Проект: "Скоро в школу!" (Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР).
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Хлопина Светлана Васильевна

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Актуальность:

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфий.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.
Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения.

Нарушения письма и чтения очень влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Скоро в школу!» (Профилактика дисграфии у дошкольников) (2016г).

 Цель данной работы: выявить предрасположенность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к дисграфии, разработать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе и создать условия по профилактике нарушений письма у данной категории детей в МБДОУ «Малышок».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu._profilaktika_disgrafii.docx214.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Скоро в школу!» C:\Users\home\Pictures\оформить портф\logoped_v_butovo 3.jpg

(Профилактика дисграфии у дошкольников)

 (2016г). 

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Актуальность:

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
У детей с общим недоразвитием речи, в связи с разнообразными речевыми, сенсорными нарушениями возникает несформированность указанных функций, что затрудняет овладение процессом письма и в будущем может стать причиной специфических его нарушений – дисграфий.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашел свою практическую реализацию в открытии логопедических групп, специальных детских садов для детей с нарушениями речи. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, то есть к усвоению элементов грамоты.
Исходя из сказанного, профилактика дисграфии в дошкольном детстве, а тем более у детей с таким сложным нарушением речи, как ОНР, является актуальным вопросом в теории и практике логопедии, требующем своего практического рассмотрения.

По требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Нарушения письма и чтения очень влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Скоро в школу!» (Профилактика дисграфии у дошкольников) (2016г).

 Цель данной работы:

выявить предрасположенность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к дисграфии, разработать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе и создать условия по профилактике нарушений письма у данной категории детей в МБДОУ «Малышок».

Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.  В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий должна быть направлена на выделенные задачи:

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений(звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления);
  • развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

С учетом цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Малышок».

Методы:

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки и буклеты для родителей);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)

Кадровое обеспечение:

  • Учитель-логопед;
  • воспитатели,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.

Технологии:

  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  • Компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно-аналитический).

Задачи:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность  работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет и профилактики дисграфии.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методикам:

1. В. С. Володина. Альбом по развитию речи. М.2010.

2. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. Дидактический материал по обследованию речи детей.1998. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005

3. Т.А.Ткаченко. Альбом инд. Обследования дошкольника.2006.

         4. Т.А.Ткаченко. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет.2007.

5. Е.Н.Косинова. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи детей от 2 до 7 лет. М.:Эксмо.2015

Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. С такими проблемами как, слабая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, безучастное отношение к деятельности детей в детском саду компенсирующего вида, отрицание того, что родители могут и должны участвовать в коррекционном процессе, сталкивается учитель-логопед каждый раз, когда к нему приходят дети, нуждающиеся в помощи специалиста. Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.

Значимость и разнообразие форм работы учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

Взаимодействие специалистов и родителей:

Просветительский блок

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями  по профилактике речевых недостатков у детей

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Используемая литература:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  2. Н.В. Нищева.  Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  3. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  4. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  5. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
  6. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
  7. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007

Хлопина Светлана Васильевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Малышок»
п. Рефтинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Скоро-скоро Новый год"

Проект "Скоро-скоро Новый год !" поможет интересно провести предновогодние дни с детьми, наполнить их жизнь увлекательными делами....

Проект "Скоро-скоро Новый год"

Встречаем Новый год...

Проект "Скоро, скоро Новый год"

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей ...

Проект "Скоро, скоро к нам придет долгожданный Новый код"

Проект реализовывался перед Новогодними праздниками с целью приобщения детей к русской ациональной культуре, через праздники и традиции....

Проект «Скоро, скоро Новый год!»

При совместной деятельности на тему «Скоро новый год» - проблемная ситуация «Когда отмечают Новый год», «Какие подарки дарить на праздник», беседа «Кто такой Дед Мороз», «Какие вы знаете традиции ново...

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников 6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»

Антошина Ю.А., педагог-психологМордвинова Е.А., учитель-логопед  Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников 6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»...

Проект в ожидани Нового года в форме адвент-календаря в первой младшей группе «Земляничка» Название проекта "Скоро, скоро новый год!"

Одной из главных задач нашей группы детского сада является вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ в условиях ФГОС, поэтому родители будут выполнять основные образовательные и организацио...