Приёмы постановки шипящих звуков.
методическая разработка по логопедии на тему

Скоробогатова Евгения Николаевна

Некоторые приёмы постановки звуков: ш, ж, ч, щ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_postanovki_shipyashchih_zvukov.docx367.72 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка шипящих звуков.

Постановка звука Ш

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ш.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ш; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ш различными способами.

  1. По         подражанию: 
    - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами ( ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
  2. От артикуляционного уклада
  3. - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
  4. От         опорного         звука:
    - ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.
  5. От опорного звука с механической помощью:
    - ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваются этого умения у логопата уже без механической помощи;

Постановка звука Ж

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ж.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ж; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ж различными способами.

  1. По         подражанию: 
    - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
  2. От         артикуляционного         уклада:
    - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
  3. От         опорного         звука:
    - основной способ: ребенку предлагается произнести звук ш и, добавив голос, получить звук ж;
    - ребенку предлагается открыть рот, в медленном темпе 4-6 раз произносить с придыханием звук д, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только постепенно поднимать к ним кончик языка.
  4. От опорного звука с механической помощью:
    - ребенку предлагается длительно произносить звук з (передние зубы все время видны ) логопед пателем поднимает широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваемся такого умения уже без использования механической помощи;
  5. - ребенку предлагается при открытом рте, длительно произносить звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно жужжание; после неоднократных повторений можно вызвать жужжание, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ж.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

  1. По         подражанию: 
    - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
  2. От слияния составных частей аффрикаты ч:
    - ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т', щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
  3. От         опорного         звука:
    - ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.
  4. От опорного звука с механической помощью:
    - ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык; 
    - ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Постановка звука Щ

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук щ.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука щ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука щ различными способами.

  1. По         подражанию: 
    - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
  2. От         артикуляционного         уклада:
    - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
  3. От         опорного         звука:
    - ребенку предлагается длительно произносить звук ч – чщщщ…
  4. От опорного звука с механической помощью:
    - ребенку предлагается произнести слоги си/ась, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р, выработка артикуляционного уклада для постановки шипящих звуков

Конспект открытого индивидуального занятия по профилактике оптической дисграфии при коррекции звукопроизношения у дошкольников подготовительной группы с использованием интерактивной технологии «МИМИО-...

презентация "Постановка шипящих звуков"

Обобщенный материал по постановке шипящих звуков поможет в работе логопедам детских садов...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

упражнения для языка при постановке шипящих звуков

упражнения для языка при постановке щипящих звуков...

Артикуляционная гимнастика (для постановки шипящих звуков)

Артикуляционная гимнастика (для постановки шипящих звуков)...

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков...