Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: Звук «С, С`» и буква С с детьми подготовительной логопедической группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шабалина Елена Николаевна

Цель:  Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С.

Задачи:
         Коррекционно - образовательные:

- совершенствование умения  детей давать акустико- артикуляционную характеристику звуков  «С, С` » с опорой на различные виды контроля;

Коррекционно - развивающие:

 - учить детей дифференцировать  звуки «С, С`»  в слогах, словах, фразах;

- развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;

- совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, чтения слов;

-  совершенствовать фонематический слух и восприятие;

- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустичекий контроль.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желание помогать другим.

Оборудование: наборы для звуко- буквенного анализа, зеркала, мягкие модули для конструирования букв,  снежинки, разрезные  азбуки, модуль буквы С, снежки, большая снежинка (обруч), письмо.

Использование мультимедийного оборудования.

Ход занятия.

I.                 Организационный момент.

 Звучит музыка из мультфильма. Дети стоят в зале. Входит Фрекен  Бок.  

Фрекен Бок:  Ку-ку! Ну, где, где ты,  вылезай скорей? Ку-ку, мой мальчик! О,   Здравствуйте, ребята! Я весь детский сад обошла, не могу найти малыша, может он здесь? Это слишком высокий, мой был пониже. Это слишком темненький, мой был светленький. Странно тут его нет.  А, вы меня узнали? Кто я?

Строгая я в воспитании  детей,

И не  люблю  я шумных затей.
С кошкой Матильдой дома живу,
Вкусные плюшки себе я  пеку.

- Меня зовут Фрекен Бок!  Вы моего малыша не видели

Фрекен Бок:  - Вот, где он! Безобразие!  Опять полетел с Карлсоном гулять  по крышам! А разве можно гулять детям по крышам?  Почему? Ах, какая мука, воспитывать этих детей.

Что это? Что?  ( Письмо летит)

  Какое то письмо…Давайте, посмотрим. Что в нем?  (читает письмо)

- Что же делать?  Столько заданий, мне одной не справиться, вы мне поможете?       

 Так, хорошо мне надо успокоиться. Повторяйте за мной.

Упражнение «Мы спокойны»

Все:

"Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,

я успокоилась спасибо. Чтобы выполнить все задания нам нужно подготовиться. Приглашаю сесть за столы.

 II. Развитие мелкой артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Фрекен Бок:  -  нам необходимо выполнить массаж.

 Массаж лица  (поглаживающие движенья)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

К щечкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Фрекен Бок:  -  Очень хорошо!
Развитие мимических мышц. Игра «Изобрази» 

Фрекен Бок:  -  Мне понравилось и у меня улучшилось настроение. А у вас,  покажите:

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты огорчаешься  и сердишься.

Фрекен Бок:  -  Чтобы правильно говорить  нужно,  потренировать наш язычок.

 

Артикуляционная гимнастика. 

Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается,     

У нас все получается?                                                                                                                                                        

Упражнение “Заборчик”.

Ну а это вот заборчик.                                               

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

 Упражнение “Лопатка”.

 Язычок наш как лопатка - 
         Очень ровный, очень гладкий. 
         Упражнение “Горка”.

 Горка длинная у нас! 
         Мы прокатимся сейчас. 

Музыка и пошел снег.

Фрекен Бок:  Посмотрите, какой снегопад, и какие красивые снежинки.

 У вас на столах лежат снежинки.

Давайте возьмем  их и   подуем, чтобы они тоже полетели.

Воздух носом набираем

Щеки мы не надуваем

Плечи мы  не поднимаем

вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

 Работа на  развитие дыхания 

Игра «Сдуй снежинку»

 

Фрекен Бок: - Дуем легко и свободно. Молодцы, ребята!  Теперь мы готовы к выполнению первого задания.

 

III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте.

Фрекен Бок:  Нужно отгадать загадки:

     Сели детки на карниз и растут все время вниз.

                                                                                

Кто знает, руку поднимает. Что это?

 

- Свои ушки напряги, и отгадку назови: Правильно сосульки

 

           Не страшится стужи птичка желтогрудая…    

                                                                             

- А это кто? Да, правильно, синица. Молодцы!

Ребята, скажите  какой первый звук, вы слышите в слове  сосулька, какой первый звук вы слышите в слове  синица. Молодцы справились с заданием!

