развитие коммуникативной сферы общения у детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по логопедии на тему

Козлова Елена Михайловна

Статья позволяет рассмотреть основные этапы и моменты в логопедической работе по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ. 

Содержание: статья+презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ

   Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

     В дошкольном возрасте  развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваиваются лексико-грамматические категории; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, а также воображения).

     Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, является нарушение речевого развития и наличие трудностей в сфере общения. У детей с ОВЗ активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п. Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

      Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка на мой взгляд,  является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи, детского сада. В процессе логопедических занятий  создаю  такие ситуации, которые актуализируют потребность в речевых высказываниях, ставят ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном.

     При этом создаю благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.

      Работа логопеда  с детьми  включает в себя систему специальных занятий, целями которых являются  побуждение к общению, повышение речевой активности ребенка.

     Направлениями работы являются: стимулирование речевого развития,  своевременное выявление детей с речевыми проблемами.

Прежде чем приступить к развитию речи детей,  провожу  ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания.

   Главной целью коррекционной работы является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

     Прежде чем приступить к развитию речи детей,  провожу  ряд подготовительных упражнений, направленных на развитие слуха и дыхания.

Коммуникативную функцию общения осуществляю на  логопедических занятий: фронтальных и индивидуальных.

      Мной выделены основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми:

1) формирование полноценных произносительных навыков;

2) развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза

3) развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

4) обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

5) воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

6) развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционно-развивающей работы в целом.

Для грамотного построения и планирования коррекционно – развивающей работы мной подобран и проанализирован ряд методологической литературы.

Литература

  1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.
  2. Дьяченко, В.Ю. Развитие речи / В.Ю. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 3-4 лет. / 4-5 лет. 5-6 лет. 6-7 лет. /   Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»/ Нищева Н.В.
  6. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Смага, А.А. Современные подходы к проведению занятий по развитию речи / А.А. Смага // Современный детский сад. - №5. - 2008.
  8. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие / О.А. Соломенникова. -  М.: Айрис-дидактика, 2006. – 192
  9. Ушакова, О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста /  О.С. Ушакова //  Управление ДОУ. - № 6. – 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «детский сад №9 компенсирующего вида» Развитие коммуникативной сферы общения Учитель-логопед: Козлова Е.М. Г. Ефремов, 2015 г.

Слайд 2

Речевая деятельность – это уникальное содержание и средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, проявления его индивидуальных творческих способностей, субъектных качеств, интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и творчества, автономности и умения делать правильный выбор. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.

Слайд 3

В дошкольном возрасте развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваиваются лексико-грамматические категории; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, а также воображения).

Слайд 4

Направления исследований по развитию речи структурное – исследования проблем освоения дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики; функциональное – исследование проблем коммуникативной функции речи; когнитивное – исследование возможностей и условий элементарного осознания ребенком явлений языка и речи.

Слайд 5

Коммуникативная компетентность дошкольника Предполагает проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.

Слайд 6

Технологии организации работы по развитию общения и речи: технология проектной деятельности; технология развития детского речевого творчества; технология группового взаимодействия детей; технология поисково-исследовательской деятельности; технология создания детского портфолио; технология коллекционирования; информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 7

Этапы конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей 1. Мотивационный этап. Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи. 2. Этап накопления содержания для общения и речи. Цель этапа – обогащение представлений детей по теме. 3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений. Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета. 4. Творческий этап. Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками. 5. Оценочно-результативный этап. Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Слайд 8

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста».

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных пр...

Семинар : «Развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности»

СчасСчастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выра...

Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста"

Проблема коммуникативных навыков находится в центре внимания в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и твори...

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста».

laquo;Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста»....