Как образуются звуки?
консультация по логопедии на тему

Дмитриева Юлия Валерьевна

Почему у детей возникают проблемы со звукопроизношением? Для того чтобы у ребенка образовался нужный звук, его губы, зубы и язык должны принять определенное положение  - артикуляционный уклад. Представляю артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как образуются звуки?

У людей с правильной и четкой речью обычно не возникает необходимость задумываться над образованием звуков речи. Поток звуков будто льется автоматически и воспринимается на слух как бы сам собой. И только тогда, когда, например, вдруг слышишь человека, который неправильно произносит звук «Р» или «Л», замечаешь, что речь нарушена.

Речевой аппарат человека – это очень сложная многоуровневая структура с центром в головном мозге, но в этой статье мы не будем подробно описывать все механизмы речи.

Для того чтобы научить ребенка правильно произносить те или иные звуки, объяснить ему, каким должно быть правильное положение губ и языка, нужно знать, как органы речи участвуют в образовании звуков.

Почему у детей возникают проблемы со звукопроизношением?

  • Во-первых, у ребенка может быть еще недостаточно развит фонематический слух. По этой причине ребенок часто не узнает звуки в речи взрослого и затем произносит их в искаженном виде.
  • Во-вторых, речевой аппарат ребенка еще очень неустойчив, и ему не так-то просто справиться с преградами на пути струи воздуха при произношении согласных звуков.
  • В-третьих, недостаточный уровень развития моторики артикуляционного аппарата.

Для того чтобы у ребенка образовался нужный звук, его язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционный уклад). А именно это не удается ребенку, особенно при произношении свистящих, шипящих и сонорных (л и р) звуков.

В образовании звуков большую роль играют подвижные губы. Губы могут вытягиваться в трубочку (при произнесении звука «О»), «показывать» передние верхние и нижние зубы (при произнесении звуков «И», «С», «З», «Ц», «Л» и др.), слегка выдвигаться вперед (при произнесении звуков» Ш», «Ж»). наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она смыкается с верхней губой (при произнесении звуков «П», «Б», «М»), образует щель, приближаясь к верхним передним зубам (при произнесении звуков «Ф», «В»).

Нижняя челюсть способна опускаться и подниматься (рот при этом открыт, полуоткрыт, закрыт), что особо важно для образования гласных звуков «А», «О», «У», «И», «Э», «Ы».

Мягкое небо также может опускаться и подниматься. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего получаются звуки «М», «МЬ», «Н». «НЬ». Если небо поднято, то образуются все остальные звуки, кроме «м», «мь», «н», «нь».

Язык – очень подвижный орган. Когда кончик языка опускается за нижние зубы, то образуются звуки «С», «З», «Ц», если поднимается за верхние зубы, то образуются звуки «Ш», «Ж», «Щ», «Ч». Если конец языка дрожит за верхними зубами под напором выдыхаемого воздуха, то слышится звук «Р», если же конец языка прижат к альвеолам за верхними зубами - получится звук «Л».

При образовании различных звуков каждый орган артикуляции занимает определенное положение. Звуки произносятся не отдельно, а один за другим, поэтому и органы речевого аппарата быстро меняют свое положение.

Четкого произношения звуков, слов фраз можно добиться в том случае, если органы речи ребенка подвижны, а их работа – последовательна.

Примерные сроки усвоения звуков речи.

 Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-5лет

5-6 лет

Звуки речи

А, О, Э,

П, Б, М

И, Ы, У,

Ф, В,

Т, Д, Н,

К, Г, Х, Й

С, З, Ц,

Ш, Ж,

Щ, Ч

Л, Р.

Для того чтобы помочь своему ребенку научиться правильно выговаривать звуки родной речи, мы рекомендуем вам, уважаемые родители, артикуляционные тренинги для формирования чистого звукопроизношения.

Артикуляционные упражнения сгруппированы в три комплекса:

  • Упражнения для формирования свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц);
  • Упражнения для формирования шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч);
  • Упражнения для вызывания сонорных звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ).

Успехов Вам и Вашему ребенку!



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКОВ [С], [C,], [З], [З,], [Ц]

Упражнения для развития напора воздуха:

1. Сделав вдох, с силой выдуть воздух через вытянутые вперед «трубочкой» губы. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается резко бьющая холодная струя.

2. Улыбнуться, положить широкий конец языка на нижнюю губу, выдуть воздух на конец языка, при этом посередине языка должен образоваться желобок.

Упражнения для губ:

«УЛЫБКА»: удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

«ЗАБОРЧИК»: рот закрыт. Губы растянуть в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.

Упражнения для языка:

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»: приоткрыть рот, улыбнуться, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить слоги: «пя –пя-пя-пя…». Стараться, чтобы язык был широким, края языка должны касаться уголков рта.

«ЛОПАТОЧКА»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

«ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»: улыбнутся, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Кончик языка при этом должен оставаться широким.

«ГОРКА»: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы, спинку языка выгнуть горкой.

«ПАРОХОД ГУДИТ (ы-ы-ы…)», «КАТЕР ГУДИТ (и-и-и…)»: губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить Ы-Ы-Ы… или И-И-И…. кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [C], [C,]

Губы растянуты в улыбку, зубы сближены на расстояние 1 мм. или неплотно сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние резцы. Посередине передней части языка образуется небольшой желобок. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам. Воздушная струя проходит по желобку. Тыльной стороной ладони мы можем ощутить холодный ветерок. Звук [С],    [С,] – глухие, в ходе их образования голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ

ЗВУКОВ [З], [З,], [Ц]

     Губы растянуты в улыбку и не закрывают зубов. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Посередине передней части языка образуется небольшой желобок. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне коренных зубов, закрывая проход к желобку. Тыльной стороной ладони мы можем ощутить холодный ветерок. При произношении мягкого звука приподнимается средняя часть спинки языка. Звуки [З], [З,] - звонкие, в ходе их образования голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

     Губы растянуты в улыбке, зубы сомкнуты  и сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. В момент выдоха язык мгновенно отскакивает от альвеол. В этот момент воздух выдыхается толчком. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодная струя воздуха. Звук [Ц] – глухой, в ходе его образования голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

 ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГОПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Упражнения для губ:

«УЛЫБКА»: улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

«ОКОШКО»: сомкнуть зубы. Округлить губы, при этом углы губ не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Упражнения для языка:

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»: улыбнуться, положить широкий конец языка между губами и «пошлепать» его, произнося при этом «пя-пя-пя…».

