Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников 6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»
проект (подготовительная группа)

Антошина Юлия Александровна

Антошина Ю.А., педагог-психолог

Мордвинова Е.А., учитель-логопед

  Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников

6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»

         Проблема  готовности к школьному обучению воспитанников является актуальной.   Наше дошкольное  учреждение  решает задачи, направленные на развитие познавательных способностей, мотивации, эмоционально-волевой сферы, а также речевого развития детей, что является важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. С этой целью в нашем детском саду  с 2016 г реализуется  проект «Скоро в школу», который  позволяет не только успешно готовить  воспитанников к школьному обучению, но и    оказывать  практическую психолого-педагогическую  помощь и поддержку  родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом.   В ходе реализации проекта мы решаем следующие  задачи.

Задачи:

Для воспитанников:

  • формировать у дошкольников  правильные  представления о школе и учении;
  • формировать  положительное  эмоциональное отношение к школе;
  • формировать  опыт учебной деятельности;
  • формировать готовность к обучению грамоте, коммуникативные навыки
  • формировать  внутреннюю  позицию школьника;
  • обеспечить одинаковые  стартовые   возможности   для воспитанников в предшкольном образовании.

Для родителей (законных представителей):

  • повышать  уровень  педагогической культуры родителей;
  • формировать активную  позицию  при подготовке детей к школе;
  • обогащать  и активизировать  воспитательные  и практические  умения.

Для педагогов ДОУ:

  • повышать уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению;
  • формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение воспитанников ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.

Ожидаемые результаты проекта:

  • формирование «внутренней позиции школьника», эмоционально – положительное отношение к школе у 90% воспитанников;
  • расширение знаний детей о школьном  мире, повышение  интереса  к школе, школьной атрибутике;
  • освоение интерактивных  форм взаимодействия педагогов и родителей;
  • повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
  • обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

Методы, используемые при реализации проекта:

  • дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные формы взаимодействия с ребенком;
  • игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
  • обсуждение и разыгрывание ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антошина Ю.А., педагог-психолог

Мордвинова Е.А., учитель-логопед

  Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников

6-7 лет в рамках проекта « Скоро в школу»

         Проблема  готовности к школьному обучению воспитанников является актуальной.   Наше дошкольное  учреждение  решает задачи, направленные на развитие познавательных способностей, мотивации, эмоционально-волевой сферы, а также речевого развития детей, что является важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. С этой целью в нашем детском саду  с 2016 г реализуется  проект «Скоро в школу», который  позволяет не только успешно готовить  воспитанников к школьному обучению, но и    оказывать  практическую психолого-педагогическую  помощь и поддержку  родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом.   В ходе реализации проекта мы решаем следующие  задачи.

Задачи:

Для воспитанников:

  • формировать у дошкольников  правильные  представления о школе и учении;
  • формировать  положительное  эмоциональное отношение к школе;
  • формировать  опыт учебной деятельности;
  • формировать готовность к обучению грамоте, коммуникативные навыки
  • формировать  внутреннюю  позицию школьника;
  • обеспечить одинаковые  стартовые   возможности   для воспитанников в предшкольном образовании.

Для родителей (законных представителей):

  • повышать  уровень  педагогической культуры родителей;
  • формировать активную  позицию  при подготовке детей к школе;
  • обогащать  и активизировать  воспитательные  и практические  умения.

Для педагогов ДОУ:

  • повышать уровень профессиональной компетенции воспитателей по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению;
  • формировать преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение воспитанников ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.

Ожидаемые результаты проекта:

  • формирование «внутренней позиции школьника», эмоционально – положительное отношение к школе у 90% воспитанников;
  • расширение знаний детей о школьном  мире, повышение  интереса  к школе, школьной атрибутике;
  • освоение интерактивных  форм взаимодействия педагогов и родителей;
  • повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
  • обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе.

Методы, используемые при реализации проекта:

  • дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные формы взаимодействия с ребенком;
  • игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
  • совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
  • обсуждение и разыгрывание ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;

                 Участники  проекта:  воспитанники подготовительной к школе группы, их родители (законные представители), воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 г.о. Самара.

