Обучение дошкольников с ОНР составлению загадок.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шеляг Нина Михайловна

Практика показывает, что работа по обучению детей составлению загадок значительно эффективнее, когда дети умеют читать, а, следовательно, начинать ее целесообразно со второй половины старшей или в подготовительной группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл загадки, онр21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников с ОНР составлению загадок.

Автор методики А.А. Нестеренко в своей книге «Страна загадок» в простой и доступной для педагогов и родителей форме знакомит с конкретными приемами работы с детьми, но:

1. необходимо адаптировать методы обучения составлению загадок к использованию в работе с детьми дошкольного возраста;

2. при организации и проведении занятий должны учитываться особенности познавательной деятельности, психических процессов и речевые возможности детей, страдающих ОНР.

Практика показывает, что работа по обучению детей составлению загадок значительно эффективнее, когда дети умеют читать, а, следовательно, начинать ее целесообразно со второй половины старшей или в подготовительной группе. До этого, по моему мнению, нужно провести подготовительный этап, целью которого является обучение детей сравнению. Дети выбирают объект, определяют его свойства, подбирают сравнение.

Алгоритм работы выглядит так:

ОБЪЕКТ        СВОЙСТВО        СРАВНЕНИЕ

солнце        желтое        как                одуванчик

Необходимо познакомить детей с мыслительной моделью, научить их проговаривать свое мыслительное действие: Я хочу красиво сказать про шапку (пушистая, как снег; мягкая, как пух и т.д.).

Значительное внимание уделяется вариативности свойств объекта. Учу детей сравнивать по цвету, по форме, по величине, по материалу.

В заключение подготовительного этапа, учу сравнивать по действию. После того как дети научились сравнивать, переходим к обучению составлению загадок.

Предполагается знакомство детей с «опорой» (таблицей) для составления загадок. Автором предлагается достаточно много различных опор, я выбрала наиболее приемлемые для наших детей опоры, основанные на подборе признаков и действий объектов.

Детям предлагается заполнить таблицу. Например, загадка про теннисный шарик:

КАКОЙ?                                              ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?

круглый             мяч

легкий                пух

белый        снег

Разделив каждую пару выражений «но не», «да не» или «как», получим загадку:

                                            Круглый, да не мяч;

                                           Легкий, да не пух;

                                          Белый, да не снег.

Можно заполнить другую таблицу:

ЧТО ДЕЛАЕТ?                                 КТО (ЧТО) ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ?

      летает        птица

     скачет        заяц

     стучит        сердце

Получим такую загадку про мяч:

                                            Летает, как птица;

                                           Скачет, как заяц;

                                          Стучит, как сердце.

Получаются две совершенно разные загадки про один и тот же предмет. Опора дает значительную основу, помогающую детям запомнить и правильно воспроизвести загадку.

В работе с детьми с ОНР не следует подбирать более трех признаков (действий) к одному объекту, т.к. небольшой объем внимания и памяти не позволяют им удерживать большее количество, а речевые возможности значительно сокращают число правильно подбираемых слов.

Для детей не умеющих читать, слова в опоре можно заменить картинками, но при этом значительно увеличивается время работы.

Доказали свою продуктивность в работе так называемые «молчаливые загадки». Они способствуют развитию зрительного восприятия и логического мышления детей. Как нарисовать кота, не рисуя кота? Можно изобразить хвост, торчащий из-за забора, или лапу, или усы; можно оставленный котом след (лужицу пролитой сметаны). Становится понятным название загадок – их можно загадывать молча, они не требуют слов. Способствуют развитию воображения загадки ленивого художника, который любит начинать рисунки, но никогда их не заканчивает. Эти загадки тоже очень полезны, т.к. помогают сравнивать очень схожие предметы, имеющие одинаковые детали. Дети с удовольствием отгадывают и придумывают сами загадки, которые указывают на окружение предмета, например:

  • мы хотим составить загадку про иголку; выясним где, у кого, в каких предметах есть иголки? Получаем загадку: «Что есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машины?».

Аналогично составляем загадки про колесо, пружину, шляпку, бантик. В схеме такой загадки задается только один вопрос: «Где живет?» или «Куда входит?», или «У кого есть?», или «Где встречается?».

Более сложными являются загадки, в которых предметы окружения называются не прямо, а по признакам. Если я ставлю своей целью познакомить детей с функциями предметов: главными и второстепенными, явными и скрытыми, можно предложить им сначала отгадать загадки, в которых предметы сообщают о своих делах, а потом попробовать самим составить  такие загадки.

Дети очень любят придумывать дразнилки для предметов.

Очень трудными для детей с речевым недоразвитием оказались загадки, основанные на выделении противоречий.

Составление загадок позволяет заменить репродуктивный способ обучения обучением через творчество, через решение творческих задач. А для ребенка загадать загадку – задача действительно творческая, он думает о том отгадчике, который сейчас стоит рядом. Дети не занимаются скучным обобщением давно известных истин, они создают нечто новое! Занятия по составлению загадок позволяют решить многие задачи:

  • расширяется словарный запас детей;
  • совершенствуется грамматический строй речи;
  • развивается мыслительная активность и творческое воображение детей;
  • дети овладевают инструментарием, необходимым для самостоятельного движения вперед; они учатся не боятся даже самых трудных задач, подходить к их решению нетрадиционно, творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ...

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"...

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ста...

Консультация для педагогов «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок....

Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок.В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компа...

Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ст...