Сравнительная характеристика звуков

Чем похожи звук «С» и «Сь» (согласный, глухой)

Чем отличаются (звук «С» твердый, обозначаем фишкой синего цвета, звук «Сь» мягкий обозначаем фишкой зеленого цвета).

Развитие фонематического слуха

Ф. Б.: -  Ой , что-то я устала, хотите поиграть? Выходите. Становитесь в круг. Я знаю игру  «Топай, хлопай » 

 (Хлопнуть на звук Сь, топнуть  «С»):

из ряда звуков : т, с, сь, д, ж, с, п, сь, к, с, ч, в,б,м, ф, бь, ц, с, н, мь и т. д.

из ряда слогов : кы, сы, зи, ми, си, кя, са, зу, се, мя, су, за, , сё, му.

из ряда слов : Сом, щётка, зайка, собака, шум, стол, самолёт, зубы, сядь.

Ф.Б.:  Молодцы.  Очень хорошо, а теперь давайте  потанцуем.

Танец со снежинкой.

 Это, что за безобразие! запнулась  об букву лежащую на полу.

Что  это? ( берет в руки) Вы знаете, ребята? Это еще одно задание  от Карлсона. Нам нужно сконструировать эту букву.  На что  она похожа?

 

Месяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

 Связь звуков с буквой

- Давайте пропишем в воздухе эту букву указательным пальцем вашей ведущей руки сверху вниз.

Но с начало разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий, гладят одной ладонью другу)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И... сломаем. (Топают.)

- Ребята, посмотрите, сколько снежков мы слепили. Поиграем?

 ( бросают снежки вверх)   Игра «Веселые снежки». 

 Молодцы! А сейчас можно конструировать (пригласить к столу)

Давайте сконструируем ее из мягкого модуля,

 Возьмите модули, которые лежат на подносе, сконструируйте букву С.           (в какую сторону смотрит буква С?) А сейчас украсим большую букву С, вашими маленькими модулями. Молодцы! Какая  красивая   получилась  буква.

Ф.Б.:  Присаживайтесь  на стульчики.

За осанкой мы следим,

Все красиво мы сидим

Развитие  зрительного  восприятия

 Следующее задание найдите букву С в верхнем и нижнем ряду и сказать, какая она по счету. /Дети называют, считают и называют какая по счету буква С стоит в 1-м ряду: первая, четвертая и т.д/

 

- Кто знает, руку поднимает.

- Молодцы! Умеете и знаете вы буквы. А сейчас закроем глазки.

 

Глазки закрыли, открыли

Глазки бегают по кругу;

друг за другом.

Не догнали -  спрятались.

Посидели, посидели,

Распахнулись, осмелели,

Снова бегают по кругу,

Друг за другом, друг за другом.

 

 

  Закрепление звука в словах( Где спрятался звук?)

- Сейчас можно приступить к следующему заданию, где спрятался звук «с» в слове - сумка  (в начале, в середине или  в конце слова). Где стоит звук «с`» в слове гусь? …

 

Кто знает, руку поднимает.

Все справились. Молодцы!

                                      

Что любит  Карлсон? Он  любит  сок  и   следующее задание.

Сделать звуковой анализ слова сок

  Упражнения  в  формировании  навыка  чтения. Закрепление звука  в словах.

Игра  «Назови слово» 

 С О К.

 - Назовите первый звук в слове сок? Второй, третий

- Какой фишкой обозначаем звук «С»….

 - Сколько слогов в слове Сок?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Выложите буквами слово сок.

 

Обратите внимание на экран, следующее задание: Нужно прочитать слова.

- Сам, Сок, Сом, Гуси,

Чтение слов с буквой С.

Мы справились с заданиями, которые оставил  Карлсон.

(Прилет Карлсона)

Ну - вот, наконец- то прилетел. 

IV. Итог занятия, оценка детей.

Ф.Б: - Ребята,  какие задания вам понравились  больше всего? 

- Замечательно. Я хочу поблагодарить вас за помощь и подарить подарки.

 - Молодцы. Ну, а я прощаюсь с вами, до скорой встречи, мои дорогие друзья!!!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zvuk_i_bukva_s.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:


Цель:  Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С.

Задачи:
         Коррекционно - образовательные:

- совершенствование умения  детей давать акустико- артикуляционную характеристику звуков  «С, С` » с опорой на различные виды контроля;

Коррекционно - развивающие:

 - учить детей дифференцировать  звуки «С, С`»  в слогах, словах, фразах;

- развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;

- совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, чтения слов;

-  совершенствовать фонематический слух и восприятие;

- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустичекий контроль.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желание помогать другим.

Оборудование: наборы для звуко- буквенного анализа, зеркала, мягкие модули для конструирования букв,  снежинки, разрезные  азбуки, модуль буквы С, снежки, большая снежинка (обруч), письмо.

Использование мультимедийного оборудования.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Звучит музыка из мультфильма. Дети стоят в зале. Входит Фрекен  Бок.  

Фрекен Бок:  Ку-ку! Ну, где, где ты,  вылезай скорей? Ку-ку, мой мальчик! О,   Здравствуйте, ребята! Я весь детский сад обошла, не могу найти малыша, может он здесь? Это слишком высокий, мой был пониже. Это слишком темненький, мой был светленький. Странно тут его нет.  А, вы меня узнали? Кто я? 

Строгая я в воспитании  детей,

И не  люблю  я шумных затей.
С кошкой Матильдой дома
живу,
Вкусные плюшки себе я
 пеку.

- Меня зовут Фрекен Бок!  Вы моего малыша не видели

Фрекен Бок:  - Вот, где он! Безобразие!  Опять полетел с Карлсоном гулять  по крышам! А разве можно гулять детям по крышам?  Почему? Ах, какая мука, воспитывать этих детей.

Что это? Что?  ( Письмо летит)

  Какое то письмо…Давайте, посмотрим. Что в нем?  (читает письмо)

- Что же делать?  Столько заданий, мне одной не справиться, вы мне поможете?        

 Так, хорошо мне надо успокоиться. Повторяйте за мной.

Упражнение «Мы спокойны»

Все:

"Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,

я успокоилась спасибо. Чтобы выполнить все задания нам нужно подготовиться. Приглашаю сесть за столы. 

 II. Развитие мелкой артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Фрекен Бок:  -  нам необходимо выполнить массаж.

 Массаж лица  (поглаживающие движенья)

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

К щечкам прикоснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Фрекен Бок:  -  Очень хорошо!
Развитие мимических мышц. Игра «Изобрази»  

Фрекен Бок:  -  Мне понравилось и у меня улучшилось настроение. А у вас,  покажите: 

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты огорчаешься  и сердишься.

Фрекен Бок:  -  Чтобы правильно говорить  нужно,  потренировать наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.  

Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается,        

У нас все получается?                                                                                                                                                        

Упражнение “Заборчик”.

Ну а это вот заборчик.                                                

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

 Упражнение “Лопатка”.

 Язычок наш как лопатка - 
        Очень ровный, очень гладкий. 
         Упражнение “Горка”.

 Горка длинная у нас! 
        Мы прокатимся сейчас. 

Музыка и пошел снег.

Фрекен Бок:  Посмотрите, какой снегопад, и какие красивые снежинки.

 У вас на столах лежат снежинки.

Давайте возьмем  их и   подуем, чтобы они тоже полетели.

Воздух носом набираем

Щеки мы не надуваем

Плечи мы  не поднимаем

вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

 Работа на  развитие дыхания  

Игра «Сдуй снежинку»

Фрекен Бок: - Дуем легко и свободно. Молодцы, ребята!  Теперь мы готовы к выполнению первого задания.

III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте.

Фрекен Бок:  Нужно отгадать загадки:

     Сели детки на карниз и растут все время вниз.

                                                                                 

Кто знает, руку поднимает. Что это?

- Свои ушки напряги, и отгадку назови: Правильно сосульки

           Не страшится стужи птичка желтогрудая…    

                                                                             

- А это кто? Да, правильно, синица. Молодцы!

Ребята, скажите  какой первый звук, вы слышите в слове  сосулька, какой первый звук вы слышите в слове  синица. Молодцы справились с заданием!

Сравнительная характеристика звуков  

Чем похожи звук «С» и «Сь» (согласный, глухой)

Чем отличаются (звук «С» твердый, обозначаем фишкой синего цвета, звук «Сь» мягкий обозначаем фишкой зеленого цвета).

