Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)

Подготовила: Шаманова Н.В.

Цель: расширить знания родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, карточки для игры «От буквы к слову», сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, звуковые линейки, карточки – ребусы, карандаши, листы бумаги, презентация «Игры по обучению грамоте»

Ход проведения практикума

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в детском саду, а так же от той практической помощи, которую смогут оказать родители ребенку дома.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Сегодня мы поговорим с Вами о том, что нужно знать родителям о речи.

Основные понятия, с которыми мы знакомим детей в детском саду это:

Из чего состоит наша речь? Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.

В каждом слове мы слышим звуки. Звуки бывают разные

Какие бывают звуки? - гласные, согласные:

Гласные звуки обозначаем красным цветом.

Согласные звуки твердые мы обозначаем - синим цветом.

Мягкость согласного обозначается зеленым цветом.

Все эти понятия дети осваивают в играх и игровых упражнениях, так как

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.  Эта игра для вас, такие формы игр мы практикуем в работе с детьми.

Игра «Да – нет»

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю,

Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ,

Помочь откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я,

Активными все будем? (да)

Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова. При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа.

Этап первый. Выделение звука из слова.
Слова произносятся протяжно – выделяется названый звук.

Игра "Определи первый звук в слове"

Предлагается звук, а Вы на звук – слово.  

Звук А (тема - фрукты) апельсин, ананас, абрикос, айва, арбуз, авокадо, алыча…

2.   «Определить последний звук в слове»

 -  Я  проговариваю  предложения, но в последнем слове не договариваю последний звук. Его необходимо назвать. (Необходимо следить за тем, чтобы играющий не произносил всё слово, а добавлял только последний звук.)

Белка в дупло прячет орех… И

На крылечке спит ко… Т

Охотники развели в лесу костё. Р

На лесную полянку выскочил зая. Ц

В зоопарке жил бегемо. Т

Мальчики на улице играли в футбо… Л

Звенит звонок, начинается уро… К

По стволу стучал пёстрый дяте. Л

Бабушка приготовила ароматный пиро… Г

В поле цветет синий василё… К

У Буратино длинный но… С

На солнце греется пушистая кошк… А

Мама сварила клубничный кисе… Ль

Бабочка порхает над цветко… М

Мы купили большой спелый арбу… З

Этап второй. На втором этапе учимся определять место звука в слове (начало слова, середина слова,  конец слова).

  1. «Веселый паровоз»

Цель: упражнять детей в определении позиции звука в слове (начало слова, середина слова,  конец слова)

материал: паровозики, картинки (стол, салат, лапша)

2.Игра «Животные ищут друзей»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и нахождении схожих звуков и парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать детей к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга).

Ход игры.  Дети надевают медальоны с изображением животных

- Ребята, у нас открылось бюро друзей, где каждый из вас может выбрать себе друга.  Но так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали.

Например: лиса [л'] — лось [л], муха [м] —медведь [м'], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

Этап третий. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки  обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные. Детям даётся графическое изображение звукового состава слова. Затем предлагаются картинки, к которым они должны составить звуковой анализ слова (изображенного картинкой) с помощью фишек (символов).

1. «От звука к слову»

Составить  слово по первым звукам маленьких слов-картинок.

В названии каждой маленькой картинки выделяют первый звук.

Заяц – зонт, апельсин, яблоко, цапля

Белка – бинт – ель – ландыш – кукла – арбуз

Тигр – телевизор – иволга – груша – ракета

Используем для обозначения звуков  цветные фишки (красные — гласные звуки, синие — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие) .

А затем отвечают на ряд вопросов:

Сколько в составленном слове слогов?

Сколько в слове гласных звуков?

Сколько в слове согласных звуков?

Следующий этап Деление слов на слоги

Существует правило, сколько в слове гласных столько и слогов. Детей мы учим так: рука под подбородком, произносим слово и сколько раз опустился подбородок столько слогов в слове.

1. «Назвать слово на заданный слог»

Игра с мячом. «Мяч верни, слово назови».

Лексическая тема: «Домашние животные»:

КО – корова, коза, конь, кошка, котенок, ЛО- лошадь, СО - собака

ТЕ –теленок, ПО- поросенок, ЖЕ- жеребенок, ЩЕ- щенок

2. Игра «Отгадай ребус»

Выделять первый слог из слова и составлять слова из слогов.

Предлагаются карточки, на которых по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первый слог, а затем из слогов сложить слово, например: собака, вагон – СОВА

Картинный материал для игры.

Голуби, радуга – гора

Косынка, заяц – коза

Колобок, марка – комар

корова, сапоги - коса

Карандаш, банка - кабан

Луна, панама - лупа

Ноты, гиря – ноги

Ваза, тарелка – вата

Дорога, малина – дома

Пирог, лаваш - пила

Ромашка, замок - роза

Рефлексия

Легко ли вам было сегодня вспомнить ранее изученное?

Что у вас вызвало наибольшее затруднение?

Что вы сегодня узнали нового, чему научились?

С позиции родителей ответьте, что вам понравилось, а может быть вы с чем то и не согласны?

- Мне приятно было видеть живой интерес в ваших глазах. Надеюсь, что наша встреча поможет Вам в подготовке ваших детей к школе.

Итог. Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого практикума. Благодарю родителей за участие в практикуме и раздаю буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста

Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но  системно и планом...

Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста

Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Практикум "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребёнка дошкольного возраста"

laquo;Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста» Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной реч...

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста".

Консультация  учителя-логопеда для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»....

Семинар - практикум для родителей "Путешествие в страну правильной речи".

Цели.• Знакомство с работой учителя-логопеда.• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.• Создание условий для речевого развития своих детей.• Установ...