Выступление на родительском собрании в старшей группе. Игра начинается....
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Заець Наталия Богдановна

В данной статье представлен материал по развитию слухового внимния,  фонематического  восприятия и слуха, представлены игры,  которые помогут родителям в домашних условиях успешно подготовить ребенка к обучению грамоте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра начинается…..

Вот так необычно я назвала тему своего выступления сегодня. О какой игре я говорю? На самом деле, это я  так образно  пригласила вас к нашей совместной деятельности по подготовке детей к школе. А причем тогда игра, спросите вы? А притом, что самое интересное учение происходит в момент игры. И сегодня нам нужно выяснить, какие пробелы существуют в знаниях ваших детей, что мешает им успешно овладевать необходимыми знаниями, да и какие, собственно,  знания в этом году в старшей группе важно получить  детям.

В разговорах с вами я слышу о решимости сделать многое из того, что нужно, чтобы  подготовить ребенка к школе. Я всегда очень благодарна вам за то,  что вы  помогаете  своим деткам стать успешными,  в том числе и в школьном обучении. Знаю, что некоторые уже приступили к обучению чтению и письму, кто-то только начинает учить буквы. Знаю по опыту, что для некоторых ребят это задача будет не из легких. Не всем деткам  даются эти на первый взгляд элементарные вещи.

Проведя логопедическое обследование ребят старших групп, я обнаружила, что у большого количества детей есть пробелы, которые в дальнейшем могут быть предпосылками к возникновению ошибок на письме. Многие ребята не умеют слышать звуки, не у всех в достаточной степени развито слуховое восприятие и внимание, фонематическое восприятие, то есть способность воспринимать звуковой состав слова.

Самая частая причина будущих  осложнений с чтением и письмом – несовершенство звукового анализа, то есть неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук речи в слове и определять его место относительно других звуков, слышать последовательность звуков.

И сегодня я хочу вам показать несколько приемов, которые  помогут вам организовать в домашней обстановке игры на развитие фонематического слуха.

А теперь предлагаю вам стать детьми. Я буду вам давать задания, а вы, подобно вашим детям,  их решать. Это поможет вам практически освоить очень важные игры, их вы сможете использовать в работе с детьми в домашних условиях. (Родителям раздаются памятки с играми)

Памятка от логопеда

Задание 1. Прислушайся, и назови, что ты слышишь.

Я слышу, как шумит чайник, как тикают часы, как шуршит бумажкой кошка, как скрипит папин стул, как стучит нож по доске, как стучит ложка  в чашке, как сигналит машина за окном, как кричат дети на улице, как разговаривает бабушка по телефону. (в ответах детей  должны быть не односложные ответы типа чайник, пылесос, часы, а словосочетания, обозначающие предмет и его действие. Слушать звуки можно и нужно часто и где угодно: идя по улице, сидя на кухне, в ванной комнате. Ищите  необычные звуки и называйте их)

Задание 2. Исправьте ошибки в сочинении Незнайки.

Когда люди режут свеклу, то всегда плачут.

Морковь не едят сырой.

Картошку можно жарить.

У редиски большая косточка.

Огурец - сочный фрукт.

Котлеты жарят в кастрюле.

Молоко хранят в холодильнике.

Задание 3. Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сидение.

Задание 4. Отгадай загадки - обманки. Подобные загадки очень нужны невнимательным детям. Они приучают ребенка прислушиваться к речи взрослого, понимать смысл сказанного, находить несоответствия.

Он зовется царь зверей

Потому что….(воробей?)  Нет,  лев.

Ему бананы рвать не лень.

Свой хобот вытянул…. (олень?) Нет,  слон.

В огороде до сих пор

Под землею …помидор? Нет, картофель.

Задание 5. Повтори за мной такие «дразнилки»:

Та-да-та            Ба-ба-па            Ка-ка-га                     Дом-том-сом        

То-то-до            Па-ба-ба          Га-ка-ка                     Тук-бук-сук

                                                    Ка-га-ка

Задание 6 . Услышь, сколько звуков я сказала.

а, у, м, т, р, и, к, о, ч, ш, э ,д .

