Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Журавель Надежда Ивановна

Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_obuseniyu_gramote._oktyabr_2017.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»

Подготовили:

 учитель-логопед Журавель Надежда Ивановна,

учитель-логопед Свечникова Ольга Николаевна.

2017г.

Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
  • уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
  • закреплять навык звукового и слогового анализа слова;
  • формировать первоначальное представление о предложении и слове.

(СЛАЙД 2)

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом, а также при обучении других школьных предметов.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  1. появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  2. не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  3. физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой (предупреждением) дислексии и дисграфии. Поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

(СЛАЙД 3)

Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

(СЛАЙД 4)

В соответствии с программой мы должны:

  1. Сформировать звуковую сторону речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).
  2. Сформировать фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка.
  3. Подготовить к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е.:
  • выделять начальный гласный из состава слова;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, (давать характеристику звуков);
  • формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
  1. Учить выделять последовательность звуков в словах.
  2. Учить составлять слова из слогов.
  3. Учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова на части (слоги).
  4. Дать представление о предложении (без грамматического определения).
  5. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

Давайте восстановим наши знания по всем этим важным аспектам.

Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы  для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Давайте поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

(СЛАЙД 5)

Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим).

 А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

(СЛАЙД 6)

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

Подготовительный этап.

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?".

(СЛАЙД 7)

Слоговой анализ. На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание, сколько раз подбородок стукнется о кулачок, столько и слогов в слове; какой 1 слог, 2, 3?

Давайте поиграем в игру «Сколько слогов в слове?»

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:    (СЛАЙД 8)

  • домики: 1, 2, 3-этажные;
  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов;
  • следы и др.

I этап. Знакомство со звуками.      (СЛАЙД 9)

Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э).

Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно, не встречает в ротике преграды. Они голосят, их можно пропеть. Их обозначаем красным цветом. А согласные звуки петь не могут, они соглашаются. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык, т.е. есть преграда.

(СЛАЙД 10) йотированные гласные

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

  • Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
  • Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
  • Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
  • Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

  • научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;
  • научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • в середине слова.

В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, птиц, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова. (показ пособий)

Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Хлопни, если услышишь гласный звук (А Р В И Т Э Г Я У Б Ш…….) изолированно и в слове (А- кот, кит, сам…..)

(СЛАЙД 11)

Порядок работы над согласными звуками, используя символ или букву.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

  • Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
  • Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Для определения мягкости-твёрдости согласных звуков мы дополнительно используем тактильный способ определения лобик (твердый) – щёчки (мягкие), а также эмоциональное состояние: сердитый – добрый (ласковый).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

 Давайте поиграем в игру «Посели в домики».  Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Сердитый синий и ласковый зелёный домик. ( У воспитателей на столе предметные картинки)

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит (спит), а при произнесении звонких звуков горло работает (поет песенку). Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. (Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка).

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);
  • двусложные со стечением (скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

(СЛАЙД 12)

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой.

Существует много приемов работы со схемой слова:

  • назвать количество звуков в слове;
  • назвать звуки по-порядку;
  • сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
  • сколько согласных;
  • назвать первый звук, последний, третий и т.д.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.  Например, при знакомстве с буквой эС, мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

(СЛАЙД 13)

  • Написать букву в воздухе, на столе;
  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, на песке;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Получить в подарок букву;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина, теста;
  • Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

(СЛАЙД 14)

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, : пэ, рэ..,  а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

(СЛАЙД 15)

Звукобуквенный анализ слова. 

План анализа слова:
1. Произнести слово и послушать его.
Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
Выполняя второй пункт плана, ребёнок должен произносить слова дважды: в первый раз целиком (с интонацией, которая подчеркивает ударный слог), а второй – по слогам.

3. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.

Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.

4. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой).

5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:

Сколько всего звуков в слове?

Сколько гласных?

Сколько в слове слогов?

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С данным словом можно составить словосочетание, предложение.

Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА, КУКЛА.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

(СЛАЙД 16)

6. Работа с предложением.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составляя предложение, важно назвать 1-е, 2-е, 3-е слово.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов

Составление графической схемы предложения

Давайте сделаем схему предложения. Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление предложений по графической схеме

(для подготовительной группы – вопросительное и восклицательное предложение).

Итог: (СЛАЙД 17)

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"

Цель семинара: уточнить представление педагогов  о процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников. Задачами семинара является : активизация знаний о звуках и буквах; уточнение предст...

Консультация для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы о...

Семинар-практикум для молодых воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Данный семинар предназначен для того, чтобы уточнить представление молодых педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Основы обучения грамоте»

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников   «Основы обучения грамоте»  Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамо...