Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе. «Особенности психоэмоционального развития ребенка 5-7 лет».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Авдеева Ксения Васильевна

В конспекте описаны особенности психоэмоционального развития детей 5 - 7 лет .Родителям даны рекомендации по поводу поведения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_5-7_let.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе.

«Особенности психоэмоционального развития ребенка 5-7 лет. Значение общения в этом возрасте».

Каковы же особенности развития ребенка 5-7 лет? Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?»

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Формируется система ценностей, чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Ребята стремятся общаться со сверстниками того же пола, принятие в среде которых важно для самоутверждения и адекватной самооценки.

В 5-летнем возрасте характерны приходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?», в 7-летнем наблюдается мнительность: «А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?» 

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением.

В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают: привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Но эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, т. к. в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье.

Если в силу различных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей.

Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то став матерью, будет в чем-то подчеркнуто строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.

Мальчик, лишенный в детстве положительного влияния отца, может не стать Отцом Сына, не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом каких-либо опасностей или трудностей, появление страхов.

Если ребенок по тем или иным причинам воспитается без отца, маме очень важно найти возможность для общения сына или дочки с представителями мужского пола. Это могут быть другие родственники, папы соседских детей и т. п. Для гармоничного полоролевого развития ребенку важно видеть пример адекватного мужского поведения: уверенного, спокойного, эмоционально-отзывчивого.

Дети 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Сами сновидения в этом возрасте воспроизводят настоящие, прошлые и будущие страхи.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти (который может проявляться как страх заражения, болезней, нападения, животных, сказочных персонажей, страх разлуки с родителями). Ребенок впервые ощущает, что смерть — это неизбежный факт его биографии. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то подобные тревоги только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти указывает на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. 

Поэтому в этом возрасте лучше не подвергать психику эмоционально чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям , вроде операции по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения), болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости, отрыва от родителей и помещения на несколько месяцев в санаторий. Но это не означает изоляции детей дома, создания для них искусственной среды, устраняющей любые трудности.

Самым главным лекарем всех негативных проявлений психики этого возрастного периода является тесное общение ребенка с родителями. Его недостаток вызывает нарушения психического и психологического здоровья. Нарушения могут проявляться как в поведении, так и в эмоциональной сфере дошкольника (беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и т. п.) Обычно дети не осознают причину своих переживаний, огорчений, и, к сожалению, часто не понимают ее и взрослые. И, конечно, чтобы мы, взрослые, могли помочь ребенку, нам необходимо учитывать возрастные особенности его развития, нам необходимо больше разговаривать со своими детьми. Ведь в обычном диалоге ребенок может высказать все, что произошло за день, что ему понравилось, с кем ему хочется дружить, а кто неприятен. Наш взгляд ребенок ловит как подтверждение, что его слушают, что он не безразличен родным. А за ответные слова ребенок благодарен весь оставшийся день. Нам взрослым самим нужно научиться общению. Ведь не зря говорят: «Словом можно вылечить». Спокойная и доброжелательная обстановка в семье, внимательное, теплое отношение родителей к ребенку и друг к другу признается основным условием нормального психосоциального развития.

Сначала ноября у меня запланирована диагностика психоэмоционального состояния детей группы. Будут обследованы самооценка ребенка, состояние межличностных отношений. В конце декабря вы сможете ознакомиться с результатами диагностики. А если какие-то вопросы возникнут раньше, я буду рада помочь вам. Желаю всем успехов в воспитании и своего ребенка и самого себя. До свидания!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на родительском собрании в старшей логопедической группе. Тема: «Развитие связной речи дома»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в развитии связной речи.     Задачи:1.     Дать понятие связной речи, раскрыть ак...

Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе "Роль игрушки в жизни дошкольника 5-6 лет"

В конспекте раскрывается значение правильного выбора игрушки для ребенка 5 - 6 лет....

План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

Конспект родительского собрания в старшей группе. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В конспекте представлены: - характеристика речевого развития детей 5-6 лет.- рекомендации родителям о развитии речи ребенка.- примерный список...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Особенности современных детей».

Задачи:1.Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей.2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного ...

План-конспект родительского собрания в старшей группе тема: «Речевое развитие ребенка»

План-конспект родительского собрания  в старшей группе тема: «Речевое развитие ребенка»...

Протокол родительского собрания в старшей группе "Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи образования"

Протокол родительского собрания в старшей группе "Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи образования"...