    Более подробно хотим остановиться  на формах взаимодействии педагогов с родителям (законными представителями) воспитанников, которые позволяют   родителям быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками воспитательного процесса. Анкетирование родителей в сентябре 2018 года   показало, что большинство  опрошенных не уверены в благоприятной  адаптации своих детей к условиям  школьного обучения.  Они высказывают мнения о необходимости  в первую очередь развивать у детей познавательные процессы: внимание, память,  мышление, речь,  мелкую моторику, воображение и только потом развивать у дошкольников коммуникативные навыки, положительное отношение к школе,  желание учиться и познавать что-то новое, формировать  «внутреннюю позицию школьника».  Более половины опрошенных  хотели бы получить консультации педагога-психолога, учителя-логопеда по вопросам готовности к школьному обучении.  Родители  предположили, что классические формы сотрудничества с педагогами  менее эффективны по сравнению с интерактивными.  Таким образом, мы  внедрили  интерактивные формы сотрудничества   и взаимодействия с родителями воспитанников 6-7 лет.

   Так, помимо  классических форм работы с родителями: психолого-педагогическое просвещение, выступления на род. собраниях, тематические консультации, памятки и буклеты, информационные стенды в группах, консультирование посредством размещения информации на интернет-сайде ДОУ и др.,  мы  использовали  следующие интерактивные формы сотрудничества: семинар - практикум,  деловая игра, тренинг, мастер-класс, круглые столы.   Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, им  предлагают  найти оптимальный способ  решения  задач при подготовки ребёнка к школьному обучению. Они получают опыт непосредственного проживания, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. 

     В рамках реализации проекта «Скоро в школу!» были проведены  мероприятия с воспитанниками, с родителями (законными представителями), а также  и совместные мероприятия педагогов ДОУ и учителей МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара, в том числе и совместные мероприятия педагога-психолога и учителя-логопеда с   родителями воспитанников 6-7 лет.

         Мероприятия для родителей с участием педагога-психолога и

учителя-логопеда

Срок проведения

Мероприятия

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Октябрь

Декабрь

Март

Май

Конференция: «Детский сад и школа –лицом друг к другу»

Практикум для родителей:

Все повторяется сначала, в школу с желанием.

 Тренинг для родителей:

Мой любимый первоклашка.

 Мастер-класс для родителей

К школе готов? Готов!

 Психологическая готовность к школьному обучению

Мотивационная готовность к школе.

Успешная адаптация будущих первоклассников.

Результаты мониторинга психологического здоровья.

Речевая готовность ребенка к школе.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Будем писать без ошибок- профилактика дисграфии.

Результаты диагностики речевой готовности детей к школе.

 Предлагаем познакомиться с интерактивными формами взаимодействия с родителями на примере практикума для родителей «Все повторяется сначала, в школу с желанием».

Предварительная работа включала в себя:

- Изготовление  буклетов и памяток для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста», «Правила работы при выполнении письменных заданий», «В школу с желанием! Мотивационная готовность к школьному обучению»

-Подготовка оборудования для проведения  мастер-классов и игр с родителями.

-Подготовка мультимедийных презентаций для сопровождения теоретической части практикума.

-Разработка анкеты для родителей.

-Изготовление именных пригласительных для родителей.

            Практикум включал в себя и краткую теоретическую информацию  с сопровождением мультимейдийных презентаций, мастер-классы педагогов, игры, а также  тренинг, который провела мама воспитанницы.

Этапы

Цель этапа

Инструментарий

педагога-психолога, учителя-логопеда

Раздаточный материал

Деятельность  родителей

Планируемый результат

Вводный

Организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, активизировать  на совместное решение проблем.

Игра на сплочение родителей

«Похлопаем в ладоши»

Предлагаем родителям похлопать в ладоши

- те, кто грустный (сердитый),

- кто веселый (улыбчивый, щедрый)

- кто любит смеяться, смотреть мультфильмы, слушать сказки

-у кого есть в одежде красный (желтый, зеленый, черный) цвет

-у кого светлые (темные)  волосы

-у кого дома живет кошка (собака)….

Приветствуют друг друга, общаются, активно  участвуют  в игре.

Сплочение коллектива, повышение настроения, повышение мотивации, установление благоприятного психологического климата.

Основной

•Познакомить родителей с теоретическими  аспектами по отдельным вопросам и

обучить родителей  практическим навыкам.

Теоретическая информация по теме.

Мини-лекция педагога-психолога «Факторы, влияющие на успешность обучения в школе»  

Обучение практическим навыкам

Знакомство с мотивами  готовности к обучению в школе и мотивационной готовности

Знакомство с  коррекционными сказками  М. Панфиловой «Лесная школа»

Теоретическая информация по теме.

Мини-лекция учителя-логопеда «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Обучение практическим навыкам

Мультимедийная  презентация, сопровождающая теоретическую информацию.

