методика обучения грамоте дошкольников с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Из опыта работы по обучению грамоте детей с ОНР с использованием сказочных персонажей - гномов. Применяется метод парного изучения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.n._malyshko_ds_50.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Из опыта работы.

                                                         О.Н.Малышко, учитель-логопед МДОУ д/с № 50

       Чтение и письмо всегда рассматривались как первые и основные предметы начального обучения. Современная начальная школа предъявляет большие требования к дошкольникам.  На практике, при поступлении в первый класс ребёнок должен владеть навыками слитного чтения и печатного письма, хотя ФГОС ДО и ФГОС НОО  не ставят таких целевых ориентиров для дошкольников. В этом видится явное противоречие. Учителя хотят видеть подготовленных детей, с которыми легко работать по общеобразовательной программе, а педагоги ДОУ не могут обеспечить такого объёма знаний у дошкольников, основываясь на требования ФГОС ДО. Более того, остро стоит вопрос выбора методов подготовки дошкольников к начальному обучению в школе.

        На современном этапе известно два противоположных подхода к обучению дошкольников грамоте.

        Первый – Звуковой аналитико – синтетический метод, предложенный

 К.Д. Ушинским ещё в 1864 году и переработанный, модифицированный многими авторами: И.П. Шапошниковым, А.И. Воскресенской, Д.Б. Элькониным, Л.Е. Журовой, Г.А. Каше.

Данный метод предполагает:

1. Формирование умственного действия звукового анализа слов:

  • Установление последовательности звуков в слове (по звуковым схемам)
  • Выделение звука из слова, установление его места в слове (начало, середина, конец).

2. Словообразование и словоизменение:

  • Умение видеть сразу две буквы при чтении, ориентация на следующую за согласным гласную
  • Знакомство с буквами гласных звуков, их замена в трёхбуквенных словах «СОМ – САМ»

3. Воссоздание звуковой формы слова:

  • Выделение согласного звука из слова, знакомство с его буквенным обозначением
  • Замена фишек в схеме буквами
  • Чтение слогов и слов по букварю

Преимущества метода:

1. Дети не только овладевают навыком начального чтения, но и специально вводятся в

    звуковую действительность языка, что в последующем обеспечивает усвоение

    грамматики и орфографии.

2. На всех этапах обучения чтению (звуковой анализ слова, словоизменение, воссоздание

    звуковой формы слога и слова) у детей формируются умственные действия.

3. Плавный переход с одной ступени обучения на другую, одновременное овладение

    звуковым анализом и слоговым чтением.

     В противоположность этому методу в 1997 году Н.А. Зайцев разработал альтернативную методику обучения грамоте.

       Уникальная технология обучения грамоте рассчитана на детей буквально с двухлетнего возраста. Данная методика построена на материале кубиков и таблиц, которые предъявляются сразу все, с первых занятий. Все кубики делятся на 12 сортов, которые распознаются по цвету, объёму, звучанию наполнителя. На их гранях нанесены не буквы, а склады.

Сущность новой технологии в том, что:

1. Автор резко отказывается от фонемного принципа и берёт за основу складовой.

2. Отвергает мнение, что прежде чем научиться читать, нужно знать алфавит.

3. По мнению автора: «Названия букв только мешают читать: «Тэ – Йо - Тэ – Йа»(тётя) –

   «Тойота» - догадывается ребёнок».

4. Раннее введение терминов (твёрдый – мягкий», «гласный – согласный», «звонкий –

    глухой») нарушает основополагающий дидактический принцип: от конкретного к

    абстрактному. «Термином следует заканчивать, а не начинать с него».

5. Понятие «гласный звук», который можно «тянуть» в отличие от согласного не

     срабатывает во многих случаях: «РРРР», «СССС», «ШШШ».

6. Звуковые схемы слов только «загружают» голову ребёнка, отвлекают от самого

     процесса чтения, не понятны даже взрослым.

Преимущества методики:

1. Метод «Кубиков Зайцева» основывается на идее  И.М. Сеченова о том, что «временное

    расположение психических актов в сознании объясняется расчленением моментов

    восприятия на отдельные звенья посредством двигательных реакций. Таким образом,

    полное раскрепощение позы и поведения ребёнка, плюс постоянно изменяющаяся

    игровая ситуация, плюс элементы соревнования и эмоциональный настрой приводят к

    более эффективным результатам обучения (взаимосвязь формирования психических

    функций от двигательной активности ребёнка). Формируется физическое здоровье, не

    страдает осанка.

2. Игра – ведущее средство обучения детей на занятиях.

3. Н.А. Зайцев выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития

    ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную

    мощь детского мозга. Абстрактно – логическая развитость мозга зависит от

    восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

4. Использование показа кубиков со складами, различающихся по цвету, объёму,

    наполнителю, снимает с педагога необходимость словесно – логических пояснений и

    необходимость знания детьми букв (алфавита).Дети сразу переходят к чтению по

    складам.

5. Обучение чтению, соединённое с пением таблиц не только устраняет надобность

    соединять буквы в слоги (что нелегко даётся ребёнку), но и доставляет детям радость.

