Как развивать фонематический слух?
консультация по логопедии на тему

Дмитриева Юлия Валерьевна

Данная консультация будет интересна как родителям детей дошкольного возраста, так и воспитателям. В ней рассказывается о значении развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, а так же представлены упражнения на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_fonematicheskiy_sluh.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать фонематический слух?

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат слова похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): маска-Машка, точка-дочка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Как происходит развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки. Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 — 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Развитие фонематического слуха на первом году жизни

В норме с третьей недели жизни ребенок реагирует на резкие звуки, а в два месяца начинает прислушиваться к более тихим звукам. Трехмесячный малыш поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на него улыбкой. Вы можете заметить, что малышу нравится музыка. С трёх-четырех месяцев малыш начинает подражать звукам (появляется гуление, затем лепет), к полугоду малыш различает свое имя. К концу первого года жизни кроха различает  и произносит часто употребляемые слова.

Развитие фонематического слуха на втором году жизни

На втором году жизни фонематический слух ребенка развивается очень активно. Ребенок уже различает все фонемы родного языка, хотя сама его речь далека от совершенства. К концу второго года малыш может на слух определить неверно произнесенный звук в речи взрослых или других детей и удивиться, почему мимо пролетел не «жук», а «лук».

Развитие фонематического слуха на третьем-четвертом годах жизни

К концу третьего года жизни ребенок различает на слух сходные фонемы и слова, близкие по звучанию. При произношении ребенок пытается сохранить слоговую структуру слов, хотя и выговаривает не все звуки, например, «ти-ти-та» вместо «кар-ти-на» или «до-до-дил» вместо «кро-ко-дил». Очень важно, что в этот период ребенок начинает слышать собственную речь: он может заметить неправильно произнесенный звук и исправить себя.

Развитие фонематического слуха на пятом-шестом годах жизни

На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове (этот процесс называется фонематическим анализом), может собрать слово из звуков (этот процесс называется фонематическим синтезом). Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом. Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что-то писать. Пяти – шестилетний ребенок также уже хорошо различает повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение ее темпа.

Как определить уровень развития фонематического слуха

Что должно вас насторожить:

  1. отсутствие гуления и лепета у малыша в возрасте 4 – 6 месяцев;
  2. отсутствие реакции на свое имя в возрасте 6-7 месяцев, на часто употребляемые слова – в возрасте одного года;
  3. замена звука на сходный с ним в своей речи и неразличение слов, близких по звучанию, в речи окружающих в возрасте 4 – 5 лет;
  4. сильное отставание речевого развития ребенка от общепринятых норм развития речи.

Еще раз хочется отметить, что виною многих речевых нарушений (неправильного звукопроизношения, задержки формирования связной речи) очень часто является неразвитость фонематического слуха (различения звуков на слух) и фонематического восприятия (определения звукового состава слова).

Для того чтобы проверить готовность ребенка к обучению грамоте и, соответственно, уровень развития фонематического слуха и восприятия, используют такой прием: ребенку говорят скороговорку - не быстро, а в обычном темпе, и просят повторить ее. Если ребенок путает буквы в словах, переставляет местами слоги, над развитием его фонематического слуха придется потрудиться.

Если у вас есть опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, сначала нужно проверить физический слух ребенка. Если с ним все в порядке, можно заниматься развитием фонематического слуха в виде игры дома. Однако помните, что в особо трудных случаях задержки фонематического восприятия вам может потребоваться помощь специалиста – логопеда.

Как заниматься развитием фонематического слуха

Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов. Начните с самого первого этапа, если ребенок хорошо справляется, переходите к следующему.

1 этап – узнавание неречевых звуков

Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

«Слушаем тишину»: предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Объясните ребёнку, что звук – это то, что мы слышим. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.

«Найди звук»: вам понадобится самостоятельно звучащий предмет – будильник или, в крайнем случае, телефон. Спрячьте его в укромном месте, и попросите ребенка его найти. Эта игра очень нравится маленьким детям, которые уже уверенно ползают или ходят. Ребенку постарше можно завязать глаза и звенеть колокольчиком или бубном.

«Угадай, что звучало»: послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном, маракасами, флейтой и так далее.

«Шумелки»: вам понадобятся несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов. Наполните их крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросите малыша найти каждому контейнеру пару по звуку.

«Извлекаем звуки из всего»: покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета получатся разные звуки. Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

«Угадай, кто»: по телефону или в записи голос звучит немного по-другому, чем в реальной жизни. Попросите ребенка угадать, кто звонит по телефону, или запишите голоса ваших близких на магнитофон или компьютер и попросите ребенка угадать, кто говорит.

