Развиваем фонематический слух
статья (логопедия) по теме

В статье предлагаются игры и упражнения для развития фонематического слуха. Рекомендована воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_fonematicheskiy_sluh.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем фонематический слух

Фонематический слух – способность человека на слух:

Воспринимать звуки

Различать звуки, сходные по артикуляции( Н-р, П- М) или близкие по звучанию (П-Б, С-З, Т-Д, К –Г,...)

У детей с ОНР фонематический слух не развит. Очень важно проводить с детьми игры по его развитию.

1 Учить узнавать неречевые звуки : шум дождя, голоса птиц (чириканье воробья...),  скрип двери, капанье воды... и т.д.   Игра «Угадай, что звучит»

2 Учить различать высоту, силу, тембр голоса.  Игра  «Громко – тихо» (рассказывание стишка..), игра «Три медведя»  (Показать, каким голосом говорит Михаил  Потапыч, а каким Мишутка..), т. е.

3 Учить слышать звук среди других  звуков.  Н-р, идет автоматизация звука «С». Игра «Хлопни, если услышишь песенку водички». Взрослый называет разные звуки П,Т,С,К,З,Ч,...С,   ребенок хлопает, когда слышит звук «с».

4 Учить слышать звук в словах.   Игра «Хлопни, если услышишь песенку водички в слове»

5  Находить в комнате предметы, в  названии которых есть звук  «С»,  (В,  Т....)

Части тела , игрушки...

6 Придумывать слова на заданный звук. Игра «Я знаю 2 (3,  4) слова со звуком «В», «С»  и т. д.  Игра «Назови кукле Маши  слова со звуком «С»,»В», «Р» ...

7 Определять позицию звука:  сначала в начале слова, позднее – в конце, в середине

8 Формировать навык звукового анализа.   Игра «Назови звуки по порядку» (Слово «АУ» – 1-й зв. «А», 2-ой зв. «У»,всего 2 звука.  Слово ослика «ИА» (1-й зв. «И», 2-й зв.»А», всего 2 звука.  Слово «ТОП»  - 1-й зв. «Т», 2-й зв. «О», 3-й зв. «П», всего 3 слова) и т.д.

«Составь слово из звуков».  Взрослый называет: К  А  П   -  ребенок  все слово «КАП»

Цепочка слов. Играют 2 и более человек. Первый называет слово, выделяя последний звук, второй игрок придумывает слово на последний звук (чтобы он стал в слове первым. Н- р,  КОТ- ТАПКИ- ИГОЛКА-АВТОБУС-СОК- КАША-АНАНАС....

9 Различать слова, близкие по звучанию : суп – зуб, сайка – зайка, рак – лак...(объяснять значение каждого слова, придумывать предложения с этими словами)

        Уважаемые родители,   если мы с вами научим детей различать звуки, то в школе они не  будут испытывать затруднений на уроках  по письму.

Рекомендации подготовила учитель – логопед Маркина Т.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Развиваем фонематический слух

Папка - передвижка, консультация для родителей детей, посещающих логопедические группы и логопункт. На тему  "Игры на развитие фонематического восприятия". ...

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Развиваем Фонематический слух

Картотека сдлогов, слов, для развития фонематического слуха...

Консультация на тему "Играем и развиваем фонематический слух"

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков....

Развиваем фонематический слух

памятка для родителей...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....