Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы с детьми с нарушениями звукопроизношения"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Журавлева Наталия Олеговна

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitat.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

МДОУ  N1

«РОСИНКА»

ЖУРАВЛЕВА Н.О.

       Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития.

       Причины их различны: соматическая ослабленность, замедленное психофизическое развитие, неблагоприятная среда, невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте и т.д.

       Недостатки звукопроизношения влияют на развитие речи ребенка, а тяжелые нарушения приводят к тому, что ребенок замыкается в себе, старается меньше говорить, чтобы избежать насмешек окружающих. Такие дети нуждаются как в помощи логопеда, так и психолога и воспитателя. Надо учитывать, что ослабление  или усиление дефекта зависит от многих факторов:- эмоционального состояния ребенка, - его отношения к занятиям, - отношение к взрослым и сверстникам. Воспитателю надо установить контакт с родителями ребенка, узнать обстановку в семье, поведение ребенка дома, интересы и взаимоотношение с домашними и друзьями, это поможет Вам наладить правильное взаимоотношение к нему  в группе.

       К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

1. закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях,

2. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов,

3. систематический контроль за поставленными звуками и грамматически правильной речью детей,

4. развитие артикуляционной и общей моторики,

5. осуществление коррекционных задач на фронтальных занятиях,

6. развитие памяти, внимания, процессов, связанных с речью,

7. совершенствование словесно-логического мышления,

8. формирование связной речи.

       Занимаясь с ребенком индивидуально, педагог должен помнить, что проговаривание фонетического материала должно быть с выделением закрепляемого звука голосом-  произносить утрированно. Воспитатель находится с детьми в самой различной обстановке: в раздевалке, спальной комнате, уголке природы и т.д., где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с нарушением речи.

     Например: В умывальной комнате предложить детям игру: « кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что мыть….»

      Воспитатель должен внимательно следить за речью и исправлять ошибки детей на всех режимных процессах. Во время бытовых игр не надо привлекать внимание детей к ошибкам кого-то, лучше это сделать незаметно для остальных. Например: во время игры кто-то говорит: « У всей куклов сними туфли и неси без туфлев.»   Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре предлагает этому ребенку прослушать 2 сочетания слов («без куклов» или «без кукол», «без туфлев» или «без туфель»). Надо повторить несколько раз правильный вариант.

      Теперь, об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время, поэтому ошибки в ходе занятий должны фиксироваться моментально (« неверно»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет ошибку тогда, когда дети не смогли этого сделать. Большое значение имеет пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Их можно проводить перед сном, обедом, ужином, на прогулке. Занятия по программе ДОУ должны проводиться  с учетом лексической темы на неделю. Программные задачи надо сочетать с коррекционными: - автоматизация поставленных звуков, - формирование лексико-грамматического строя и связной речи, - развитие психических процессов. Например: на математике для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с числительными надо именовать каждое число при пересчете предметов  (одна шапка, две шапки….). Перед рисованием птиц можно провести такие лексико-грамматические упражнения, как « Назови ласково», « Назови птенцов», « Подбери признаки».

      Внимание и память – процессы, тесно связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам проверить, все ли в порядке в одежде товарищей и в своей. Собираясь на музыкальное занятие можно спросить: « Кто за кем стоял на прошлом занятии? Кто лучше всех танцевал, пел?». На прогулке посмотреть вокруг и назвать все зеленое. Такие упражнения увеличивают объем внимания и устойчивость.

      Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно не возможно без речи, и в тоже время является одной из его функций. Воспитатель должен помочь ребенку осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Полезными упражнениями для развития мышления являются сказки, загадки. Еще более сложной работой (для детей с ЗПР, с ОНР) является понимание пословиц и их переносного смысла.

     Для успешного проведения работы по коррекции звукопроизношения воспитатель должен индивидуально заниматься с детьми (по заданию логопеда и самостоятельно). Логопед ставит звук, а воспитатель помогает  его автоматизировать и дифференцировать. Должна вестись совместная работа с родителями.

   Таким образом, работа должна строиться па схеме:

 логопед --------ребенок-----------воспитатель-------------родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТНОГО КОМПЬЮТЕРА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывае...

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»

Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

консультация для родителей по работе с детьми имеющими нарушения зрения

Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам для работы с детьми имеющими нарушения зрения...

Консультация для воспитателей по работе с детьми с нарушением зрения

поможет родителям и педагогам в работе с детьми...

Циклограмма, индивидуальный маршрут работы с детьми с нарушением звукопроизношения.

В материале представлен индивидуальный маршрут работы с детьми, имеющими нарушения в звукопроизношении....

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи

Развивающие игры Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи...