Синтез традиционных и интерактивных форм взаимодействия с родителями в деятельности современного ДОУ.
статья на тему

Агапова Нина Николаевна

В статье представлен опыт работы детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников в современных условиях. Раскрыта актуальность поиска наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьей и сущность синтеза традиционных и интерактивных форм взаимодействия, а также перечислены инновационные формы работы с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОУ

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм работы ДОУ с семьями воспитанников.

Идея взаимопроникновения семейного и общественного воспитания отражается в ряде нормативно-правовых документов: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012г., ФГОС ДО.

Необходимость организовать взаимодействие ДОУ с родителями порождена не столько потребностью в оказании какой-либо помощи образовательным учреждениям со стороны родителей, сколько целью создания единой воспитательной среды, которая необходима для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно поэтому необходимо воплощать в действительность взаимодействие, общение на равных, т.е. такое сотрудничество педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли помощников при проведении определенного вида деятельности с детьми (например, экскурсий, походов и др.), экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), консультантов, организаторов мероприятия и т.д. От взаимодействия родителей и педагогов выигрывают все участники педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше ребенка, что позволяет им подобрать наиболее эффективные методы воспитания и обучения.

Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, чувствуют себя комфортнее, спокойнее, увереннее, имеют значительно меньше конфликтов с взрослыми и сверстниками, что является показателями успешной социальной адаптации дошкольников.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:

  • равенство позиций партнеров,
  • уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

        Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это «взаимный», «act»- «действовать». «Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактивные  методы воспитания обозначают воспитание через участие и  взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и  взаимодействия  полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

  • Интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию.
  • Интерактивные  методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают результаты работы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
  • Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
  • Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя не очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
  • Применение  интерактивных  методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Формы взаимодействия педагога с родителями.

Коллективные:

  •  Родительские собрания с целью информирования по вопросам содержания, целей и задач, условий воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  •  Открытые занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением).
  • Занятия тренингового характера с целью социально-педагогического просвещения родителей, освоения способов рефлексивного поведения в совместной деятельности, способами саморегуляции во время занятий с детьми, способами активизации и обогащения игровой деятельности ребенка в семье.
  • Семинары-практикумы для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладения методикой организации воспитания в семье, навыками конструирования, планирования занятий с детьми, обучения технологии изготовления игрушек и пособий, организации развивающей среды.
  • Круглые столы с целью анализа, рефлексии, самооценки и обобщения опыта совместного воспитания родителей и детей.
  • Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи дошкольного образования детей.
  • Деловые игры.
  • Тематические выставки, конкурсы.
  • Диспуты.
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью получения сведений об уровне развития ребенка, условиях семейного воспитания, прояснения педагогической позиции родителей в вопросах образования детей, изучения ценностных ориентаций родителей, установок на характер взаимодействия с дошкольным учреждением и др.
  • Мастер-классы с целью совершенствования методики воспитания детей в условиях интеграции содержания музыкальной, художественной, театрально-игровой, литературно-речевой, двигательной деятельности.
  • Семейные педагогические проекты («Вечер у рояля», «Здоровые дети - в здоровой семье», «Ярмарка педагогических идей») с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга.
  • Проведение совместных праздников, развлечений, экскурсий.

Индивидуальные:

  • Беседы и консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального развития ребенка.
  • Анализ педагогических ситуаций с целью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их самооценки в вопросах воспитания детей.
  • Родительская почта. Телефон доверия.

Наглядно-информационные:

  • Организация различных информационных уголков в группах с целью информирования родителей о содержании разных сторон развития и воспитания ребенка в семье.
  • Организация уголка краткой информации в виде стенда с целью обогащения знаний родителей о работе детского сада.
  • Организация библиотеки для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания.

Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с родителями воспитанников. Это и работа сайта детского сада, где размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, ответы на вопросы, а также и размещенный на сайте ДОУ тематический электронный журнал для родителей и педагогов.

Содружество семьи и детского сада обусловлено необходимостью согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного воспитания с целью обогащения способов самостоятельных действий ребенка. Зачастую родители не всегда заботятся о создании условий для всестороннего развития детей, а педагоги не учитывают опыт семейного воспитания в практике работы.

Это порождает необходимость совместного обсуждения таких проблем развития детей, как общие и специальные способности ребенка, их возрастные и индивидуальные проявления, характер. Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, проясняют родительские ожидания, представления, позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Семья и детский сад - два социальных института, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только их взаимодействие  создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Благодаря интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.

Литература:

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. - М., 2010.
  2. Майер А. А., Давыдова О.И., Воронина Н. В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М., 2011.
  3. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. - М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Ток-шоу "О здоровье всерьёз и не очень" (интерактивные формы взаимодействия с родителями)

В презентации представлен опыт работы семейно-педагогического клуба «Планета детства» ГБДОУ д/с 14 Пушкинского района С-Пб, руководитель - воспитатель Решетникова Е. П., творческая группа ...

Традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями.

В доступной форме в виде презентации знакомлю с со всеми формами взаимодействия с родителями....

Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»

       На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...

Статья. Интерактивные формы взаимодействия с родителями в современном дошкольном образовательном учрежденииСтатья

Интерактивные формы взаимодействия  с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении...

Презентация "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".

Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...

Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддерж...