Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Шиллер Анастасия Васильевна

1.Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

2.Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях

3.Методика исправления грамматических ошибок

4. Практическая часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_metodika_obucheniya_gramote.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКН №1, г. Сосновоборска

  1. Содержание и методика обучения  
  2. грамоте детей
  3. старшего дошкольного возраста

                                                                                         

                                                     Выполнил: Шиллер А.В.                                                  

 

Сосновоборск, 2018 год

Содержание

1. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

2. Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях

3. Методика исправления грамматических ошибок

4. Практическая часть (Игры по формированию грамматического строя речи по лексической теме «Домашние животные)

  1. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

Раскрывая данную тему, необходимо, я думаю, рассмотреть задачи, которые преследует работа по формированию грамматической стороны речи детей.

Само понятие «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.

Грамматический строй языка – это «система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса».

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис − словосочетания и предложения.

Грамматика − это логика языка; как говорил К. Д. Ушинский. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка».

Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.


Задачи формирования грамматического строя

Задачи грамматической работы включают:

  • обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, синтаксическими,  словообразовательными) на основе активной ориентированной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;
  • расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное);
  • развитие у ребенка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

В соответствии с этим можно наметить (в общей форме) основные задачи работы на каждом возрастном этапе.

В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок. В старших группах, помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слов, воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.


  1. Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях

  В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы-задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме. Кроме того, иногда можно проводить фронтальные проверочные занятия со всей группой.

Проверочные занятия и индивидуальные задания не ставят целей прямого обучения, поэтому воспитатель не применяет основные приемы обучения, а использует лишь вопросы и, по мере надобности, исправление, подсказ. На одном таком занятии можно проверить правильность употребления детьми нескольких грамматических форм.

Во время проверочных занятий в старшей и подготовительной к школе группах можно предлагать следующие виды работы:
1) рассматривание картинок из альбома «Говори правильно» О. И. Соловьевой и ответы на вопросы: кто это? Сколько их? (утенок, утята, поросята, лисята, львята); 2) игра с картинками «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов); 3) упражнение с картинками «Докончи предложение»: Стоит много ... (кресел). На вешалке много ... (полотенец). Висят детские ... (пальто); 4) словесное упражнение «Докончи предложение»: Лента длинная, а скакалка еще ... (длиннее). Печенье сладкое, а мед ... (слаще). Мой букет красивый, а мамин ... (красивее). Одна девочка хочет петь, и все девочки ... (хотят);
5) рассматривание картинок: на чем играет девочка? (На пианино.) У мамы в кофейнике много ... (Кофе.) Что делают эти спортсмены? (Бегут.) А этот? (Бежит.); 6) игра с игрушечным мишкой «в поручения»: Попросите мишку положить простыню. Мишка, ... (положи простыню). Что делает мишка? (Кладет.) Что сделал мишка? (Положил.) Узнаем, умеет ли мишка лечь? Мишка, ... (ляг!). Сможет ли мишка поехать? Мишка, ... (поезжай!).
Продолжительность проверочного занятия – 10-15 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности употребления других грамматических форм.
Если выявленная ошибка носит индивидуальный характер, воспитатель старается выяснить ее причину, привлекает к исправлению ошибки родителей ребенка, следит за его повседневной речью, обращает его внимание на правильную форму.  Если же ошибки типичные (при этом не обязательно, чтобы их делало большинство детей), то целесообразно прибегать к специальным занятиям для исправления этих ошибок в течение года.
Таким образом, конкретное содержание работы по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами русской грамматики, типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте с учетом реального состояния грамматической стороны речи в данном детском коллективе. 

  1. Методика исправления  грамматических ошибок

Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3. запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

Основные положения методики исправления ошибок можно сформулировать следующим образом:

- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно;

- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат;

- Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»);

- Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени;

- С детьми младшего возраста воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно: «положили много ложек и поставили много чашек». Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Например: «Ты неверно изменил слово, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родительный падеж множественного числа – матрешек, ботинок, варежек). В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

- При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки. В такие моменты, я полагаю, надо быть очень осторожным и внимательным при исправлении ошибок; а лучше отложить их исправление на некоторое время.

4.Практическая часть.

Игры по формированию грамматического строя речи по лексической теме

«Домашние животные»

Игра №1.

«Назови ласково»

Ребенок должен назвать ласково домашнее животное.

Собака – Собачка        Кошка – Кошечка

Корова – Коровка        Лошадь – Лошадка

Игра №2.

Игра с мячом «Один-много»

Воспитатель кидает мяч; называя в единственном числе домашнее животное. Ребенок в ответ называет это животное во множественном числе.

Собака – собаки          Коза – козы

Кошка – кошки               Овца – овцы

Игра №3.

«Сосчитай животных»

Ребенок должен посчитать животных (используются картинки) до пяти по образцу:

Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак.

Один кролик … . Одна корова… . Одна коза … .

Игра №4.

«Скажи чьё это»

Ребенок должен образовать притяжательные прилагательные по образцу (используются картинки):

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Копыта лошади … Шерсть кролика … Усы кошки …

Игра №5.

«Измени слово»

Ребенок должен изменить по образцу прилагательное:

Белый – беленький.

Тёплый – тёпленький.

Пушистый – пушистенький

Игра №6.

«Доскажи словечко»

Учить детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками.

Собака в будку … (залезает).

Лошадь из конюшни … (выходит).

Кошка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Игра №7.

«Опиши животное на картинке»

Описать каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Например:

Кошка – пушистая, красивая, полосатая, усатая, ...

Игра №8.

Игра «Путаница» («Кто где живет?»)

Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.

Ход   игры.  Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.

Например:   Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. — Лошадь живет в конюшне.

Игра №9.

Игра «Кто лишний?»

Цели:  развивать   логическое   мышление,   учить   связному монологическому   высказыванию,   закреплять   обобщающие

понятия «дикие животные» и «домашние животные».

Ход   игры.  Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди животных лишнее и объясняет свой выбор.

Например: Лиса лишняя, т.к. она − дикое животное, все остальные − домашние.

Игра №10.

Игра «Что забыл раскрасить художник?»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование притяжательных   прилагательных);   развивать   зрительное внимание и наблюдательность.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинку, на которой изображены   домашние   животные.  

И  спрашивает,   кого   нарисовал   художник.   Затем   воспитатель обращает  внимание  детей на  то,  что у  каждого животного  не раскрашена   одна   деталь.   Что   не   раскрашено   у   каждого животного?

Например:

У   коровы   не   раскрашены   коровьи   рога.   У   кошки   не раскрашена кошачья лапа. И т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взят...

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...