Конспект занятия учителя-логопеда ДОУ по лексической теме "Посуда". "Части тела".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Филимонова Елена Федоровна

Конспекты занятий учителя-логопеда ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Посуда. Обобщение.

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о посуде; учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, закрепить согласование числительных с существительными и прилагательными; развивать пространственную ориентацию и ориентацию на плоскости листа.

Оборудование: предметные картинки, наборное полотно, карточки, предметы посуды, образцы узоров в крупную клетку.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

А) – Сядет тот, кто назовет несколько предметов.( множественное число существительных).

- чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка, кастрюля, ложка, нож, вилка.

Б) – Как одним словом назвать все эти предметы?

2. Изучение нового материала.

А) Беседа.

- Какие предметы посуды вы знаете?

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды.( ложка, вилка, нож).

- В какой посуде готовят пищу? ( кастрюля, сковорода, противень).

- Как называется эта посуда? ( кухонная).

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?

- Как называется эта посуда? ( чайная).

- А как называется посуда, из которой мы едим, принимаем пищу? (столовая).

- Назовите столовую посуду.

Б) Ориентация в пространстве.

- Где люди хранят посуду?

- Перед вами шкаф с полочками.

Поставьте на верхнюю полочку – чайную посуду; на вторую полочку столовые приборы; на третью полочку – кухонную посуду, а на нижнюю полочку – столовую посуду.

- На какой полочке стоит кухонная посуда; столовая; чайная; столовые приборы?

          Игра « Чашка и блюдце».

Дети выполняют инструкцию логопеда и комментируют свои действия.

- Поставь чашку на блюдце. – Я поставил чашку на блюдце.

- Возьми чашку с блюдца. – Я взял чашку с блюдца.

- Поставь чашку возле блюдца.

- Поставь чашку справа от блюдца.

- Держи чашку над блюдцем.

- Положи ложку справа от чашки.

- Положи ложку в чашку, а чашку поставь на блюдце.

- Поставь чашку под блюдце.

- Возьми чашку из-под блюдца.

- Поставь чашку перед блюдцем.

- Отдай чашку … , а у него возьми блюдце.

В) – Как ухаживают за посудой? (подбор глаголов).

Ее моют, вытирают, начищают, поласкают , чистят, сушат и. т. д.

 3. Физминутка « Точим нож».

- Зачем нужно точить ножи? Сейчас мы будем точильщиками.

          Точим нож, точим нож.

          Будет очень он хорош.

          Будет резать он припасы:

          Масло, сало, сыр, колбасы,

          Помидоры, огурцы,

          Угощайтесь, молодцы.

- А еще давайте поможем маме помыть посуду.

Пальчиковая гимнастика « Помощники».

           1, 2, 3, 4 – мы посуду перемыли:

           Чайник, чашку, ковшик, ложку

           И большую поварешку.

           Мы посуду перемыли,

           Только чашку мы разбили,

           Ковшик тоже развалился,

           Нос у чайника отбился,

           Ложку мы чуть-чуть сломали-

           Так мы маме помогали.

4. Закрепление.

А) Ориентация на плоскости листа.

- Одного предмета нет. На полку поставь подходящий предмет.( работа с карточками).

Б) Работа в тетрадях в крупную клетку.

- Стаканы, кастрюли на полке стоят.

Продолжи, пожалуйста, правильно ряд.( см. образец).

В) Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Игра с кубиком.

- глубокая тарелка,                                                  - мелкая тарелка,

- острый нож,                                                          - острая вилка,

- большая кастрюля,                                               - чайная ложка,

- зеленая чашка,                                                      - большая сковородка,

- высокий стакан,                                                   - стеклянный кувшин,

- маленькая чашка,                                                 - чайное блюдце,

- столовая ложка,                                                   - медный самовар.

Г) « Сосчитай». ( игра с картинками).

- Сколько тарелок я поставила?

- Какая по счету красная тарелка?

- На каком месте желтая тарелка?

- Какая тарелка между голубой и розовой? Какая она по счету?

- Какая тарелка рядом с коричневой? И. т. д.

5. Итог занятия.

           

Тема: Части тела.

Цели: выявить и обобщить имеющиеся у детей знания по теме; уточнить представления о строении и назначении отдельных частей тела человека; учить различать названия частей тела человека и животных; закрепить образование существительных с уменьшительно ласкательными и увеличительными значениями; развивать логическое мышление и долговременную память.

Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела человека; кукла из пластилина; куклы – перчатки для кукольного театра «Зайка», «Волк».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

А) Отгадайте загадки:

У зверушки – на макушке,                        Он бывает самым разным:

А у нас – ниже глаз.                                  Добрым, вредным, гордым, ,важным

                 ( уши).                                        Маленьким, горбатым, толстым,    

                                                                     Конопатым.       ( нос).

Живут два Егорки возле горки.

