Родительское собрание в старшей группе: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".
материал

Носова Ольга Анатольевна

Привлечение  родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_v_st._gr.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель МДОУ

 «Детский сад «Родничок»

Носова О.А.

Надым, 2022г

Ход собрания

« А как речь – то говорит,

словно реченька журчит »

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Ход

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развития речи наших детей».

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(Очень жаль, поэтому, вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

Основная часть:

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

Речь должна быть:        

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой
  • ..........
  • ..........
  • ..........

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

  • односложная

Состоящая из одних простых предложений речь

  • бедная речь

Недостаточный словарный запас

  • Слова – «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

  • грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

  • составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

  • не могут логически объяснять
  • речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

  • плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (Зачитываю слова из 2-го столбца)

Что же делать? Мы приготовили папку – ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

        1.‬В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем).

  1. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Декабрь» (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
  2. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
  3. ‬Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

4.  И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов – получает приз. Я задаю вопросы – дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

Например (показываю книгу, и играем немного с родителями).

В своей практике давно использую такой вид игры – ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикнет – штраф (отдает жетон)

Что дома делать надо:

        1. ‬В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

        2.‬ Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

        3.‬ И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

(пример из практики)

        1.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

        2.Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам
  • Расскажи мне, что с тобой.

 И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольног возраста"

привлечь родителей к вопросу и прблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:односложнаяСостоящая из одних простых ...

Выступление на родительском собрании "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста".

Цель выступления, привлечь родителей  к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительские собрания в детском саду Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста

Собрание посвящено просвещению родителей в необходимости формирования у детей грамотной речи....

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы некоторым ребятам подготовительной группы  осталось немного времени . Все вы знаете, поступа...