Консультация для воспитателей. Условия формирования правильной речи у дошкольников.
консультация по логопедии на тему

Описание условий для овладения детьми правильной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_vospitatelyami._konsultatsiya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования правильной речи у дошкольников

Консультация для воспитателей

 Формирование правильной речи ребенка – практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений ее решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Формирование единого речевого режима включает несколько взаимосвязанных аспектов, практическая реализация которых становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, наличия у них заинтересованности в создании условий для гармоничного языкового и речевого развития детей.

Опыт научно-практической деятельности позволил определить основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников

Для развития речи ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.

Педагогические критерии к речи сотрудников, работающих с детьми

Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна, так как является образцом для подражания детей. Она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Интонационное оформление речи окружающих имеет большое значение для формирования семантико-синтаксических характеристик речи. Поэтому педагогу в общении с детьми особое внимание следует уделять эмоционально выразительным естественным интонациям.

Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмболов – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.

По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно  вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:

- при встрече робязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;

- обращение к ребенку не должно быть обезличенным  - называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;

- при разговоре с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулировать использование речевой коммуникации при общении детей между собой,  а также на занятиях.

Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.

Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т. д.).

Однако поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи,  послоговым проговариванием.

Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.

Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей

Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного, динамического обследования речи детей (старших и подготовительных групп). Обследование проводится в начале учебного года, промежуточное в течение коррекционного периода  и итоговое в конце учебного года. Довожу до сведения воспитателей результаты обследования, при этом совместно отмечаем индивидуальные особенности речи каждого ребенка. Используя полученные данные, определяю последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка.

Следует отметить, что индивидуальные задачи речевого развития детей обязательно сообщаются родителям воспитанников. Это способствует правильной их ориентации для семейного воспитания, а также конструктивному сотрудничеству с педагогами ДОУ.

В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как возрастные закономерности их языка и речи, так и индивидуальные особенности, что в совокупности определяет индивидуально-дифференцированный подход к речевому воспитанию дошкольников.

Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, расширения их ревой активности, потребности в речевой коммуникации

Как показывает практика, в процессе дошкольного воспитания и обучения педагоги нередко придают первостепенное значение тем знаниям, которые должны быть сформированы у детей в соответствии с реализуемой ДОУ программой. Однако при таком подходе часто не учитывается, что без соответствующей актуализации в речи данные знания носят поверхностный, недолговечный характер. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста особого внимания требует создание психолого-педагогических условий для совершенствования коммуникативной функции речи детей как одного из важнейших социальных навыков. Перед сотрудниками ДОУ стоят следующие педагогические задачи.

1.Создавать условия для развития речевой активности детей, т.е. проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д.

2. Побуждать детей к речевому общению со взрослыми и между собой (привлекать внимание к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).

3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т. д.

4. Развивать фонетическую сторону речи: проводить артикуляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи.

5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире: называть предметы и явления, их свойства, действия, побуждать рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с актуализацией усвоенного словаря.

6. Развивать связную речь: организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи – игры типа «Разговор по телефону»; поощрять к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки. Текста, поощрять детское словотворчество – учить составлять загадки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа.

7. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного. Это обогащает представление дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, культуру их речи в целом.

Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно - развивающей речевой среды

Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, необходимой для развития речи, а также способствующей преодолению имеющихся у него нарушения речевого развития, - одно из важных направлений ДОУ,

При ее проектировании необходимо учитывать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития, уровень общего развития и характер игровой деятельности. В группах необходимо создавать уголки художественной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития, картотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений и стихотворений для заучивания.

Реализация комплексного профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников

Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ – важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Так, в процессе занятий по физической культуре решаются следующие базовые задачи: сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы движений. Нормализация мышечного тонуса. Развитие функций физиологического и фонационного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.

На музыкальных занятиях особое внимание уделяется развитию у детей координированности работы дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов речевого аппарата. Совершенствованию темпоритмической стороны речи, акустического восприятия, навыков использования различных интонационных структур в экспрессивной речи, а также развитию моторных функций в процессе выполнения танцевальных движений.

Коррекционно - развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению  возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

Активное вовлечение в коррекционно-развивающую работу семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей в правильном речевом развитии ребенка. В семье, где есть серьезный настрой родителей на проведение необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно облегчает работу воспитателей, логопеда. Педагоги и специалисты детского сада должны оказывать родителям методическую помощь по вопросам адекватного семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ.

Разнообразие и вариативность работы по изобразительному творчеству с дошкольниками в ДОУ, изобразительное творчество и игра, препятствия на пути к успешному развитию детского творчества...

Круглый стол для воспитателей «Формирование правильной речи у дошкольников» (методика проведения игр и упражнений)

Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушением речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми п...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»

В данной консультации предлагается материал для выступление на педсовете по вопросам просвещения родителей в формировании правильной речи дошкольников....

Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...

Консультация для воспитателей. Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Консультация для воспитателей.  Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Подготовила и провела:Шпенева А.В – ст. воспитатель  Ува...

Доклад для воспитателей на тему «Формирование правильной речи у дошкольников»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...


 

Комментарии

Улендеева Василиса Анатольевна

Да. Вполне с вами согласна что необходимо создавать условия для формирования правильной речи у дошкольников. И только при совместной работе всех специалистов будет результат.