Игра педагога-психолога «Выбор факторов»

  Упражнение  

« Стереотипы воспитания»

 Мастер-класс   «Создание Лесной школы»

Мультимедийная презентация, сопровождающая

Мультимедийная  презентация, сопровождающая теоретическую информацию.

Мастер-класс учителя-логопеда

«Приемы пальчиковой гимнастики»

●«Пальчиковая игра в стихах»

●«Игровой самомассаж кистей и пальцев рук в стихах»

Игра учителя-логопеда

«Графический диктант по клеточкам»

Тренинг

«Наши пальчики играют»
с использованием техники оригами

Знакомятся с представленным

выступлением педагога-психолога, задают вопросы,  обмениваются опытом по данной теме, обсуждение.

Родители анализируют факторы и  ранжируют их по степени важности для себя

Родители определяют  в каком  высказывании   какой мотив  (игровой, учебно-познавательный, внешний, позиционный и т.д.)

 Родители знакомятся с содержанием сказки, обсуждают по  по предложенным вопросам, зарисовывают понравившиеся эпизоды, героев.

Знакомятся с представленным

выступлением учителя-логопеда, задают вопросы,  обмениваются опытом по данной теме, обсуждение.

Знакомятся с представленным

выступлением учителя-логопеда, задают вопросы,  обмениваются опытом по данной теме, обсуждение.

Родители знакомятся с приемами работы, задают вопросы.

По предложенному образцу, родители моделируют графический рисунок с речевым сопровождением.

По предложенному образцу, родители изготавливают модель мышки.

Повышение родительской компетентности в вопросах использования разнообразных методов и приемов для развития у дошкольников положительного отношения к школе, эмоциональном благополучии, влияние данных факторов на успешность обучения к школе.

Сказки «Лесной школы» помогают в формировании мотивации к учебной деятельности. Формируют позитивные модели поведения, помогают избежать негативных эмоций. Они близки и интересны детям, развивают воображение и мышление.

Повышение родительской компетентности в вопросах использования разнообразных методов и приемов для развития у дошкольников моторных и графических навыков, коммуникативных способностей.

Повышение родительской компетентности в вопросах использования разнообразных методов и приемов для развития у дошкольников моторных и графических навыков, коммуникативных способностей.

Овладение  родителями воспитанников элементарными  приемами для развития у детей умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее смысл, повышать речевую активность ребёнка, а также развития

 мелкой моторики рук.  

Овладение  родителями воспитанников элементарными  методами и приемами развития у детей зрительно–моторной координации, навык безотрывного письма.

Овладение  родителями воспитанников элементарными  методами и приемами развития  мелкой моторики рук, обогащения словаря, развитию коммуникативных способностей

Заключительный

•Рефлексия родительского собрания

Предлагаем родителям оценить проведенное мероприятие- наклеить свой смайлик на планшет (родитель выбирает из 3 предложенных смайликов один с соответствующей эмоцией: радость- понравилось, грусть –не понравилось,  спокойствие-равнодушие).

Смайлики, изображающие 3 эмоции (радость, грусть, спокойствие).

Бумажная модель планшета. Музыкальное сопровождение.

Анкета для родителей.

Родители высказывают мнение о продуктивности мероприятия.

Активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Анализ деятельности педагогов.

•Подведение итогов

Раздаем памятки, выражаем благодарность за участие.

Музыкальное сопровождение.

Памятки для родителей.

Родители знакомятся с памятками.

Создание у родителей положительного эмоционального настроя.

Список литературы

  1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.
  2. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  3. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.
  4. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.

5.Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

6.Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

7.Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

8.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.

9.Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.

10.Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.

11.Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.

12.Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.

13.Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.

14.Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.

15.Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.

16.Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.

17.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.

18.Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Ток-шоу "О здоровье всерьёз и не очень" (интерактивные формы взаимодействия с родителями)

В презентации представлен опыт работы семейно-педагогического клуба «Планета детства» ГБДОУ д/с 14 Пушкинского района С-Пб, руководитель - воспитатель Решетникова Е. П., творческая группа ...

Синтез традиционных и интерактивных форм взаимодействия с родителями в деятельности современного ДОУ.

В статье представлен опыт работы детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников в современных условиях. Раскрыта актуальность поиска наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьей и сущност...

Интерактивные формы взаимодействия с родителями .

  Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй, если в ДО...

Интерактивная форма взаимодействия с родителями музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОО

В  статье содержится краткое описание опыта работы музыкального руководителя  и инструктора по физичекому культуре с родителями воспитанников ДОО...

Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...