Конспект занятия учителя-логопеда ДОУ по лексической теме "Посуда". "Части тела".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Посуда. Обобщение.
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о посуде; учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, закрепить согласование числительных с существительными и прилагательными; развивать пространственную ориентацию и ориентацию на плоскости листа.
Оборудование: предметные картинки, наборное полотно, карточки, предметы посуды, образцы узоров в крупную клетку.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
А) – Сядет тот, кто назовет несколько предметов.( множественное число существительных).
- чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка, кастрюля, ложка, нож, вилка.
Б) – Как одним словом назвать все эти предметы?
2. Изучение нового материала.
А) Беседа.
- Какие предметы посуды вы знаете?
- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды.( ложка, вилка, нож).
- В какой посуде готовят пищу? ( кастрюля, сковорода, противень).
- Как называется эта посуда? ( кухонная).
- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?
- Как называется эта посуда? ( чайная).
- А как называется посуда, из которой мы едим, принимаем пищу? (столовая).
- Назовите столовую посуду.
Б) Ориентация в пространстве.
- Где люди хранят посуду?
- Перед вами шкаф с полочками.
Поставьте на верхнюю полочку – чайную посуду; на вторую полочку столовые приборы; на третью полочку – кухонную посуду, а на нижнюю полочку – столовую посуду.
- На какой полочке стоит кухонная посуда; столовая; чайная; столовые приборы?
Игра « Чашка и блюдце».
Дети выполняют инструкцию логопеда и комментируют свои действия.
- Поставь чашку на блюдце. – Я поставил чашку на блюдце.
- Возьми чашку с блюдца. – Я взял чашку с блюдца.
- Поставь чашку возле блюдца.
- Поставь чашку справа от блюдца.
- Держи чашку над блюдцем.
- Положи ложку справа от чашки.
- Положи ложку в чашку, а чашку поставь на блюдце.
- Поставь чашку под блюдце.
- Возьми чашку из-под блюдца.
- Поставь чашку перед блюдцем.
- Отдай чашку … , а у него возьми блюдце.
В) – Как ухаживают за посудой? (подбор глаголов).
Ее моют, вытирают, начищают, поласкают , чистят, сушат и. т. д.
3. Физминутка « Точим нож».
- Зачем нужно точить ножи? Сейчас мы будем точильщиками.
Точим нож, точим нож.
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, сыр, колбасы,
Помидоры, огурцы,
Угощайтесь, молодцы.
- А еще давайте поможем маме помыть посуду.
Пальчиковая гимнастика « Помощники».
1, 2, 3, 4 – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
Так мы маме помогали.
4. Закрепление.
А) Ориентация на плоскости листа.
- Одного предмета нет. На полку поставь подходящий предмет.( работа с карточками).
Б) Работа в тетрадях в крупную клетку.
- Стаканы, кастрюли на полке стоят.
Продолжи, пожалуйста, правильно ряд.( см. образец).
В) Согласование числительных с существительными и прилагательными.
Игра с кубиком.
- глубокая тарелка, - мелкая тарелка,
- острый нож, - острая вилка,
- большая кастрюля, - чайная ложка,
- зеленая чашка, - большая сковородка,
- высокий стакан, - стеклянный кувшин,
- маленькая чашка, - чайное блюдце,
- столовая ложка, - медный самовар.
Г) « Сосчитай». ( игра с картинками).
- Сколько тарелок я поставила?
- Какая по счету красная тарелка?
- На каком месте желтая тарелка?
- Какая тарелка между голубой и розовой? Какая она по счету?
- Какая тарелка рядом с коричневой? И. т. д.
5. Итог занятия.
Тема: Части тела.
Цели: выявить и обобщить имеющиеся у детей знания по теме; уточнить представления о строении и назначении отдельных частей тела человека; учить различать названия частей тела человека и животных; закрепить образование существительных с уменьшительно ласкательными и увеличительными значениями; развивать логическое мышление и долговременную память.
Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела человека; кукла из пластилина; куклы – перчатки для кукольного театра «Зайка», «Волк».
Ход занятия.
- Организационный момент.
А) Отгадайте загадки:
У зверушки – на макушке, Он бывает самым разным:
А у нас – ниже глаз. Добрым, вредным, гордым, ,важным
( уши). Маленьким, горбатым, толстым,
Конопатым. ( нос).
Живут два Егорки возле горки.
Живут дружно, а друг друга не видят. ( глаза).
Б) Какие еще части тела вы знаете?
Из каких частей состоят ноги? ( стопа, пальцы, пятка, колено).
