Конспект образовательной ситуацию по развитию речи "Путешествие в страну Правильной речи" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в страну Правильной речи»
Цели:
- Формировать умения обобщать, классифицировать.
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.
- формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие
народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», телевизор, письмо, пазлы (литературный калейдоскоп).
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель:
Приветствие:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Правильной речи.
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
( ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом, с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д).
- Правильно ребята, фантазия - это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи.
(включается музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. Потянитесь и на счёт три откройте глаза. 1 2 3
- Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота.(на экране телевизора картинка ворота с замком) – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
— Замок, мы открыли, молодцы!(на экране телевизора появляется чернобелая картинка города)
Ой, ребята, мне кажется, в этом городе случилась беда! Что же ребята будем делать? Может быть, жители города оставили нам какую-нибудь подсказку или письмо? (дети находят синичку с письмом в клюве. Воспитатель зачитывает письмо).
Дорогие ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город. Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки и реки. Все стало серым. Помогите расколдовать любимый город!
Как же нам помочь жителям этого города? (раскрасить, проявить фантазию)
Я предлагаю вам отгадать загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только солнце почему-то какое-то не такое. Что с ним не так? У него нет лучиков. Поэтому солнце, какое? (печальное, грустное, расстроенное).
Как же нам помочь? (найти лучики). Правильно, если мы найдем лучики, наше солнышко осветит весь город и в нем вновь появятся цвета.
Но злые волшебники разбросали в разные стороны и заколдовали их. Давайте найдем их все вместе! Я читаю вам загадку, в отгадке вы узнаете куда спрятали лучики.
1. Круглый, яркий, как звезда,
Скачет весело всегда.
С ним играют во дворе,
В руки взять его — в игре! (Мяч) (Отгадавший достает лучик в корзине с мячами)
2. Любим нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаши) (Отгадавший достает лучик из баночки с карандашами)
3. Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Всё сначала начинаю» — (кубики). (Отгадавший достает лучик из контейнера с кубиками).
4. Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже. (Зеркало). (Отгадавший достает лучик из-под зеркала).
5. Жар-птица на кухне живет,
Пищу вкусную всем подает.
Огонь не пышет, не шумит,
Но еду чудесно варит.
Что это за чудо назови,
На кухне у нас — … (Электроплита). (Отгадавший достает лучик из игрушечной плитки).
Сколько лучиков мы собрали? (5). Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .
Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность и красоту нашей речи. Для этого нужно говорить четко, внятно и понятно. Повторяйте за мной:
Са-са-са в лесу бегает лиса
Со-со-со у Вовы колесо
Ас-ас-ас у нас огонь погас
Ос-ос-ос на поляне много ос
Усь-усь-усь на лугу пасется гусь.
1 задание.
«Назови ласково» (игра с мячом) Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, мама, лиса, заяц, папа, ветер, белка, лист, сумка, кукла, яблоко, огурец, лиса и т.д)
2 задание
«Назови одним словом»
- муравей, стрекоза, бабочка, божья коровка (насекомые)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
- клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- стол, стул, кровать, шкаф (мебель)
- клен, тополь, береза, дуб (деревья)
А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить одно слово, а вы что к нему относится: одежда, обувь, фрукты, игрушки.
3 задание.
«Что лишнее? » (просмотр картинок на экране телевизора)
- самолет, вертолет, истребитель, дерево
- апельсин, катер, теплоход, лодка
- машина, мотоцикл, кузнечик,
- велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол
Игра «Хлопушки»
(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги
по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог. )
Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,
а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.
Ребята, мы с вами выпонили уже три задания и расколдовали три лучика, давайте отдохнем и поиграем в игру. (Дети встают в круг)
Физминутка
«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.,
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.
Ветер дунет иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по- прежнему цветут.
4 задание (мостик слова наоборот)
Чтобы отправиться к следующему заданию, нужно пройти по волшебному мостику. Мост пропускает только тех ребят, кто скажет слово наоборот.
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек
Молодцы! Справились!
На столах лежат пазлы(литературный калейдоскоп), дети должны их собрать и назвать сказку.
5 задание.
«Назови признаки»
— В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
— Матрешка из дерева…деревянная
-Сумка из кожи…кожаная
— Если ручка сделана из пластмассы, то…пластмассовая
- Дом из кирпича…кирпичный
- Блюдце из фарфора…фарфоровое
- Ваза из хрусталя
Тетрадь из бумаги
Закрепление
-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? Что оно делает? .
— Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали город. (на экране телевизора появляется цветная картинка города).
Итог.
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! » и передали вам за вашу храбрость и помощь подарок (Медали).
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.
Рефлексия
Что вам больше всего понравилось?
— Что было особенно трудно?
Ребята, кому понравилось занятие – похлопайте, кому не понравилось – потопайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель Быченко Нат...
Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе «В гости к старичку Лесовичку»
очень интересное занятие, мои воспитанники были в восторге...

Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей старшей группы «Откуда берется радуга?»
Место использования ситуации в режиме дня : НОДЦель: развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками в ходе исследовательской деятельности.Задачи:...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи во 2 мл. группе
Данная образовательная ситуация "Путешествие по сказкам" направлена на то,чтобы вызвать у детей интерес и воспитать любовь к народным сказкам,а также на активизацию речевых высказывани...

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа
Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Конспект НОД ОО "Речевое развитие" Путешествие в страну красивой речи. Старшая группв
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ....
