Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Полынская Ольга Николаевна

Цель семинара: уточнить представление педагогов  о процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников. Задачами семинара является : активизация знаний о звуках и буквах; уточнение представлений о гласных и согласных в начале, середине и конце слова; тренировка дифференциации согласных по твёрдости-мягкости и звонкости-глухости; закрепление навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а так же развитие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»

Подготовила учитель-логопед

Полынская Ольга Николаевна

2016 г.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового и слогового анализа слова;
  • развивать связную речь

В соответствии с программой мы должны:

  1. Дать представление о предложении (без грамматического определения);
  2. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений ( без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  3. Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части;
  4. Учить составлять слова из слогов;
  5. Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Давайте восстановим наши знания по всем этим важным аспектам.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы  для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Давайте поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

определение количества звуков в слове,

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),

определение места звука в слове.

 Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Они голосят, их можно пропеть. Их обозначаем красным цветом. А согласные звуки петь не могут, они соглашаются. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Хлопни, если услышишь гласный звук (А Р В И Т Э Г Я У Б Ш…….) изолированно и в слове (А- кот, кит, сам…..)

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

 Давайте поиграем в игру «Посели в домики».  Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Сердитый синий и ласковый зелёный домик. ( У воспитателей на столе предметные картинки)

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).

4. Звукобуквенный анализ слова.

План анализа слова:
1. Произнести слово и послушать его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (со звательной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), а второй – по слогам.

3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

Сколько всего звуков в слове?

Сколько гласных?

Сколько в слове слогов?

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Давайте поиграем в игру «Напиши слово». Сделать графическую схему слова, выложив его фишками. (У каждого на столах фишки и предметные картинки)

Игра «Составь слово» (по первым звукам на предметных картинках)

5. Слоговой анализ. Слово можно разделить на части. Сколько раз подбородок стукнется о кулачок, столько и слогов в слове, какой 1 слог, 2, 3?

Давайте поиграем в игру «Составь слоговую схему слова» (у каждого на столе предметная картинка и полоски бумаги).

6. Развитие связной речи.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление графической схемы предложения

Давайте сделаем схему предложения. Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление предложений по графической схеме

(для подготовительной группы – вопросительное и восклицательное предложение)

Задание:

  1. Сделать раздаточный материал на всю группу.
  2. В конце октября контроль по использованию методов работы на занятиях по развитию речи
  3. Звуковой анализ
  4. Слоговой анализ
  5. Работа над предложением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».

Родительское собрание в форме семинара-практикума для родителей на тему: «Обучение грамоте детей в старшем дошкольном возрасте».Подготовила воспитатель первой квалификационной категории, М...

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»

Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет прохо...