Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Карнаева Миляуша Минасхатовна

Одним из наиболее часто встречаемых аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи является нарушение падежных окончаний существительных, т.е. падежных конструкций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Одним из наиболее часто встречаемых аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи является нарушение падежных окончаний существительных, т.е. падежных конструкций.

   Рекомендуется следующая последовательность логопедической работы над падежными формами:

- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа,

-  винительный падеж, родительный, дательный, творительный (беспредложные),

-  предложно-падежные конструкции,

Предложно-падежные конструкции обозначают как место нахождение предмета, место действия и направление. Один и тот же предлог имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение - “кладет в шкаф”, но “лежит в  шкафу”).

Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок :

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов (“на столе” вместо “над столом”, “по книжке” вместо “под книжкой”). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания сущесвительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Предлоги, союзы, междометия  выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с  ОНР наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего  определенный  лексический запас  слов, знание  их значений, а  также понимание связей между словами и между предложениями.

Модель коррекционной работы по формированию предложно-падежных конструкций

  1. Подготовительный этап  включает в себя работу по формированию пространственных представлений
  2. Основной этап работы включает освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки т.е. непосредственно предлоги

Подготовительный этап работы:

  1. Восприятие схемы собственного тела;
  2. Ориентировка в окружающем пространстве;
  3. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
  4. Восприятие схемы собственного тела

    Ориентировка в окружающем пространстве:
  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку.
  • Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами и изображениями.

Развитие зрительно-пространственной ориентировки

  • Складывание мозаик, предметных и сюжетных разрезных картинок;
  • Умение ориентироваться на листе бумаги;
  • Конструирование фигур по образцу.

Основной этап работы:

1. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов

2. Работа с символами предлогов

3. Упражнение в употреблении предлогов.

4. Работа с  наглядным материалом.

5. Дифференциация предлогов.

Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов:

Показ и выполнение действий с предметами с чёткой речевой инструкцией

На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.

Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.

Например:

1. Логопед дает детям “усеченное” задание:

- Положи кружок ... стол, а грибок ... стул.

И спрашивает:

- Понятно, как надо выполнить действия? А теперь послушайте ещё раз: “положи кружок на стол, а грибок под стул. - Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Таким образом, логопед учит детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.

Работа с символами предлогов

Упражнение в употреблении предлогов

Составление предложений по демонстрации или по аналогии

Вставка пропущенных предлогов в предложения

Упражнение в употреблении предлогов

Выделение в тексте заданного предлога

Работа с индивидуальным наглядным материалом

Дифференциация предлогов

Составление предложений по графической схеме с заданным предлогом

Назвать предлог по символу

Подбор картинок к заданным символам

Игры с символами предлогов

 Игра «Где что растет?»

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д. Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Игра в лото.

У детей карточки лото и фишки с изображением символов предлогов. На карточках лото изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.п.

Логопед называет пары предметов (например, мяч и стул). Дети находят картинку с этими предметами и закрывают их соответствующей фишкой с символом, называя расположение предметов с использованием того или иного предлога (мяч под стулом).

Игры с символами предлогов

Игра «Соседи».

На доске панно – «дом» с кармашками. В верхний кармашек вставляется символ предлога, например: из представленных сюжетных картинок дети выбирают только ту, по которой можно составить предложение с предлогом «на» и ставят ее  в соседний кармашек. Как вариант, можно предложить подобрать символ к заданной картинке.

После того, как усвоены правила игры, дети могут самостоятельно подбирать «соседей»: выбрать предлог и сюжетную картинку из предложенного материала.

Игра с мячом «Добавь слова»

Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади. Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Пирамидка стоит... Кукла лежит... Лампа висит... Дверь находится...

Игра «Недостающий пассажир»

Логопед кладет перед ребенком игровое поле (изображение двух вагончиков, в каждом вагончике по два окна). В первый вагончик он помещает символ и картинку, а во второй вагончик -  одну картинку, к которой ребенок должен самостоятельно подобрать пару – противоположный по значению предлог, из оставшегося количества символов. Ребенок выбирает подходящий предлог и подробно объясняет свои действия.

- Книга лежит на столе, а яблоко под столом.

Сначала используются сюжетные картинки, а затем предметные. В случае затруднений логопед помогает ребенку.

Игра «Вспоминай-ка»

После того, как дети запомнили расположение картинок с предлогами, они закрывают глаза, а мы меняем место расположения картинок и спрашиваем:

- Что изменилось?

-   кубик был  под пирамидкой, а теперь над  машинкой  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР (III УРОВЕНЬ)

    В статье описаны основные проявления нарушений предложно-падежных конструкций у детей с ОНР  (III уровень), этапы  коррекционной работы по формированию предложно-падежны...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

«Система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке описана система коррекционной работы по развитию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для формирования предложно-падежных констру...

Коррекционная работа по формированию монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) и её результаты.

Специальные исследования показывают, что связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи  эта форма самостоятельно не формируется. Связная...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...