Составление рассказа по серии сюжетных картинок
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Кравцив Мария Андреевна

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

 

 

Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого детям. После прочтения рассказа предлагаю выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующе картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временну̀ю последовательность. Детям задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

 

Упражнение с деформированными предложениями помогает детям отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

 

Многообразие сюжетных картинок способствует активизации речи детей, развитию      навыков самостоятельной речи и позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов различной сложности.

 

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы.

 

В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание детей на содержание рассказа. Затем детей приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Нужно обращать внимание на мимику, жесты персонажей, задавать вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Например: Зачем мальчик залез на дерево? Почему мальчик без шапки? Почему плачет?

 

Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим  материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях.

 

Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по серии картинок детей нужно учить составлять реплики, диалоги к данной ситуации. Что спросила мама? Что ответил ей сын?

 

Серии картинок имеют также воспитательное и познавательное значение. Нужно, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки - просты по композиции, красочно оформлены. Картинки даются по принципу нарастающей трудности. Часто использую в своей работе картинки Т.А. Ткаченко из серии «Многоуровневая подготовка к школе». В зависимости от возраста и возможностей детей количество картинок для составления рассказа постоянно увеличивается от двух до шести и более.

 

Использование разнообразных приемов в работе с сериями сюжетных картинок способствует повышению речевой активности детей. Вот некоторые из этих приемов.

        

ü На столе раскладываются сюжетные картинки одной серии, и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Покажи нужную картинку).

ü Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.

ü Берутся картинки нескольких серий. Детям раздается по одной картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопкам на столе. Открывая по одной картинке, детей спрашивают: «Что здесь нарисовано?» (Например, на картинке изображен больной мальчик лежащий на постели). «Кому дать эту карточку?» Ребенок  смотрит на свою первую (начальную) картинку и определяет, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.

ü Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

ü На доске расставлены сюжетные картинки. Дети сами задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.

ü Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Затем дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.

ü Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

ü Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.

ü Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача - подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.

ü Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по 2-3. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.

ü Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

ü Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.

ü Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_po_serii_kartinok.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК

Подготовительная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого детям. После прочтения рассказа предлагаю выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующе картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их временну̀ю последовательность. Детям задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнение с деформированными предложениями помогает детям отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2-3 фразами. Первоначально дети должны придать правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Многообразие сюжетных картинок способствует активизации речи детей, развитию      навыков самостоятельной речи и позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текстов различной сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложении речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отклоняясь от его темы.

В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание детей на содержание рассказа. Затем детей приучают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Нужно обращать внимание на мимику, жесты персонажей, задавать вопросы аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные связи изображенных действий и явлений. Например: Зачем мальчик залез на дерево? Почему мальчик без шапки? Почему плачет?

Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим  материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях.

Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по серии картинок детей нужно учить составлять реплики, диалоги к данной ситуации. Что спросила мама? Что ответил ей сын?

Серии картинок имеют также воспитательное и познавательное значение. Нужно, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки - просты по композиции, красочно оформлены. Картинки даются по принципу нарастающей трудности. Часто использую в своей работе картинки Т.А. Ткаченко из серии «Многоуровневая подготовка к школе». В зависимости от возраста и возможностей детей количество картинок для составления рассказа постоянно увеличивается от двух до шести и более.

Использование разнообразных приемов в работе с сериями сюжетных картинок способствует повышению речевой активности детей. Вот некоторые из этих приемов.

         

  • На столе раскладываются сюжетные картинки одной серии, и детям предлагается их рассмотреть. Затем детей знакомят с содержанием рассказа. Рассказ повторяется, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку. (Игра «Покажи нужную картинку).
  • Детям раздаются предметные картинки, а взрослый, показывая отдельные эпизоды из данной серии, сопровождает их рассказом. Дети подбирают к соответствующей серии предметные картинки, называя их, определяют их назначение.
  • Берутся картинки нескольких серий. Детям раздается по одной картинке из каждой серии. Остальные картинки перемешиваются и раскладываются стопкам на столе. Открывая по одной картинке, детей спрашивают: «Что здесь нарисовано?» (Например, на картинке изображен больной мальчик лежащий на постели). «Кому дать эту карточку?» Ребенок  смотрит на свою первую (начальную) картинку и определяет, подходит ли к ней картинка. Получив все картинки своей серии, каждый должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание связным рассказом.
  • Взрослый читает рассказ и расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и построить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.
  • На доске расставлены сюжетные картинки. Дети сами задают вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
  • Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Затем дается план рассказа, по которому дети должны разложить их в нужном порядке. Вслед за этим детям предлагается составить рассказ.
  • Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  • Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключение один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
  • Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача - подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
  • Все картинки перемешиваются, каждому ребенку раздается по 2-3. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.
  • Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  • Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать вопросы друг другу по содержанию картинок.
  • Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. Составив рассказ по серии картинок, ребята придумывают к нему название, а также дополняют его описанием предыдущего или последующего события. После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети в лицах передают его содержание. Важно при этом учить детей строить не только повествовательные, но и описательные рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....