Дидактический материал «Копилка символов и моделей» для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, используя метод «Моделируем сказку».
методическая разработка (старшая группа)

Вайцель Алёна Викторовна

 

Методический материал содержит описание  применения  дидактического наглядного пособия  «Копилка символов и моделей»  

для развития речи детей старшего дошкольного возраста при   применении метода «Моделируем сказку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_simvolov.docx638.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение метода «Моделируем сказку»

для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

 Метод «Моделируем сказку» разработан на основе известного метода наглядного моделирования.   Благодатным материалом для  реализации целей и задач  этого метода  являются    русские народные сказки. Моделирование сказки идет следующим образом: главные герои заменяются символами, несущими характерные признаки, символы предлагаются вниманию детей в логической последовательности событий сюжета сказки. Далее даётся общее описание ситуации. Задача  детей – угадать название сказки. Вначале детям предлагаются самые простые по сюжету сказки, где достаточно выделить один существенный признак. Затем задача усложняется  - отгадать сказку нужно по совокупности признаков. Так дети осваивают логические операции, учатся делать выводы, формулировать умозаключения, в результате чего идет развитие познавательных способностей. На следующем уровне развития способностей предлагаю детям моделировать сказку  через действия с символами. Можно убрать символ, заменить или ввести новый символ-персонаж, поменять местами, изменить ход событий, придумать новый сюжет и иной конец сказки. Так развивается детское творчество.  В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.  

Дидактический материал «Копилка символов и моделей»

 для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,

 используя метод «Моделируем сказку».

В качестве символов и моделей   использую  геометрические фигуры, полоски разной величины и разного цвета  с одним характерным признаком персонажа. Это может быть    форма или      цвет,   напоминающие  замещаемый предмет. Для составления связного рассказа использую полоску  из разноцветных кругов. Тогда получается наглядная модель содержания сказки, которая позволяет детям запомнить последовательность сказочного события, выступает своеобразным планом,     обеспечивающим   связность и последовательность  пересказа сказки.  В процессе работы  «копилка символов» становится все более разнообразной.  Это позволяет компоновать  

модель – символы в зависимости от  выбранной сказки или поставленной цели. Будут дети  угадывать  сказку;    пересказывать    с опорой на модель, демонстрирующую последовательность событий или это будет творческое составление  сказки с дополнением персонажей или их заменой.  Чем полнее и разнообразнее «копилка», тем больше возможности использования метода.  

 

C:\Users\Алена\Desktop\на Сайт ДОУ\Моделируем сказку\моделирование фото\20200929_095251.jpg

Моделирование сказки «Три поросёнка».

Схема-модель замещения персонажей кругами – символами с использованием  значимых признаков: цвет и величина.

C:\Users\Алена\Desktop\на Сайт ДОУ\Моделируем сказку\моделирование фото\20200929_101300.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц....

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...