конспект занятия в группе "Речевое развитие"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Наумова Наталья Александровна

Конспект занятия по теме "ОБследование устной речи обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konspekt.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта учебного занятия

1.

Направление дополнительной образовательной программы

социально- педагогическая

2.

Название образовательной программы

 «Речевое развитие»

3.

Срок реализации

1 год

4.

Целевая группа обучающихся

8-10 лет

5.

Краткий психолого- педагогический портрет целевой группы

Младший школьный возраст

6.

Цель образовательной программы

проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с речевыми нарушениями

7.

Раздел образовательной программы

«Обследование состояния устной речи обучающихся» 

8.

Тема занятия

Изучение нового материала

9.

Количество часов на изучение темы

2

10.

Номер занятия

2

Конспект учебного занятия по теме:

«Обследование состояния устной речи обучающихся»

Цель занятия: выявление особенностей речевого развития обучающихся.

Задачи:

1. Проверка фонематического восприятия;

2. Исследования состояния артикуляционной моторики;

3. Исследование звукопроизношения.

Образовательная форма занятия: упражнения, беседа.

Учебное методическое обеспечение занятия: карточки с протоколом обследования устной речи, карточки для рефлексии.

I.        Организационно – мотивационный этап.

Цель этапа: мотивировать обучающихся на изучение нового материала.

Методы организации деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Приветствие, подготовка учебного места.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии !Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня?

Сегодня мы проверим с вами вашу устную речь. А для этого мы проведем несколько тестов.

  1. Дети готовятся к учебной деятельности;
  2. Дети коллективно отвечают на вопросы, принимают решение.

Контрольно –оценочная деятельность педагога: педагогическое наблюдение.

Учебно-дидактическое обеспечение:

II.  Содержательно-оперативный этап.

Цель этапа: провести диагностику устной речи обучающихся

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

ба -                 па -           па -          ба –

са -                 ша -             ша -         са –

ша -         жа -         ша -         жа -         ша -         жа –

ца -         са -         ца -         са -         ца -         са –

ра -         ла -         ра -         ла -         ра -         ла –

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

 губы в улыбке;

 язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

 язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

 “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

 чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”

3. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

 Собака -         Маска -                 Нос

 Сено -         Василек -                 Высь

 Замок –                 Коза

 Зима -                 Магазин

 Цапля -                 Овца –         Палец

 Шуба -                 Кошка -         Камыш

 Жук -                 Ножи

 Щука -                 Вещи –         Лещ

 Чайка -                 Очки -         Ночь

 Рыба -                 Корова -         Топор

 Река -                 Варенье –         Дверь

 Лампа -                 Молоко -         Пол

 Лето -                 Колесо -         Соль

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова:

 танкист

 космонавт

 сковорода

 аквалангист

 термометр

Физминутка

Серия II. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложение.

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее

 Птичка свила гнездо.

 В саду много красных яблок.

 Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

 Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

 На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

2. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить

 Собака вышла в будку.

 По морю плывут корабль.

 Дом нарисован мальчик.

 Хорошо спится медведь под снегом.

 Над большим деревом была глубокая яма

3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение

 мальчик, открыть, дверь

 сидеть, синичка, на, ветка

 груша, бабушка, внучка, давать

 Витя, косить, трава, кролики, для

 Петя, купить, шар, красный, мама

1. дети внимательно слушают  и повторяют за педагогом слоги как можно точнее.

2. дети  внимательно смотрят  и повторяют за педагогом движения.

3.  дети повторят слова за педагогом.

4.  дети повторяют слова за педагогом.

Выполняют физминутку

1. дети слушают предложение и стараются повторить его  как можно точнее

2.  исправляют ошибки в предложениях.

3. составляют предложения из названных педагогом слов.

Контрольно-оценочная деятельность педагога: педагогическое наблюдение, заполнение протокола.

Учебно –дидактическое обеспечение: методика обследования устной речи,  карточки с протоколом обследования устной речи.

III.Рефлексивный этап

Цель этапа:подвести итог занятия.

Способы организации деятельности обучающихся

Содержание деятельности обучающихся

 -Чем мы занимались на занятии?

- Вам понравилось занятие?

- Ребята, перед вами лежат карточки разных цветов. Если вам понравилось занятие и все было понятно, то поднимите зеленую карточку. Если понравилось занятие, но что-то было не понятно-желтую карточку. А если занятие не понравилось и все было не понятно- красную карточку.

Отвечают на вопросы, проводят оценивание

Контрольно-оценочная деятельность педагога: педагогическое наблюдение.

Учебно-дидактическое обеспечение: карточки для рефлексии.

Приложение 1

Протокол обследования устной речи.

Ф.И.                                                                         дата рождения

Дата обследования: 1)                                 2)

Серия I.

Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия:

(слушай внимательно, повторяй за мной)

1) ба-па па-ба 2) са-шаша-са 3) ша-жа-шажа-ша-жа 4) ца-са-цаса-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла

Проба 2. Исследование артикуляторной моторики:

(посмотри внимательно, выполни задание)

1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка 4) «Маятник» 5)»Улыбка»-«Трубочка»

Проба 3. Исследование звукопроизношения:

1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец

2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь

3) рыба-корова-топор река-варенье

4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль

5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты

Проба 4. Исследование сформированностизвуко-слоговой структуры слова:

(повтори за мной)

1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр

Серия II.

1. Повторение предложений: повтори точнее

1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок 3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. 4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. 5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади

2. Верификация предложений: найди ошибку и назови

1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль. 3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом. 5) Над большим деревом была глубокая яма

3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови

1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка 3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для 5) Петя, купить, шар, красный, мама

4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови

1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях. 3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры. 5) Щенок спрятался…крыльцом.

5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п.

 (один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов)

1)один – стол, а много это -…         2) стул                 3) окно         4) звезда         5) ухо         

6) один стол, а много чего - …         7) стул                 8) окно         9) звезда         10) ухо

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ:

1. Фонематическое восприятие:

2. Артикуляционная моторика:

3. Звукопроизношение:

4. Звуко-слоговая структура:

 5. Грамматический строй речи:

6. Словообразование:

Всего за тест:

Уровень успешности:

Логопедическое заключение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социальному развитию в образовательной области "Коммуникация"(развитие кругозора)

Комплексное занятие непосредственной образовательной деятельности , старший дошкольный возраст....

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе. Тема занятия: «Чудесное дерево»

Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желты...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...