ау, эа, ум, оп, иа. Какой первый? Какой второй? ( В такие игры для начала лучше брать слоги, в которых первым стоит гласный звук, а вторым согласный). 

Задание 7. «Испорченный телевизор»

Взрослый произносит разные гласные звуки без голоса, с помощью утрированной артикуляции. Ребенок угадывает звук и называет его. Потом роли меняются. Ребенок загадывает звук, родитель угадывает.

Задание 8. Поймай звук.

  • Я буду произносить разные звуки. А ты хлопни тогда, когда услышишь звук А:  -а-, -у- , -б-, -м-….и т.д. (начинать игру лучше, когда ребенок видит лицо говорящего. Это приучит его быть внимательным к артикуляции. На втором этапе следует отворачивать ребенка от говорящего)
  • Я буду говорить дразнилки, а ты  хлопни, когда услышишь, например, звук А ( или потом любой по желанию родителя)

Ма, ом, мо, ти, ат, та, ту, ты, эм, на.

  • Я буду произносить слова, а ты хлопни, если в них услышишь звук А: ааавтобус, мууусор, ааананас, паааста, кууууст, кошкаааа, сыыыын. ( по такому принципу играть  с другими гласными звуками).

Задание 9. Ловим звуки в словах.

  • Перед тобой три картинки. Давай  их назовем: автобус, иголка, утка.

Пропоем эти слова и услышим первые звуки в словах. Аааавтобус –первый звук А, иииголка- первый звук  И и т.д. (Ребенок учиться слышать  начальные гласные звуки в словах).

  • Перед тобой три картинки. Назовем их: кот, банан, лак. Послушай и скажи, какой звук в конце этих слов «падает» вместе с камушком на землю.

( ребенок учится слышать согласные звуки. В конце слова они звучат кратко, без гласного призвука,  именно так, как их легче всего воспринять ребенку).

  • Я  как будто бы  заблудилась в лесу. Сейчас позову кого-то, прокричу слово Машааааааа, Ираааааа, людииииии. Эхо по лесу «понесло» какой звук?

(Такой способ «звать кого-то на помощь» очень хорошо помогает выделять изолированно последний гласный звук А, или И,  но не ША, РА, ДИ)

Задание 10. Найди слово, которое отличается от остальных.

Палка, палка, палка, галка.       Соседка, соседка, конфетка, соседка.

Ночь, дочь, дочь, дочь.             Мальчик, пальчик, мальчик, мальчик.

Задание 11. Запомни, повтори.

Дружок, бережок, пирожок.

Мальчик, пальчик, диванчик.

Мальчик, пальчик, диванчик, стаканчик.

Витюша, Ванюша, Танюша.

Витюша, Ванюша, Танюша, Катюша.

Задание 12. Здороваемся со словом. (делим слова на слоги, сжимая ладошки)

Ма-ма, па-па, де-ти, ма-ши-на, ку-би-ки, Са-би-ля, Э-льви-ра, На-та-ли-я.

Нормально развивающийся малыш уже в четыре года  способен повторять сложные и незнакомые слова. А вот ребенок с дефицитом звукового анализа не опознает звуки как знакомые, не испытывает к ним интереса, и потому его словарный запас пополняется очень медленно. Он плохо различает слова, похожие по звучанию, но разные по смыслу

( гость-гвоздь, кот-год), а позднее путается с окончаниями (яркий солнышко, на штанаф, а не на штанах). Дети с несформированным фонематическим слухом с трудом произносят имена отчества, сложные  или незнакомые слова.

Несформированный звуковой анализ влечет за собой ворох всяческих проблем.

Дети, для которых звуковой анализ – темный лес, путают глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, не воспринимают гласные звуки отдельно от согласных. Например, на письме у них из слова «СТОЛ» получается «СТЛ» (ТО=Т) Они не в состоянии соблюдать очередность букв и при написании переставляют их местами, вынося  наиболее яркую букву в начало (КАРТИНА-РКАТИНА) Не делают промежутков между словами, пропускают не только буквы, но и слоги и даже целые слова в предложении. Могут заменить слово близким по смыслу, поскольку не в состоянии запомнить всю фразу.