Из каких частей состоят руки? ( локти, ладони, пальцы).
Из каких частей состоит туловище? ( плечи, спина, грудь, живот).
А еще есть голова.
2. Изучение нового.
А) Послушайте шуточный рассказ « Голова». (С демонстрацией куклы из пластилина. По ходу повествования кукла собирается из разных частей).
Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам – уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног – пятки. Все части тела важны, все человеку нужны.
Б) « Для чего?» - составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.
Для чего нужны глаза? ( глаза нужны для того, чтобы видеть).
Для чего нужен нос? ( уши, рот, ноги, руки, пальцы и т. д.).
« Найди ошибку» - употребление дательного падежа.
Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам.
В) « Подумай и ответь».
Одинаково или по-разному называются части тела у человека и у животного? Поиграем в игру: я называю части тела человека, а вы – животного.
Руки – лапы волосы – шерсть
Лицо – морда рот – пасть
Ногти – когти живот – брюхо
« Дайте ответ на вопрос полным предложением» - согласование существительных с числительными.
- Я буду называть часть тела, а вы скажете, сколько таких частей есть у человека.
Глаз ( два глаза), ухо …, нога …, нос …, губа …, затылок …, спина …, рука …, голова … .
3. Физминутка « Зайка».
Зайка по лесу скакал, руки перед грудью
Зайка корм себе искал. прыжки на двух ногах
Вдруг, как стрелки на макушке показать « ушки»
Поднялись у зайки ушки.
Шорох тихий раздается: пугливо оглядываться
Кто-то по лесу крадется. присесть
Зайка путает следы, прыжки из стороны в сторону
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся по тексту
И под кустиком свернулся, присесть, обхватить колени
Словно беленький клубок, руками
Чтоб никто найти не мог.
4. Закрепление.
А) Театрализация « Как заинька и волк разговаривали».
Жили – были добрый, ласковый, веселый Заинька и злой, грубый, зубастый Волк.
Однажды, идет Заинька с базара, а навстречу ему Волк.
- Здравствуй, соседушка, волчок – серенький бочок, - говорит Заинька ласково и приветливо.
- Здравствуй, заяц – попрыгаец, - отвечает волк грубо.
- У меня голосок тоненький, ласковый. Все меня по голоску узнают, и все меня любят.
- А у меня голосище грубый. Я всех своим голосищем пугаю.
- У меня глазки добрые и ласковые.
- А у меня злющие глазищи. Все меня боятся.
- У меня маленькие и быстрые лапки.
- А у меня большущие и толстенные лапищи.
- У меня маленький язычок и маленькие зубки.
- А у меня большущий язычище и страшные зубищи. Я тебя съем!!!
- Не съешь! Я на своих быстрых лапках ускачу от тебя!
Б) Давайте сравним Заиньку и Волка.
Заинька какой? Волк какой?
Ласковый, вежливый грубый
Добрый злой
Умный глупый
Веселый скучный
- У Заиньки какие части тела? ( глазки, лапки, зубки, язычок).
- А у Волка? ( глазищи, лапищи, зубищи, язычище).
Волка мы прогоним, а Заинька хочет поиграть с вами, задать вам вопросы:
- Сколько глаз у двух детей?
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько лап у двух курочек?
- Сколько пальцев на двух руках?
- Сколько ушей у двух малышей?
- Сколько хвостов у трех котов?
Игра « Четвертый лишний» с картинками.
5. Итог занятия.
- Какие части тела есть у человека?
- Какие части тела у человека и у животного называются по-разному?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группе группы «Изучаем части тела»
Образовательные области: познание, здоровье.Программное содержание: - познакомить детей с внешним строением тела человека, - дать понятие «части тела», ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Части тела»
Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа ;учить составлять предложения на наглядном материале ; учить различать правую и левую руку, н...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Части тела»
Занятие «Части тела»Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа ; учить составлять предложения на наглядном материале ; учить...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме: «Овощи» в старшей группе «Сказка» для детей с ОНР
Итогом тематической недели "Овощи" стало интегрированное занятие учителя-логопеда Кисловаой Е.К. и воспитателя Поповой Е.В. "Заготовки овощей на зиму" Удивить ребёнка легко, тем са...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме "Части тела"
Ежедневные задания по коррекии ОНР у дошкольников...
Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателей по лексической теме "Части тела"
НОД тема: "Части тела"...
Интегрированное занятие учителя-логопеда с музыкальным руководителем. Лексическая тема "Посуда"
Интегрированное занятие учителя-логопеда с музыкальным руководителем. Лексическая тема "Посуда"...