Роль родителей в формировании правильного произношения у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Выступление на семинаре-практикуме для родителей. Презентация к выступлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в формировании правильного произношения у дошкольников. (СЛАЙД 1)

Уважаемые родители!

Перед нами, педагогами, и Вами стоит общая цель – формирование и развитие речи, коррекция речевых нарушений, подготовка детей к школе.

Приведя ребенка в логопедическую группу, Вы, конечно, ждете быстрого эффекта. Но т.к. в наш детский сад поступают дети с тяжелыми нарушениями речи, порой – неговорящие, то необходимо пройти долгий трудный путь совместной работы логопеда, всех педагогов, самого ребенка и родителей при обязательной систематической комплексной медикаментозной поддержке, чтобы добиться устойчивых положительных результатов.

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.

Остановлюсь на том, что могут и должны сделать родители на каждом возрастном этапе, чтобы максимально помочь своему ребенку и, по большому счету, - себе, т.к. то, что не сформировано в дошкольном возрасте, на этапе школьного обучения затруднит формирование письменной речи, овладение устными предметами, а в итоге - может значительно ограничить подростка в выборе профессии.

На слайде представлены возрастные нормы развития речи. (СЛАЙД 2)

На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Если ребенок поступил во вторую младшую группу, и у него отсутствует речь, прежде всего родители должны обратиться к неврологу и, если нужно, - то и к ортопеду и сурдологу. В этом возрасте для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.  Этот самостоятельно добытый опыт имеет большое значение: будит любопытство и умственную активность. Родителям нужно оречевлять, т.е. сопровождать речью всю самостоятельную деятельность ребенка и Вашу совместную деятельность, передавая в речи все ощущения, чувства, эмоции. Нужно перестать понимать жесты и мимику ребенка, стимулируя его речевую активность в любых проявлениях. Совместно с педагогами формировать сенсорные эталоны, играть с ребенком в простые сюжетные игры, развивая при этом понимание речи и подражание Вашим действиям и речи (звукокомплексам). Необходимо рассматривать картинки, просить ребенка показывать, где кто, что делает, какой предмет, просить выполнить простые поручения. Развивать в играх слуховое внимание (научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью), речевое дыхание, общую, мелкую, артикуляционную моторику. В этом возрасте ребенок должен знать и показывать и называть предметы ближайшего окружения, бытовые действия, некоторые признаки, обобщающие слова («Одежда», «Игрушки», «Обувь», «Животные», «Птицы», «Посуда»). Петь ребенку народные детские песенки, потешки, прибаутки, которые побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи.

Большинство детей поступают в среднюю группу и посещает детский сад три года. И в этом случае перед началом обучения ребенок должен быть осмотрен неврологом и пройти курс лечения, и продолжать лечиться не менее двух раз в год в течение всего срока пребывания в ДОУ. При системной коррекционной работе у многих детей появляются звуки (свистящие, шипящие, Л, Ль и даже - Р), но в силу возрастных особенностей и незрелости определенных мозговых структур звуки не закрепляются в речи (хотя ребенок может отраженно  проговаривать слоги, слова и даже фразы с этим звуком). К сожалению окружающих,  речь ребенка не изменяется к лучшему, но логопедические занятия в средней  группы очень важны для малыша. На этом этапе активно формируется мелкая и артикуляционная моторика, накапливается словарь, зарождаются грамматические категории и фразовая речь, развивается фонематический слух и восприятие.  (СЛАЙД 3)

Именно в этот период активного формирования речевая функция особенно уязвима и ранима. Вы должны помнить, что в семье должна быть спокойная, доброжелательная обстановка, нельзя перегружать нервную систему ребенка, иначе может возникнуть заикание.

Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит под влиянием взрослых. Однако занятий с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома, а значит, необходима обязательная помощь родителей.        (СЛАЙД 4, 5)

Правильное произношение может быть сформировано в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, речевое дыхание, если он умеет владеть своим голосом.

Большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие дифференцированные, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. (СЛАЙД 6)

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом (чтобы ребенок видел, что делает взрослый, и контролировал свои движения) ежедневно 2-3 раза в день по 5-7 минут  как в детском саду, так и дома. (СЛАЙД 7)

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю. То есть все то. Что необходимо для правильного образования звука. (СЛАЙД 8)

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка. В зависимости от формы звукового нарушения употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. При выполнении упражнений родители обязаны следить за четкостью их выполнения, за умением плавно и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, за умением удерживать артикуляционную позу в течение 3-7 секунд. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Памятка для родителей

«Правила проведения артикуляционной гимнастики»

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных логопедом упражнений.

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.

(СЛАЙД 9, 10, 11)

Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные упражнения «Загони мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мяч», «Бабочка, лети», «Фокус» и т.д. (предлагается выполнить родителям). Часто причиной затруднений  постановки звуков является нарушение дыхания из-за наличия аденоидов разной степени. В этом случае ребенок дышит ртом, храпит во сне, его головной мозг не получает необходимого количества кислорода – питания, вследствие чего не развиваются психические процессы  и у ребенка появляется вторичная задержка умственного развития, он плохо воспринимает учебный материал, становится утомляемым, истощаемым, значительно снижается работоспособность.

Еще одной причиной речевых нарушений являются натальные травмы ШОП (подвывихи шейных позвонков), вследствие которых нарушается кровоснабжение (питание) головного мозга  и проводимость нервного импульса от мышц речевого аппарата  к речевым центрам головного мозга. Устранение этой причины значительно облегчает и ускоряет коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Поэтому родителям необходимо прислушиваться к советам логопеда и во время устранять причины, которые мешают ребенку полноценно овладеть речью.

(СЛАЙД 12-15)   Все Вы  знаете о пользе пальчиковой гимнастики. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме  того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память. Дома вы можете поиграть с ребенком в «Золушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем). Мальчикам можно предложить разложить болты, гайки, девочкам- бусины.

Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Шнуровки, лепка, вырезание, нанизывание бус, обрывание, рвать и мять бумагу, разукрашивание, штриховка, мозаика, конструктор, массаж и самомассаж различными предметами – все это средства развития мелкой моторики пальцев рук.

(СЛАЙД 16 - 22)  Очень важно для выработки четкого звукопроизношения иметь развитый фонематический слух, т.к. именно он позволяет ребенку контролировать собственную речь. Неумение вслушиваться в речь окружающих, в свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Фонематический слух формируется у детей от четырех до пяти лет. Фонематический слух - это способность к анализу и синтезу речевых звуков. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию.

В старшей и подготовительной группе  возрастают речевые возможности детей, усложняется программный материал, повышаются требования к речи детей. У детей начинают автоматизироваться поставленные звуки. Задача родителей – продолжать лечиться, выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки, проговаривая  речевой материал, следить за речью ребенка во время игр, выполнения домашних заданий, добиваться правильного произношения звуко-слоговой структуры слов.

При формировании правильного звукопроизношения необходимо учитывать важность речевого окружения. Вредоносным фактором является быстрая, неразборчивая речь взрослого. Дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении, у них возникают трудности в усвоении звуко- слого-вой структуры слов, теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно -  согласование слов в предложении. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. Поэтому родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.  Дома необходимо как можно больше читать сказок, загадывать загадки, петь различные песенки, учить стихи. На улице необходимо наблюдать за деревьями, людьми, явлениями природы, обязательно обсуждать это с ребенком.

Итак, можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи: (СЛАЙД 23)

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

Спасибо за внимание! (СЛАЙД 24)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль родителей в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями Подготовила учитель-логопед Дудкина Т.В.

Слайд 2

Возрастные нормы развития речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес . – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.

Слайд 3

Возрастные нормы овладения звукопроизношением В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч). До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л). Оптимальный возраст для коррекции и развития речи – дошкольное детство

Слайд 4

Индивидуальные занятия с детьми по коррекции звукопроизношения проводятся 2 раза в неделю по 15 минут. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей и составляе т: 2 года - с детьми, имеющими ОНР 3 уровня при дизартрии. Свыше 3 лет - с детьми, страдающими ОНР 1 и 2 уровня при моторной алалии, при обязательном сотрудничестве со специалистами: неврологом, ортопедом, ортодонтом , психоневрологом, психологом, сурдологом , дефектологом и др.