Откуда же берутся проблемы со звуковым анализом? Почему одним детям он дается буквально с пеленок, а другие приобретают его с таким трудом?

Дело, во-первых, в особенностях развития нервной системы ребенка, а если точнее - в неблагополучии с теми областями мозга, которые отвечают за звуковой анализ и могут пострадать, например, в результате родовых проблем.

Звуковому анализу сильно вредит и то, что называют «логопедическими  проблемами».

Речь окружающих тоже формирует верный или ущербный звуковой анализ. Помните логопеда из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Фефочка, скажи ыба»?

Очень быстрая и невнятная речь взрослых заставляет детей придумывать новые слова. «Мама, что такое мудала?» - однажды спросила дочь у мамы. Мама растерялась и спросила, где же она слышала такое необычное и даже незнакомое для мамы слово. Оказывается  в садике дети учили пальчиковую игру про сороку - ворону и приговаривали Это мудала, это мудала….(этому дала, этому дала…..)

Еще одна из причин неблагополучия – снижение слуха ребенка. Дети с неважным слухом часто «читают» по губам, но ведь движения губ взрослых почти одинаковы при произнесении очень и очень многих слов.

Многие родители торопятся научить детей читать до школы. Замечательно. Похвально. Сегодня школа ждет читающего ребенка. Но, если родители учат детей читать раньше, чем у них исправятся нарушенные звуки, то такая  поспешность  некоторых  родителей может привести к большому количеству ошибок на письме у детей. Особенно, если фонематический слух развит недостаточно.

Для обучения чтению я бы рекомендовала  взять в помощь букварь  Ткаченко Т.А.

Этот логопедический букварь, отражающий традиционные принципы обучения, имеет 10 особенностей:

1. Разделён на этапы не по отдельным буквам, а по типам читаемых слов.

2. Построен с учётом плавного нарастания сложности (звуко-слоговой состав слов,

тип предложений и пр.).

3. Позволяет быстро увеличить количество читаемых букв по многократно апробированной «блоковой» системе.

4. Содержит 165 текстов, большая часть которых читается так же, как произносится.

5. Включает игровую форму обучения со сказочными персонажами Почемучкой и

Отвечайкой.

6. Ориентирован на чтение осмысленного речевого материала, то есть слов. Чтение слогов, не представляющее для ребёнка интереса, сведено к необходимому минимуму.

7. Содержит занимательные, современные и оригинальные тексты для чтения: весёлые стихотворения и рассказы, «вместечиталки», правила в стихах, рифмовки-шутки, перепутанки, «трудноговорки» и пр.

8. Имеет специальный шрифт, улучшающий детское восприятие.

9. Предполагает высокую эффективность обучения, подтверждённую многолетней практической деятельностью.

10. Адресован первоклассникам, детям из массовых и логопедических групп детских садов, то есть универсален.

Но! Если вы откроете этот букварь, то увидите, то уже с 14 странички  детям предлагается читать слоги и короткие  слова с буквой  Р, а потом и с буквой Л,  такими сложными для называния. Как быть, если ребенок еще не научился  правильно произносить  трудные звуки С, Л и Р? Ответ один- прежде чем учить ребенка читать, нужно в первую очередь заняться исправлением его устной речи, исправлением нарушенного звукопроизношения.  

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании в старшей группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, ...

Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе "Роль игрушки в жизни дошкольника 5-6 лет"

В конспекте раскрывается значение правильного выбора игрушки для ребенка 5 - 6 лет....

Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе. «Особенности психоэмоционального развития ребенка 5-7 лет».

В конспекте описаны особенности психоэмоционального развития детей 5 - 7 лет .Родителям даны рекомендации по поводу поведения с детьми....

Выступление на родительском собрании в старшей группе детского сада на тему "Особенности психического развития детей 5-6 лет"

Данная методическая разработка педназначена для педагогов-психологов детского сада....

выступление на родительском собрании в старшей группе "Играйте вместе с детьми"

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 1 ТЕМА: «Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет».

Психологические особенности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет. 1. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.2. Ведущая деятельность &ndash...