовый и сливовый), сухарики, сливы, сушки, сахар, арахис, сухофрукты (чернослив, абрикосы), сыр, сырники, салат из капусты, конфеты (Ласточка, Снежок, Совушка).

Ход занятия

В комнате дети накрывают стол и помогают им... родители, а не наоборот! В сервировке стола, в одежде непосредственных участников преобладает синий цвет. На ребятах, да и на взрослых, обязательно — что-нибудь синее: юбка или джинсы, шорты, кофточка, рубашка или просто выглядывающий из нагрудного кармана маленький синий платочек, синий бант, синий галстук... На головах детей — самодельные шапочки, обручи или колпаки с буквой «с». На правом запястье каждого ребенка синий браслет из бумаги, ниток, ленточек и т, д.

Дети заранее сделали салфетки-самоделки, на них наклеили узоры из синих фантиков, аппликации, рисунки морских волн, колокольчиков, васильков...

Каждый ребенок раскладывает салфетки для себя и для мамы так, чтобы они лежали одна напротив другой. Дети расставляют одноразовые тарелки, чашки, расписанные синими узорами.

Все действия малышей направляет кукла Саша. На ней тоже синяя одежда! Саша предлагает детям раскладывать угощения, радуется, когда видит, как они выставляют свои заранее приготовленные блюда: соки (апельсиновый, сливовый, ананасовый), сухарики, сливы, сушки, постный сахар, арахис, сухофрукты (чернослив, абрикосы), сыр, сырники, салат из капусты на капустном листе, конфеты «Барбарис», «Ласточка». У каждого «кулинара», выставляющего на стол блюда, кукла Саша спрашивает, как называется угощение, покупал ли ребенок сок сам, резал ли сыр сам и т.д. Саша удивляется и радуется — вот какие дети самостоятельные покупатели, мастера-кулинары, как они четко говорят, и спрашивает их, какой звук речи слышен в названии каждого угощения. Получив ответ, кукла «догадывается»: «Мы попали в синюю страну Свистляндию, жители которой называются (дети подсказывают Саше)...свистуны,   свистляндцы. Когда свистляндцы произносят звук «с», то их губы — в улыбке, зубы видны, и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха». Саша предлагает всем свистушкам и свистунам занять свои места за столом и начать сокопитие. Саша подсказывает: «Каждый свистляндец угощает своим яством гостей, начиная со старших. К взрослым надо обращаться по имени-отчеству. Например:  «Марина Анатольевна, попробуйте сливовый сок. Он кисло-сладкий, самый вкусный».

Во время застолья кукла все время напоминает правила: «Когда я ем, я глух и нем». «Говорить можно только после того, как прожевали». «Я ем с закрытым ртом». «Когда я угощаю, я смотрю в глаза тому, к кому обращаюсь».

— Ой, ой, ой! Не тянись через весь стол за угощением. Обратись к соседу справа (на правой руке у тебя браслетик) или к соседу слева и попроси: «Толя, передай мне, пожалуйста, еще кусочек сыра! Спасибо!»

Угощающий ребенок (в шутку его можно назвать «угощалыцик») обходит всех взрослых и детей, сидящих за столом, а себе кладет угощение в последнюю очередь.

Кукла Саша организует застольные беседы:

— Посмотрите, какая буква на ваших шапочках. Кто хочет рассказать стихотворение или сказку, в которой часто встречается звук «с»? Может быть, Вова расскажет сказку, которую сам (Все слушают сказку.)

«На кочке стояла изба. Через трясину в избу от страха скакнул суслик. Он разбил стекло. Сел на стул у стола. В окно просунулся клюв цапли: «Я не съем тебя, суслик». Суслик сказал: «У меня есть друзья: крыска Лариска, саранча Санчо. Мои друзья — трусишки, боятся трясины». — «Не бойся, суслик, я их доставлю сюда,— сказала цапля. — Пусть сядут ко мне на спину, я перенесу их через трясину».

Может быть, кто-нибудь загадает загадку, чтобы в слове-отгадке был звук «с»?

Придумаем слова со звуком «с» в начале слова, в конце, в середине.

— Кто-нибудь хочет спеть песенку про сурка? Кто это — сурок? А если в слове «сурок» Буквоед съест букву «у», а Словострой пришлет букву «ы», какое новое слово получится?

Кукла Саша хвалит свистляндцев за хорошие ответы, стихи, сказки; с грустью говорит, что закончилось сокопитие в Свистлян-дии; с таинственной интонацией сообщает, что всех свистляндцев ожидают замечательные приключения в Барабанске, жители которого любят булки и батоны, барбариски и безе, бруснику и бананы. Не хуже будет и в городе Вопеж, где все едят варенье, вишни, виноград и вафли. А в Пыхтюге гостей угостят печеньем, пахлавой, помидорами, пряниками, пирожными, пастилой, простоквашей... В Шипляндии дадут попробовать шоколад и шербет. В Мычалкино встретят малиной, миндалем, мармеладом, медом, мороженым... В Кошкино накормят до отвала карамелью, крекерами, курабье, картофельными чипсами, киви, клюквой в сахаре, курагой, коржиками и какао. (А также в Рычандии, Жужжандии и т. д.)

Свистляндцам предстоят необыкновенные превращения в пыхтелок, шептунов, рычалок, жужжалок... В каждом царстве-государстве ребят ждут новые сказки, стихи, загадки...

«А мне, — говорит Саша — тоже придется менять имя.Например,в Шипляндии я буду Шура, а в Рычандии — Рая, в Жужжандии — Женя, а в Пыхтюге — Паша...»

Такие замечательные застолья создают радостно-эмоциональное настроение и снимают речевое напряжение, стимулируют творческую и ручную деятельность, учат общению со сверстниками и взрослыми. Попутно выполняются и учебные задачи: работа над фонематическим слухом, автоматизация поставленных свистящих, контроль четкости произнесения звуков.


Конспект

организации и проведения занятия с детьми 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи по формированию звуковой культуры речи

Тема Путешествие в Свистляндию

Занятие составила и провела

логопед МКДОУ БЦРР д/с№ 11

Михалёва Людмила Ивановна

Борисоглебск – 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...

Конспект занятия Звук и буква «М»

Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....

Конспект занятия. Звук и буква П.

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....