«Громко – тихо»: договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

«Читаем с выражением»: читая ребенку сказки, например, «Колобок», «Три медведя», «Бычок — смоляной бочок» и другие старайтесь говорить за персонажей сказки, изменяя тембр голоса: высоко и низко, грубо и пискляво и так далее. Пусть малыш сначала угадывает, за кого вы говорите, а потом попробует сам говорить за персонажей сказки.

«Скажи как я»: взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а потом просит ребёнка повторить за ним: «А – а – а» - девочка плачет, мама качает малыша, поёт певица, мальчик удивился.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

«Выбери нужное»: подготовьте картинки со сходными по звучанию словами: крыша – крыса;                       тачка – точка;

                удочка – уточка;                     коза – коса;

                ком – дом;                               лак – рак;

                ложки – рожки;                      мука – рука;

                тень – день;                             башня – пашня и так далее.

Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревнования: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

«Хлопни, когда верно»: вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первый звук (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

«Исправь ошибки»: попросите ребенка помочь навести порядок в предложения – исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи».

  • К нам в окно залетел лук (правильно – жук).
  • У дедушки на груди педаль (медаль)
  • Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
  • На асфальт упала лень (тень)
  • Из трубы идет дом (дым)
  • В океане живет кит (кот)
  • Спит на заборе кит (кот)
  • Дедушка с пасеки принес  лед (мед)
  • Над чайником шар (пар)
  • Любит кушать шубу соль (моль)
  • Моряки зашли в торт (порт)
  • У слона вместо носа робот (хобот)
  • Наступил новый пень (день)
  • В лесу течет печка (речка)
  • Жучка доедает будку (булку)
  • Орехи в дупло несет булка (белка)
  • Папа в трамвае взял жилет (билет)
  • На пальме растут бараны (бананы)

4 этап – различение слогов

«Прохлопаем слова»: расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет делить слова на слоги.

«Стоп–слоги»: договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

5 этап – различение звуков (фонем)

Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы «создаём» звуки. Значит звуки – это то, что слышим и произносим.

«Поймай звук»: несколько раз произнесите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть в ладоши или стукнуть по столу). Далее медленно, четко произносите звуковой ряд «А-У-А-А-М-З-А-Т». Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «Э» (не «ТЭ», а «Т»).

«Отгадай, кто»: взрослый говорит ребенку: жук жужжит («жжж») , тигр рычит («ррр»), дует сильный ветер («ууу»), пулемет строчит («ддд») и так далее. Затем взрослый произносит звук, а ребёнок говорит – кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.

«Собери слово»: взрослый произносит «рассыпанные» звуки, а ребёнок - слово: с, о, к – сок; р, ы, б, а – рыба и так далее.

6 этап – освоение элементарного звукового анализа

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

«Произнеси первый звук»: несколько раз произнесите звук, который ребёнок должен запомнить. Называйте ребёнку слова, в которых этот звук первый  вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопнет, когда услышит слово, которое начинается на заданный звук

«Придумай слово: а теперь наоборот – взрослый произносит звук, а ребёнок придумывает слово, начинающееся на заданный звук.

«Магазин»: скажите ребенку, что сегодня м магазине ы будите покупать только предметы в названиях которых названиях есть определённые звуки (в начале слов, в середине или в конце слов), например звуки «С, Ш, Л, Р». На звук «Ш» можно купить кувшин, шляпу, рубашку, а на звук «С» - стакан, миску.

«Чей домик?»: расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее) заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.

«Непослушные звуки»: попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежал звук. Например, звук «М»: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

«Зоопарк»: (различение мягкости - твердости согласных). Взрослый рассказывает, что в зоопарк привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть звук «Ль». Ослику можно войти в зоопарк? - почему? Льву, леопарду, лисице -  готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

«Заблудились в лесу» (первоначальный навык выделения ударного звука). В лесу заблудились зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного: М-и-и-ша- И, Р-ы-ы-бка- Ы, К-о-о-тик- О и т.д.

Регулярность – ваш главный помощник

Старайтесь проводить игры на развитие фонематического слуха регулярно, через 1 – 2 дня. Они не займут у вас много времени, а эффект вы увидите уже через несколько занятий: у малыша улучшится произношение, и даже если он пока выговаривает не все звуки, в своей речи он будет выдерживать слоговую структуру слова, начнет говорить больше слов.

Игры на развитие фонематического слуха прекрасно подойдут для поездки на машине, ожидания в очереди, длинной прогулки в парке.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с воспитателями " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников ".

Консультация для воспитателей " Развиваем фонематическое восприятие у старших дошкольников "....

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Развиваем фонематический слух

В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям....

Развиваем фонематический слух

Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему  "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Развиваем Фонематический слух

Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...

Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать

Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...