Живут дружно, а друг друга не видят.     ( глаза).

Б) Какие еще части тела вы знаете?

Из каких частей состоят ноги? ( стопа, пальцы, пятка, колено).

Из каких частей состоят руки? ( локти, ладони, пальцы).

Из каких частей состоит туловище? ( плечи, спина, грудь, живот).

А еще есть голова.

    2. Изучение нового.

А) Послушайте шуточный рассказ « Голова». (С демонстрацией куклы из пластилина. По ходу повествования кукла собирается из разных частей).

     Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам – уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног – пятки. Все части тела важны, все человеку нужны.

Б) « Для чего?» - составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Для чего нужны глаза? ( глаза нужны для того, чтобы видеть).

Для чего нужен нос? ( уши, рот, ноги, руки, пальцы и т. д.).

« Найди ошибку» - употребление дательного падежа.

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам.

В) « Подумай и ответь».

Одинаково или по-разному называются части тела у человека и у животного? Поиграем в игру: я называю части тела человека, а вы – животного.

Руки – лапы                                                   волосы – шерсть

Лицо – морда                                                 рот – пасть

Ногти – когти                                                живот – брюхо

« Дайте ответ на вопрос полным предложением» - согласование существительных с числительными.

 - Я буду называть часть тела, а вы скажете, сколько таких частей есть у человека.

Глаз ( два глаза), ухо …, нога …, нос …, губа …, затылок …, спина …, рука …, голова … .

  3. Физминутка « Зайка».

Зайка по лесу скакал,                                             руки перед грудью

Зайка корм себе искал.                                          прыжки на двух ногах

Вдруг, как стрелки на макушке                            показать « ушки»

Поднялись у зайки ушки.

Шорох тихий раздается:                                       пугливо оглядываться

Кто-то по лесу крадется.                                       присесть

Зайка путает следы,                                               прыжки из стороны в сторону

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся                                   по тексту

И под кустиком свернулся,                                   присесть, обхватить колени

Словно беленький клубок,                                    руками

Чтоб никто найти не мог.

  4. Закрепление.

А) Театрализация « Как заинька и волк разговаривали».

     Жили – были добрый, ласковый, веселый Заинька и злой, грубый, зубастый Волк.

Однажды, идет Заинька с базара, а навстречу ему Волк.

 - Здравствуй, соседушка, волчок – серенький бочок, - говорит Заинька ласково и приветливо.

 - Здравствуй, заяц – попрыгаец, - отвечает волк грубо.

 - У меня голосок тоненький, ласковый. Все меня по голоску узнают, и все меня любят.

 - А у меня голосище грубый. Я всех своим голосищем пугаю.

 - У меня глазки добрые и ласковые.

 - А у меня злющие глазищи. Все меня боятся.

 - У меня маленькие и быстрые лапки.

 - А у меня большущие и толстенные лапищи.

 - У меня маленький язычок и маленькие зубки.

 - А у меня большущий язычище и страшные зубищи. Я тебя съем!!!

 - Не съешь! Я на своих быстрых лапках ускачу от тебя!

Б) Давайте сравним Заиньку и Волка.

Заинька какой?                                               Волк какой?

Ласковый, вежливый                                     грубый

Добрый                                                            злой

Умный                                                             глупый

Веселый                                                          скучный

 - У Заиньки какие части тела? ( глазки, лапки, зубки, язычок).

 - А у Волка? ( глазищи, лапищи, зубищи, язычище).

Волка мы прогоним, а Заинька хочет поиграть с вами, задать вам вопросы:

 - Сколько глаз у двух детей?

 - Сколько ушей у трех мышей?

 - Сколько лап у двух курочек?

 - Сколько пальцев на двух руках?

 - Сколько ушей у двух малышей?

 - Сколько хвостов у трех котов?

Игра « Четвертый лишний» с картинками.

   5. Итог занятия.

 - Какие части тела есть у человека?

 - Какие части тела у человека и у животного называются по-разному?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группе группы «Изучаем части тела»

Образовательные области: познание, здоровье.Программное содержание: - познакомить детей с внешним строением тела человека,      -  дать понятие «части тела», ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Части тела»

Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа ;учить составлять предложения на наглядном материале ; учить различать правую и левую руку, н...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Части тела»

Занятие «Части тела»Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа ; учить составлять предложения на наглядном материале ; учить...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме: «Овощи» в старшей группе «Сказка» для детей с ОНР

Итогом тематической недели "Овощи" стало интегрированное занятие учителя-логопеда Кисловаой Е.К. и воспитателя Поповой Е.В. "Заготовки овощей на зиму" Удивить ребёнка легко, тем са...

Интегрированное занятие учителя-логопеда с музыкальным руководителем. Лексическая тема "Посуда"

Интегрированное занятие учителя-логопеда с музыкальным руководителем. Лексическая тема "Посуда"...