Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими ОНР
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шеляг Нина Михайловна

Обучение творческому рассказыванию и развитию воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shelyag_n.m._75.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи. Творческий отчет учителя-логопеда ДОУ №75 Шеляг Н.М.

Слайд 2

Актуальность проблемы

Слайд 3

Творческое рассказывание предполагает самостоятельно продуманное содержание, логически выстроенное и оформленное в определенную словесную форму, соответствующую содержанию, создание из разрозненных фактов пусть самой скромной, но непременно завершенной картины жизни. 1 ТИП: «Описательный рассказ» ЦЕЛЬ: Обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями. Виды получаемых рассказов: рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретно взятого объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий поэтических образов, метафор, сравнений. 2 ТИП: «Творческое рассказывание по картине» (фантазирование) ЦЕЛЬ: Учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного. Виды получаемых рассказов: рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Слайд 4

Данная методика имеет множество преимуществ перед традиционными методами обучения детей рассказыванию по картине: Она позволяет решать не только общедидактические , обучающие и развивающие, но и коррекционные задачи. Поощряется индивидуальность, исключительность каждого ребенка, учитывается каждое мнение. Значительно расширяется запас знаний и представлений об окружающем. Дети составляют рассказы, опираясь на чувственный опыт, используя различные анализаторы. За счет этого рассказы становятся значительно ярче, образнее. Активизируется и расширяется словарный запас детей, накопление словаря проходит в непринужденной игровой форме. Совершенствуется грамматический строй речи: дети учатся использовать предложения различной структуры, упражняются в различных способах словообразования, отрабатывается употребление предложных конструкций и т.д. Дети используют в рассказах диалогическую речь, придумывают диалоги между объектами картины, в том числе и неодушевленными. Качественно изменяются описательные рассказы детей. Возрастает мыслительная активность детей, совершенствуется ассоциативное мышление, дети учатся устанавливать логические связи, причинно-следственные и временные отношения. Значительной коррекции поддаются личностные особенности детей. Ребенок становится активнее, самостоятельнее, увереннее в себе, учится отстаивать свою точку зрения, и в то же время, уважать мнение других, находить компромиссное решение. Дети видят результат своего труда, т.к. всегда есть выход в продуктивную деятельность (рисунки, аппликации, загадки, игра-драматизация и т.д.). Этапы (шаги) данной методики можно использовать на других занятиях. Каждый педагог, работающий по этой методике, имеет возможность широко использовать собственные творческие способности, внося в занятие разнообразие и нетрадиционность .

Слайд 5

Этапы работы над картиной

Слайд 8

Рассказ по сюжетной картине – планом являются предметные картинки, расположенные в порядке развития сюжета

Слайд 9

Описание предмета в зависимости от строения предмета, пространственного расположения его частей детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания с опорой на отдельные рисунки с последовательной закраской частей предмета или характерных особенностей его построения

Слайд 11

Цепной повествовательный рассказ можно представить в виде предметно графической схемы. Обозначения предметов выступают в качестве опорных точек при построении рассказа

Слайд 12

Обучение дошкольников с ОНР составлению загадок . Подготовительный этап – обучение сравнению Алгоритм работы выглядит так:

Слайд 13

Использование «опоры» ( таблицы) для составления загадок. КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? круглый мяч легкий пух белый снег Разделив каждую пару выражений «но не», «да не» или «как», получим загадку: Круглый, да не мяч; Легкий, да не пух; Белый, да не снег.

Слайд 14

Использование «опоры» (таблицы) для составления загадок. ЧТО ДЕЛАЕТ? КТО (ЧТО) ДЕЛАЕТ ТАКЖЕ? летает птица скачет заяц стучит сердце Получим такую загадку про мяч: Летает, как птица; Скачет, как заяц; Стучит, как сердце. Опора дает значительную основу, помогающую детям запомнить и правильно воспроизвести загадку.

Слайд 15

Работа по составлению загадок позволяет решить многие задачи:

Слайд 16

Заключение Используя в работе нетрадиционные методы, я ставила перед собой главную цель – поиск оптимальных средств педагогического воздействия. Включенная в общую коррекционную систему, последовательная, целенаправленная работа по обучению детей творческому рассказыванию по картине способствовала тому, что: значительно улучшилась самостоятельность, целенаправленность детских рассказов, их композиционная целостность и художественная выразительность; возрос интерес детей к творческому рассказыванию с помощью активной деятельности; сформировалось положительное отношение к рассказам товарищей, умение внимательно их выслушивать, давать оценку деятельности; дети стали значительно наблюдательнее, они широко используют свои поисковые и исследовательские способности в познании окружающего мира; значительно повысился уровень коммуникации детей, они стали гораздо общительнее, легко вступают в контакт со сверстниками и со взрослыми.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Учитель-логопед Шеляг Нина Михайловна ДОУ № 75 Приморского района fanny2004@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

Дидактический материал «Копилка символов и моделей» для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, используя метод «Моделируем сказку».

Методический материал содержит описание  применения  дидактического наглядного пособия  «Копилка символов и моделей»  для развития речи детей старш...

«Использование конструктора лего на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

(фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы)...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование деятельностного метода на занятиях по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста"

В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с др...