        Таким образом, два подхода к обучению грамоте дошкольников совершенно взаимоисключают  друг друга. Кто же прав? Какой методикой воспользоваться для более эффективного обучения детей?

        Изучив и проанализировав данные технологии, я сделала ряд выводов:

1. Методика Н.А. Зайцева  эффективна в обучении детей грамоте:

  • она проще, и в более короткие сроки приводит к положительному результату обучения;
  • дети абсолютно раскованы, преобладает игровая деятельность, отсутствуют скучные занятия с зубрёжкой и заучиванием. Через двигательную активность ребёнок окрепнет физически.
  • задействованы все анализаторы, что ведёт к развитию умственных действий, умению абстрактно мыслить, даёт эмоциональный заряд.

2.  В то же время, современная школа, несмотря на внедрение инновационных

     компонентов в процесс обучения, в большинстве случаев продолжает опираться на

     систему уроков (дети сидят за партой в течение 40 минут), использует наиболее

      закрепившийся звуковой аналитико – синтетический метод в обучении детей грамоте

      (методика Д.Б. Эльконина), предъявляет требования, предполагающие владение

      навыками фонемного анализа при обучении русскому языку. Кроме того, дети,  

      имеющие  проблемы в   речевом развитии нуждаются в формировании

      фонематического слуха.

           Напрашивается вопрос: не приведёт ли использование методики Н.А. Зайцева в целом к трудностям обучения в начальной школе ребёнка, который никогда не слышал о фонеме, не овладел навыком звуко – буквенного анализа?  Такому дошкольнику трудно будет понять, почему от него требуют знания непонятных схем и при этом заставляют сидеть без движения за партой в течение 40 минут. Не приведёт ли это к отказу от обучения в школе и к эмоциональному шоку?

         Всё вышесказанное заставило меня задуматься: а что, если объединить все положительные качества данных подходов и ввести их в процесс обучения грамоте дошкольников. Таким образом, я начала работать над созданием своего метода  подготовки к обучению грамоте. Объектом моего эксперимента стала старшая логопедическая группа для детей с ОНР.

        За основу я выбрала методику Л.Е. Журовой. Из этой методики я использовала:

  • употребление терминов, схем (фишки), звуковых линеек
  • принцип звукового анализа и синтеза

             Моя методика обучения грамоте включает три основных этапа:

I этап: подготовительный (2 месяца, 16 занятий).

Цели: подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие

             устной речи детей.

Задачи:

  • формирование фонематического слуха
  • овладение терминами : «слово» - «звук» - «предложение» - «рассказ», их дифференциация

        Для реализации данного этапа было необходимо выбрать учебную единицу, действия с которой должны послужить формированию умений и навыков на основе осознания в условиях учебно – игровой деятельности. Такой единицей является «СЛОВО».

         На первых занятиях я  знакомлю детей с понятиями «РЕЧЬ», «СЛОВО», «ЧТЕНИЕ», «ПИСЬМО». Через эти понятия ребёнок осознаёт необходимость совершенствовать речь, учиться читать  и писать. Для этого хорошо использовать сказку Р. Киплинга «Как появилось первое письмо». Дети совершают экскурс в историю древнего Мира и, через игру, понимают значение понятия «грамотный человек».

          На последующих занятиях, посредством различных игровых упражнений, дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают первые сведения о звуках и словах, предложениях, рассказе. Знакомятся со схематическим изображением слов и предложений. Причём, термины вводятся уже в конце, после практической деятельности с предметами и после осознания детьми сути понятия. На этом этапе  я на занятиях уделяю большое внимание двигательной активности детей (по Н.А. Зайцеву), но при этом стараюсь, чтобы хотя бы 10 минут дети провели за столом. В этот момент от них требуется концентрация внимания и терпение (работа с раздаточным материалом).

Термины, для сообщения ребёнку:

  • Звук – то, что мы слышим и произносим
  • Буква – значок звука то, что мы видим и пишем»
  • Слово – название чего – либо.
  • Слог – часть слова
  • Предложение – новость о ком – то или о чём – то.
  • Рассказ – история о ком – то или о чём – то.

Игры на развитие двигательной активности:

  • «Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько частей в слове» (на первых занятиях понятие «слог» не вводится)
  • «Выбери и принеси игрушку с заданным звуком»
  • «Живые звуки»
  • «Кочки» (при делении слов на части и составлении предложений дети перемещаются по «кочкам на болоте»)
  • «Стоп, палочка, остановись» (ошибка = стоп игра)

I I этап: букварный  (9 недель, 18 занятий).

Цель: воспитывать направленность на звуковую сторону речи

Задачи:

  • Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

На примере первого изучаемого звука «А» даю понятие «гласный звук – звук, который поётся голосом. Голос не встречает преград на своём пути». Дети учатся выделять этот звук среди других звуков на слух (с помощью звуковой линейки), придумывают слова с этим звуком, «материализуют» его сначала с помощью красного цвета, затем – буквой. Ввожу понятие « буква – значок звука, то, что мы видим и пишем».