Слайд 5

Структура домашнего занятия: Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания. Развитие мелкой моторики. Игры на развитие речи.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений артикуляционных органов. Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.

Слайд 7

Правила проведения артикуляционной гимнастики 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 2-3 раза в день по 5-7 минут , сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. 2 . Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений. 3 . Вначале артикуляционные упражнения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп увеличивается. 4.Комплекс артикуляционной гимнастики подбирается в зависимости группы нарушенных звуков. усложняется и расширяется за счет новых упражнений, серий движений. 5 . Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений. 6. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.

Слайд 8

Артикуляционная гимнастика

Слайд 9

Речевое дыхание Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Слайд 10

Упражнения для развития речевого дыхания Лети, бабочка! Перед началом занятия приготовьте бумажные бабочки, к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру (палочке) на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Далее ребенок дует на бабочек по очереди. Снег идет! Разложите на столе кусочки ваты. Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Подуйте с ребенком на снежинк и. Катись, карандаш! Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Слайд 11

Футбол Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». Вертушка Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. Продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно . Ветерок Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги (елочного «дождика») к деревянной палочке (коктейльной трубочки). Покажите, как можно подуть на бумажные полоски, потом предложите подуть ребенку.

Слайд 12

Развитие мелкой моторики Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка, т.к. речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру ведущей руки. Если стимулировать моторный центр руки, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Слайд 13

Средства развития мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками. Игры с пластилином. Игры с конструкторами и мозаикой. Вырезание ножницами. Рисование и раскрашивание. Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации. Игры с веревочкой, шнуровки. Графические упражнения. Штриховка. Массаж кистей рук и пальцев.

Слайд 15

Массажеры Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Слайд 16

Игры направленные на: развитие фонематического слуха; автоматизацию звуков; дифференциацию звуков; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие внимания, памяти, мышления; расширение и обогащение словарного запаса .

Слайд 17

Развитие фонематического слуха и восприятия Фонематический слух - это способность к анализу и синтезу речевых звуков. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию . Фонематический слух формируется у детей от четырех до пяти лет.

Слайд 18

Игра «Назови картинки» Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ ш ]. 18

Слайд 19

Игра «Назови первый звук в слове» Задача: учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот - [к]. 19

Слайд 20

Игра «Назови последний звук в слове» Задача: учить выделять последний звук в слове. Назовите предметы на картинках, выделяя последний звук в слове. Например: сом - [м]. 20

Слайд 21

Игра «Определи место звука в слове» Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец) Определите место звука [с] в словах. 21

Слайд 22

Игра «Третий лишний» Задача: формировать умение выделять заданный звука в слове. Назовите предмет, в названии которого нет звука [л]. 22

Слайд 23

Памятка для родителей Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря) Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 25

Интернет-ресурсы Слайды 18 -22 из презентации учителя- логопеда Яценко Н.В. «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» Семинар-практикум для родителей. Слайд 8 из презентации учителя- логопеда Салдиной О.В . «Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи». .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей по формированию правильного произношения у детей

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться уп­равлять своими органами речи, воспринимать обращен­ную к нему речь, осуществлять контроль за р...

Роль чистоговорок в формировании правильного произношения

Рекомендации для родителей и педагогов по использованию чистоговорок в формировании правильного произношения и уточнения дикции....

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения у дошкольников

Публикация содержит рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах ДОО. Материал будет полезен логопедам, воспитателям, родителям детей с речевыми нарушениями....

Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР.

Можно смело утверждать, что благодаря использованию наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов, приёмов, форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»

В данной консультации предлагается материал для выступление на педсовете по вопросам просвещения родителей в формировании правильной речи дошкольников....

Презентация "Роль родителей в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями"

В презентации представлен материал для родителей: прописаны возрастные нормы речевого развития, есть практический материал (игры, упражнения)...