Интерактивные формы взаимодействия с родителями .
статья на тему

Трилисова Любовь Владимировна

    Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не создано единое воспитательно-образовательное пространство «родители – дети – воспитатели».

  Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи  является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического  процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.

                

 
     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы взаимодействия с родителями

  В современной системе дошкольного образования сегодня имеется мощный ресурс позитивных сдвигов. Но чтобы эти сдвиги произошли не на словах, а на деле педагоги и родители должны тесно сотрудничать. Этот путь лежит через образовательное пространство – плодотворное поле, которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребёнку открыть для себя окружающий мир

  Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Ни одна даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьёй, если в ДОУ не создано единое воспитательно-образовательное пространство «родители – дети – воспитатели».

  Поэтому основной целью взаимодействия ДОУ и семьи  является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического  процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника

- создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками педагогического процесса

- расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОУ

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для организации эффективного взаимодействия семьи и ДОУ можно выделить 7 принципов:

1.Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей (уважение, конфиденциальность, стремление к диалогу, внимательность, неторопливость).

2.Принцип деятельности – родители не просто наблюдатели, но и активно включаются в совместный с ДОУ воспитательно-образовательный процесс (использование нетрадиционных форм работы)

3.Принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи, очень важно понимать, что может ребёнок данного возраста.

4.Принцип минимакса – обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье.

5. Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включённости в воспитательно-образовательный процесс (традиционные и нетрадиционные формы работы). Выбранные формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.

6. Принцип непрерывности -  это единство педагогов и родителей в подходах к ребёнку, в требования к нему.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение родителями собственного опыта социальной активности.

Важно понимать, что не всегда родительская активность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

В построении партнёрских отношений с родителями можно выделить 4 основных этапа.

Первый этап включает в себя два важных направления – изучение и информирование. Изучение включает в себя комплексный мониторинг семьи, который позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи.

  Информирование может реализовываться через различные формы взаимодействия: консультации, беседы, наглядно – информационные  методы (сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты, папки-передвижки и т.д). Грамотное информирование родителей на первом этапе определяет эффективность повышения уровня мотивации к совместной деятельности

Второй этап включает в себя три направления: просвещение, консультирование, обучение. Смысл работы на данном этапе связан с привлечением родителей к ДОУ, превращением их в единомышленников. Формы работы на данном этапе могут быть самыми разными: собрания, семинары, тренинги, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», дни «открытых дверей», педагогические гостиные, консультации и другое. Единство родителей и педагогов позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии ребёнка.

 Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в совместный воспитательный процесс являются:

$1Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности.

$1Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье.

$1Дни «открытых дверей» в детском саду являются одной из интерактивных форм работы с родителями. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ. Информировать родителей об этом нужно заблаговременно.

                           Уважаемые родители!

                      Спешите, спешите, спешите скорей!

                      Проводим для Вас День открытых дверей!

                      Вы к нам приходите, на нас поглядите!

                      Мы будем для вас детский сад представлять,

                      Покажем, как можем учить и играть.

                      Откроем Вам двери и сердце в придачу,

                      Поверьте, общение будет удачным!

$1«Круглые столы»способствуют формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ. Совершенствуют качество работы дошкольного образования при взаимодействии с родителями. Темы «круглых столов» могут быть разнообразными: «Общаться. А как?», «Общение воспитателя с родителями», «Воспитание самостоятельности и усидчивости в работе с тетрадями по выполнению домашних заданий» и др.

Третий этап – совместная деятельность. Эффективными формами совместной деятельности являются:

$1Интерактивные досуговые мероприятия, в которых участвуют и воспитатели, и дети, и родители;

$1Детско-родительские проекты, которые могут проводиться в течение всего года в рамках различных образовательных областей (например, «Семейный герб», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игрушки наших бабушек» и др.).

Такая работа тесно сближает педагогов и родителей.

$1Создание Управляющего совета ДОУ.

На этапе становления партнёрских отношений между родителями и ОУ одной из эффективных форм работы с родителями является создание Управляющего совета. Управляющий совет ДОУ является коллегиальным органом самоуправления, постоянно  действующим на общественных началах при ДОУ. Управляющий совет позволяет сделать взаимодействие родителей и детского сада более системным. Непосредственная вовлеченность в вопросы управления учреждением, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией – снимает подавляющее число претензий.... Заведующий образовательного учреждения получает возможность в оперативном режиме собирать мнения и получать обратную связь от родителей – получателей услуг – относительно принимаемых решений и текущих вопросов управления детским садом. Известно, что одна голова - хорошо, а несколько - лучше.

Родители получают возможность обращаться в Управляющий совет как к посреднику между родительской общественностью и администрацией детского сада. Совет выполняет роль согласования различных интересов и мнений.

        Системная целенаправленная работа с родителями на дошкольной ступени образования позволяет подготовить к школьной жизни не только детей, но и самих родителей, которым предстоит заключать общественный договор, в качестве равноправных партнёров.

        Таким образом, работа с семьёй способствует саморазвитию родителей, созданию условий для их самореализации их родительского потенциала. Не секрет, что для того чтобы сформировать в ребёнке те или иные положительные качества, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Ток-шоу "О здоровье всерьёз и не очень" (интерактивные формы взаимодействия с родителями)

В презентации представлен опыт работы семейно-педагогического клуба «Планета детства» ГБДОУ д/с 14 Пушкинского района С-Пб, руководитель - воспитатель Решетникова Е. П., творческая группа ...

Синтез традиционных и интерактивных форм взаимодействия с родителями в деятельности современного ДОУ.

В статье представлен опыт работы детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников в современных условиях. Раскрыта актуальность поиска наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьей и сущност...

Интерактивная форма взаимодействия с родителями музыкального руководителя и инструктора по физической культуре ДОО

В  статье содержится краткое описание опыта работы музыкального руководителя  и инструктора по физичекому культуре с родителями воспитанников ДОО...

Интерактивная форма взаимодействия с родителями воспитанников

В материале показан пример интерактивного взаимодействия с родителями на примере проведения тематического выпускного праздника....

Интерактивная форма взаимодействия с родителями:Информационно-просветительский проспект "Росточек"

В целях популяризации современных психолого-педагогических идей, донесения интересной теоретической и полезной практической информации, предлагаю для родителей  необычную  форму «...

«Интерактивные формы взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО»

Семья-это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И в детском саду необходимо, чтобы педагоги были друзь...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...