Авторская игра "Чудо-орешки"
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Заець Наталия Богдановна

Подбор родственных слов для подготовишек -  дело,  порой, очень непростое. Мы с ребятами любим играть игру "Чудо-орешки", которая помогает совершенствовать лексико-грамматический строй речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Авторская игра "Чудо-орешки"25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторское пособие дидактическая игра "Чудо орешки"

Одним из видов работы, который служит для совершенствования лексико-грамматического строя речи детей, является подбор родственных слов.

Мы с ребятами  играем в игру «Чудо - орешки».  На занятии появляется  плоскостной куст орешника. На него с помощью липучки  можно прикреплять  орешки. Рассказываю детям, что слово можно сравнить с орешком.  Расколешь его, а внутри  – ядрышко.  Внутри слова тоже есть ядрышко   – это его смысл. Для примера берем слово «глаз». Что обозначает это слово?  С помощью глаза мы смотрим. В этот момент из орешка достаю вкладыш - ядрышко, на котором изображен глаз. Прикрепив на куст орешек, продолжаем работу. К  слову "глаз"  можно подобрать родственные  слова. Каким словом можно назвать маленький глаз? (глазик). Для этого слова тоже есть орешек, внутри которого вкладыш все тот же глаз. А большой глаз как мы называем? (глазище). Опять достаем из орешка карточку с изображением глаза. А что такое глазок? Дети пытаются объяснить значение этого слова. Если они в своих ответах не говорят, что в глазок смотрят с помощью глаза, этот вывод делаю я сама. Главное для меня, научить детей объяснять значение слов – родственников с помощью опорного слова, изображение которого прячется в орешке. Так на занятии мы знакомимся  еще и  со словами  глазастый,  глазной,  поэтому на кусте появляется много орешков. 

 В конце игры  я предлагаю  детям слово "глазурь". Путем долгого поиска его значения, мы приходим к выводу, что  объяснение с помощью слова "глаз" невозможно.  Появляется орешек, из которого мы достаем вкладыш с изображением мороженого в  шоколадной глазури. Теперь дети  точно убедились, что слово "глазурь" не входит в  эту дружную семейку слов.

Такой же путь поиска родственных слов мы  используем в работе и с другими словами, например, рука, нога, голова,  кофе, хлеб и др. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...