Развитие фонематического слуха

Ф. Б.: -  Ой , что-то я устала, хотите поиграть? Выходите. Становитесь в круг. Я знаю игру  «Топай, хлопай » 

 (Хлопнуть на звук Сь, топнуть  «С»):

из ряда звуков : т, с, сь, д, ж, с, п, сь, к, с, ч, в,б,м, ф, бь, ц, с, н, мь и т. д.

из ряда слогов : кы, сы, зи, ми, си, кя, са, зу, се, мя, су, за, , сё, му.

из ряда слов : Сом, щётка, зайка, собака, шум, стол, самолёт, зубы, сядь.

Ф.Б.:  Молодцы.  Очень хорошо, а теперь давайте  потанцуем.

Танец со снежинкой.

 Это, что за безобразие! запнулась  об букву лежащую на полу.

Что  это? ( берет в руки) Вы знаете, ребята? Это еще одно задание  от Карлсона. Нам нужно сконструировать эту букву.  На что  она похожа?

 

Месяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

 Связь звуков с буквой

- Давайте пропишем в воздухе эту букву указательным пальцем вашей ведущей руки сверху вниз. 

Но с начало разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок» 

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
 («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий, гладят одной ладонью другу)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И... сломаем. (Топают.)

- Ребята, посмотрите, сколько снежков мы слепили. Поиграем?

 ( бросают снежки вверх)   Игра «Веселые снежки».  

 Молодцы! А сейчас можно конструировать (пригласить к столу)

Давайте сконструируем ее из мягкого модуля,

 Возьмите модули, которые лежат на подносе, сконструируйте букву С.           (в какую сторону смотрит буква С?) А сейчас украсим большую букву С, вашими маленькими модулями. Молодцы! Какая  красивая   получилась  буква.

Ф.Б.:  Присаживайтесь  на стульчики.

За осанкой мы следим,

Все красиво мы сидим

Развитие  зрительного  восприятия

 Следующее задание найдите букву С в верхнем и нижнем ряду и сказать, какая она по счету. /Дети называют, считают и называют какая по счету буква С стоит в 1-м ряду: первая, четвертая и т.д/

- Кто знает, руку поднимает.

- Молодцы! Умеете и знаете вы буквы. А сейчас закроем глазки.

Глазки закрыли, открыли

Глазки бегают по кругу;

друг за другом.

Не догнали -  спрятались.

Посидели, посидели,

Распахнулись, осмелели,

Снова бегают по кругу,

Друг за другом, друг за другом.

  Закрепление звука в словах( Где спрятался звук?) 

- Сейчас можно приступить к следующему заданию, где спрятался звук «с» в слове - сумка  (в начале, в середине или  в конце слова). Где стоит звук «с`» в слове гусь? …

Кто знает, руку поднимает.

Все справились. Молодцы!

                                         

Что любит  Карлсон? Он  любит  сок  и   следующее задание.

Сделать звуковой анализ слова сок

  Упражнения  в  формировании  навыка  чтения. Закрепление звука  в словах. 

Игра  «Назови слово»  

 С О К.

 - Назовите первый звук в слове сок? Второй, третий

- Какой фишкой обозначаем звук «С»….

 - Сколько слогов в слове Сок?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Выложите буквами слово сок.

Обратите внимание на экран, следующее задание: Нужно прочитать слова. 

- Сам, Сок, Сом, Гуси,

Чтение слов с буквой С.

Мы справились с заданиями, которые оставил  Карлсон.

(Прилет Карлсона)

Ну - вот, наконец- то прилетел.  

IV. Итог занятия, оценка детей.

Ф.Б: - Ребята,  какие задания вам понравились  больше всего?  

- Замечательно. Я хочу поблагодарить вас за помощь и подарить подарки.

 - Молодцы. Ну, а я прощаюсь с вами, до скорой встречи, мои дорогие друзья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно - образовательной экспериментальной деятельности Тема "Волшебство в молоке"

Волшебник приглашает детей к себе в гости, демонстрируя опыты, сотрудничает с детьми....

Конспект непосредственно-образовательной игровой деятельности ТЕМА: « Наши помощники в доме»

Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования....

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...

Конспект непосредственно образовательной экспериментальной деятельности Тема "Поможем Золушке"

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность....