Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»
консультация по развитию речи на тему

Демьяненко Вера Николаевна

В данной консультации предлагается материал для выступление на педсовете по вопросам просвещения родителей в формировании правильной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_roditeley_v_formirovanii_rechi_detey_-_kopiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»

Подготовила: учитель-логопед Демьяненко В.Н.

Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

К началу школьного обучения педагогам следует обратить внимание родителей на следующие стороны развития речи у детей:
• Правильное произношение всех звуков
• Умение различать звуки речи на слух
• Владение навыками звукового анализа и синтеза
• Словарный запас
• Сформированность грамматического строя речи
• Связную речь
• Речевую коммуникацию

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы. Педагоги младших возрастных групп могут рекомендовать родителям вовремя отучать детей от соски, бутылки, сосания ребёнком пальцев. Родители должны помогать ребенку овладеть правильным звукопроизношением. Но часто они форсируют  речевое развитие, нагружая ребёнка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р).

Родителям стоит обратить внимание на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания. В связи с этим педагоги могут осветить особенности речевого развития в каждой возрастной группе.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Воспитатели через наглядную информацию и индивидуальные беседы с родителями обращают внимание на развитие слуха ребёнка. О том, что необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Педагоги, как и родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно.

Для домашних занятий с детьми родителям ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Речевые игры, в которые можно предложить поиграть родителям с детьми дома:

На развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения:

1. «Хлопни, топни», если услышишь звук Ш – хлопни, если услышишь звук С – топни: с,ш,с,с,ш,с,ш,ш,с.., затем в слогах, и в словах сок, шок, маска, кашка, каска, Маша, масса, касса, каша. Для усложнения твёрдые, мягкие звуки.

2. Найди дома или на улице (в магазине) предметы, в названии которых есть звук Л, Р (учитель-логопед предлагает педагогам заполнить таблицы: звук Л (Ш, Ж,Р,С) в начале слова, в середине, в конце).

3. «Отстучи ритм» («Эхо») взрослый берёт карандаш и отстукивает определённый ритм, ребёнок должен повторить то же самое, соблюдая паузы и интервалы.

На формирование лексико-грамматических категорий:

На прогулке. В это время родители могут прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки, полученные на занятиях воспитателя по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы», «Животные».

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.  Примеры игр:

1. «Когда это бывает?» В какое время года часто идёт снег (дождь)? В какое время года бывает листопад (снегопад)? В какое время года можно купаться (кататься с горки)?.

2. «Бежать-мчаться» - Как ты понимаешь слова? Чем они отличаются? Засмеялись- захихикали, бежать-  мчаться, пришли – приплелись, плакать- рыдать, разговаривать- болтать, думать- размышлять, открыть- отворить, отыскать- найти, зябнуть- мёрзнуть, поразить –увидеть, шалить- баловать, забавлять- развлекать, прощать –извинять, звать- приглашать, вертеть – крутить.
3. «Кто как передвигается?»:

- Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик..(прыгает), уж…(ползает).

«Кто как голос подаёт?» Петух…(кукарекает), тигр..(рычит), мышь..(пищит),  корова…(мычит).

4. «Подбери словечко». Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь,(низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь..(близко).

Скажу я слово трус,

Ответишь ты…(храбрец).

Теперь начало  я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

На кухне: у родителей появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», "Продукты питания", «Бытовая техника».

Например игры:

1.«Что я загадал?» Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

- Отгадай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?». Дополни другими словами, то что я начну: «Снег белый, холодный….ещё какой? Сахар сладкий, а лимон….(кислый). Весной погода теплая, а зимой….(холодная). – Придумай сам такую загадку и загадай мне.

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

2. «Разложи продукты в холодильник» на верхнюю полку со звуком Р (например: творог, йогурт, пирог), на вторую со звуком Л (масло, колбаса..)

На развитие связной речи можно предложить родителям создать пальчиковый театр (логопед предлагает педагогам сделать простой пальчиковый театр из бумаги на палочках из мороженного и на пальцы). Делается он легко и подходит как для маленьких детей (показывает и рассказывает взрослый), так и для старших дошкольников, которые сами разыгрывают сказку.

Родители создают в семье для ребенка необходимые условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Педагоги, организуют с родителями различные формы работы по просвещению в вопросах речевого развития детей с раннего дошкольного возраста, тем самым решают проблему профилактики речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании правильного произношения у дошкольников

Выступление на семинаре-практикуме для родителей. Презентация к выступлению....

Статья «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка»

    «Роль родителей в формировании правильной речи ребёнка» У ребёнка дошкольного возраста психика пластична, легко поддаётся изменению под воздействием внешней среды. Семья и де...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Роль театрализованных игр в развитии речи дошкольников".

Консультация для воспитателей детских садов о роли театрализации для развития речи детей дошкольного возраста....

"Роль родителей в формировании правильной речи у ребёнка"

Предложенный материал поможет родителям сформировать правильную речь у детей...

Роль родителей в формировании правильной речи детей старшей и подготовительной групп

Советы родителям для формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи детей»

Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, реч...