«ЛОПАТОЧКА»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

«ЧАШЕЧКА»: рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ЛОШАДКА»: улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, с внешней, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

«МАЛЯР»: улыбнуться, открыть рот. Широким концом языка (как кистью) погладить небо от зубов к горлу и обратно. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО»: улыбнуться, открыть рот. Широким языком делать лакательные движения, поднимая при этом края языка кверху.

«ФОКУС»: положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Рот открыт, язык в форме «чашечки» расположен у верхней губы. Сдуть ватку с кончика носа.

«Округли губы, подними язычок в форме «чашечки» к верхним зубам, сблизь зубы (не стискивать!) и подуй на язычок: ш-ш-ш…».

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ

ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [Ш], [Ж]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или к передней части нёба и образует с ними щель. Воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, тёплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесённой ко рту. Звук [Ш] – глухой: в ходе его образования голосовые складки разомкнуты и не вибрируют. Звук [Ж] – звонкий: в ходе его образования голосовые складки сомкнуты и вибрируют.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКОВ [Л], [ЛЬ]

Упражнения для губ:

«УЛЫБКА»: улыбнуться, зубы не видны. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

«ЗАБОРЧИК»: рот закрыт. Губы растянуть в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.

Упражнения для языка:

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: рот открыт. Широким языком облизать     верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«ЛОШАДКА»: присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«КАЧЕЛИ»: рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ИНДЮК»: цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность кончика языка. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

«ПАРОХОД ГУДИТ»: цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [Ы].

«САМОЛЁТ ГУДИТ»: цель: вызывание звука, близкого к [Л]. Рот открыт, губы растянуты. При длительном произнесении звука [Ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится [Л]. 

«ПОКУСЫВАНИЕ КОНЧИКА ЯЗЫКА»: улыбнуться, слегка прикусывая кончик языка зубами, тянуть голосом звук «а-а-а…», в результате чего слышится «ла-ла-ла…». При прикусывании языка и произнесении звука  «ы-ы-ы…» слышится: «лы-лы-лы…». (аналогично: «о-о-о…» - «ло-ло-ло…»,  «э-э-э…» - «лэ-лэ-лэ…»,  «у-у-у…» - «лу-лу-лу…».

Затем слоги «ла», «ло», «лу», «лы» вводятся в слова:

«ла-ла-ла – лапа (ласточка, лампа, ладонь и т.п.);

«ло-ло-ло – лоб (лодка, локоть, лошадь и т.п.) и так далее.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [Л], [Ль]

Ваши губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Узкий кончик языка поднят и соприкасается с передней частью твёрдого нёба (альвеолами). Средняя часть напряженной спинки языка прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струёй через щель по боковым краям языка, тыльной стороной ладони ощущаем теплую воздушную струю.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Р], [ Р ,]

Упражнения для языка:

«КАЧЕЛИ»: улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«МАЛЯР»: улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу и обратно. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

«ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«ЛОШАДКА»: улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, язык должен быть широким, а нижняя челюсть неподвижной.

«ГРИБОК»: улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.  Это – шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

«ГАРМОШКА»: положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.

«БАРАБАН»: улыбнуться, открыть рот.  Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.

«ЗАВЕДИ МОТОРЧИК»: во время длительного произнесения звука д-д-д (за верхними зубами, см. упр. «Барабан») быстрыми движениями прямого указательного пальца ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. В результате слышится рокот: тр-тр-тр…

Упражнения для развития подъязычной уздечки

Если у ребенка уздечка укорочена (по этому поводу необходимо проконсультироваться с ортодонтом) и это является причиной дефектного произношения звуков (ш-ж-ч-щ-л-ль-р-рь), выполняйте каждый день следующие упражнения:

«МАЛЯР»: улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу и обратно. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

«БАРАБАН» или «ДЯТЕЛ»: улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться (между зубами – примерно 1 см.).

«ЛОШАДКА»: улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«ГРИБОК»: улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу - это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«ГАРМОШКА»: положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке.  Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.

«ДОТЯНУТЬСЯ ДО НОСА»: улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ РЕЧИ ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЗВУКОВ [Р], [Р ,] 

Рот приоткрыт, губы принимают положение следующего звука. Кончик языка приподнят к альвеолам за верхними резцами. Средняя часть спинки языка пригибается и принимает форму ложечки. Корень языка приподнят. Боковые края его прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовная близость образа Богородицы и образа матери.

                              Конспект открытого познавательного занятия в старшей группе...

Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Анкета для определения знаний родителей о здоровом образе жизни. Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни».

Самое ценное в любом анкетировании - это информация, которую мы получаем в результате. Очень важно уметь сделать правильные выводы по итогам анкетирования. Именно для этого нужен тщательный анализ пол...

НОД для детей старшего дошкольного образа "Образы деревьев" (нетрадиционные техники рисования).

Образы деревьев дети рисуют необычным для них материалом - углем. Уголь для рисования можно приобрести в любом художественном магазине....

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа» «Здоровый образ жизни – это …» Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей,направленные на сохранени...