  • Подготовка детей к звуко – буквенному анализу слов, чтение слогов «СГ» по схеме.

По мере изучения гласных звуков, я знакомлю детей с звуковыми схемами. Дети на этом этапе готовятся к усвоению согласных звуков, не изучая их.

Например:

Логопед: - Выложите столько красных квадратиков, сколько звуков я назову:

                  «АУ». Дети выкладывают два красных квадрата, пропевая звуки.

                     - Поставьте вместо квадратика «У» синий квадратик – «П».

                       Что получилось?

    Дети  читают: «АП» (произношение «ПЭ» - недопустимо!)

                      - Поменяйте местами квадратики. Получилось «ПА»

                        (поём по Н.А. Зайцеву).

                      - Добавим еще два квадрата (синий и красный – «ПА»).

                        Поём «ПАПА» (применение метода «глобального чтения»)

Затем то же самое проводится на материале работы с «гномами – звуковичками» (см. далее)

  • Звуковой анализ трёхбуквенных слов (и четырёхбуквенных) с использованием схем – фишек.

Последовательность усвоения букв гласных звуков такова:

А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

       При этом сразу вводятся термины «звуки - братики». При сравнении двух гласных (в словах) дети осознают (интуитивно) разницу между твёрдыми и мягкими звуками и далее, при изучении согласных, им легче переключиться с твёрдого звука на мягкий при чтении прямых слогов типа МА – МЯ, МО – МЁ, МУ – МЮ, МЫ – МИ, МЭ – МЕ. При пении слогов  обращаю внимание детей на правило: «Если согласный звук подружится с мягким гласным, он сам становится мягким».

            Таким образом, букварный период включат в себя:

  • Знакомство со звуковой схемой.
  • Различение гласных и согласных звуков, включение фишек разного цвета в схему (красный, синий)
  • Чтение (пение) прямых слогов типа «СГ» по звуковой схеме.
  • Анализ трёхбуквенных слов типа «МАК, ДОМ, КИТ, КОТ, ШАР, ЛУК, ЖУК, ДЫМ, НОС, РАК».
  • Анализ четырёхбуквенных слов типа: «ВАТА, ЛУНА, СЕНО»…

III этап: послебукварный  (15 недель, 30 занятий).

Включает:

  • Знакомство  с твёрдыми и мягкими согласными.

Здесь хорошим помощником является «Сказка о звуках» из пособия «Скоро в школу» под редакцией Е.Котовой, С. Тетерина).

  • Усложнение схем слов (появление зелёной фишки, обозначающей мягкий согласный)
  • Пение таблиц Н.А. Зайцева без указания на букву.

Последовательность усвоения звуков в послебукварном периоде:

П – Т – Т* - К – К* - М – М* - Б – Б* - Д- Д* - Н – Н* - В – В* - Р – Р* - Л – Л* - Г – Г* - Х – Х* - С – С* - З – З* - Ж – Ш – Ц – Ч – С-Ш – З- Ж- Ч- Щ- С-Ц

Она определяется:

  • Частотностью употребления звуков в речи
  • Возможностью сразу составлять слоги и простые одно – двусложные слова.

          «Букварный» и «Послебукварный» периоды объединены между собой одной сюжетной линией: занятия построены в форме сказки о «Гномиках – Звуковичках».

Каждый «Гном» соответствует определённому звуку. Так, например, в городе Гласных проживают 5 пар гномов в красных домах. Каждая отдельная пара – братья - близнецы. Они различаются лишь цветом одежды, в зависимости от того, твёрдо звучит звук или мягко. В Городе Согласных гномы живут в синем и зелёном домах. Они отличаются буквами на одежде и цветом башмачков (синие и зелёные тапочки) . У звонких  на шапочках – колокольчики, у глухих – большие уши. Гномы играют в разные игры вместе с детьми. В результате, дети легко запоминают звуки «в лицо» и без труда находят их, характеризуют, подыскивают «братца». Кроме того, «гласные» гномы могут петь (в их домике «жучок» от музыкальной открытки). Это значительно облегчает процесс обучения детей грамоте. Параллельно идет обучение печатанию изучаемых букв в тетрадях в клетку.

             Таким образом, дети, заканчивающие  подготовительную группу,  обладают следующими знаниями и умениями:

  • Проводят звуковой анализ практически любого слова.
  • Различают гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
  • Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
  • Читают по слогам небольшие тексты, пересказывают их.
  • Печатают небольшие тексты в тетрадях в клетку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

Обучение детей 5-6 лет звуковому анализу, умению вычленять ударение, ознакомление с буквами, обучение чтению, подготовка руки к письму....

Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

Методические рекомендации по обучению детей 5-6 лет  звуковому анализу слов, вычленению ударения в словах....

Методики обучения грамоте: плюсы и минусы. Экскурс в историю.

В наше время «рынок» коррекционно-педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого ...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

1.Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей2.Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях3.Методика исправления грамматичес...

Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...

Консультация «Методики обучения грамоте».

Консультация для педагогов и родителей...