Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии по теме

Санникова Ольга Витальевна

Можно смело утверждать, что благодаря использованию наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов, приёмов, форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с нарушениями речи получается хороший результат.  Конечно, он не всегда проявляется быстро. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.  В результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель – достигнутой.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Использование игрового компонента на подготовительном этапе к формированию правильного произношения у дошкольников с ОНР.

 Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.  Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка.

По исследованиям ЮНЕСКО самым распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи.

2 слайд.  В качестве причин возникновения ОНР у детей можно назвать: различные инфекции, токсикоз матери в период беременности, несовместимость резус-фактора крови или групповой принадлежности матери и ребёнка, травмы при родах, различные заболевания ЦНС.

Кроме этого ОНР у детей может быть вызвано неподобающими условиями воспитания и обучения, психической депривацией в наиболее подходящие для этого стадии развития речи.

Чаще ОНР возникает вследствие комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, неблагоприятная социальная среда.

Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

 Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР рассматривается в исследованиях: Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой,  А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. По их мнению, развитие звукопроизношения не соответствует возрастным показателям, у детей с ОНР проявляется недостаточность мыслительных операций, низкий уровень организации семантических полей, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.  

По мнению А.Н. Леонтьева, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, который свойствен нормально развивающимся детям. Для преодоления данной особенности необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия, основанные на игровой деятельности, так как речь наиболее эффективно развивается в специально организованном процессе.

Исследования: О.С. Орловой, М.Л. Скуратовской свидетельствуют о необходимости использования индивидуально-дифференцированного подхода коррекции звукопроизношения с использованием игровых приемов на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывания звука), автоматизации и дифференциации звука.

На подготовительном этапе, работа направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики и правильного дыхания.

Для развития артикуляционных движений используются игровые упражнения Н.В. Нищевой, Т.Б. Филичевой, С.П. Цукановой, Г.В. Чиркиной, направленные на: развитие статики, динамики, подвижности языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба.

Эффективными являются артикуляционные игры: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» и другие.

По мнению Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой, и др., мелкая моторика включает упражнения на: улучшение мышечного тонуса, быстроты, силы, плавности и точности движений. Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР эффективны: «Дождик», «Делай как я», «Дорога из прищепок» и др.

Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Е.А. Дьякова, А.Н. Стрельникова предлагают вырабатывать правильное диафрагмальное дыхание, с использованием игр: «Кошка», «Насос», «Большой маятник», «Задуй свечу» и др.

Успешная работа может быть осуществлена при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики и сформированности пространственных ориентировок. А значит, эффективность коррекции звукопроизношения зависит от эффективности использования игровых компонентов во всех видах деятельности.  

3 слайд

Существуют различные методики и приёмы коррекционной работы, направленные на исправление звукопроизношения.

Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений,  способствующих развитию слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики.

  1. Упражнения на развитие речевого дыхание улучшают подвижность грудной клетки, а также обучают детей рационально использовать выдох во время речи. Эти упражнения можно использовать как в качестве разминки, так и в виде самостоятельного элемента занятия. Как правило, дети выполняют эти упражнения на эмоциональном подъеме, что задает положительный настрой на все занятие. Предлагаю выполнить некоторые из них.

4 слайд              Упражнение «Задуй свечу»

Я предлагаю вам сделать спокойный  вдох через нос и также спокойно выдох (через рот) на «свечу», произнося шёпотом «ф-ф-ф» («свечой» служит указательный палец правой руки).

5 слайд

Упражнение «Тепло - холодно»

Вдохнуть как можно больше воздуха и задержать дыхание. Подуть на руки контрастными воздушными струями: «х-х-х» - теплая струя (расслабить губы, открыть рот, медленный выдох), «ф-ф-ф» - холодная струя (губы сложить и напрячь, интенсивный выдох).

6 слайд

Упражнение «Скороговорки»

Глубоко вдохнув, произнести короткую скороговорку на выдохе. При этом можно отстукивать пальцем каждое слово или слог. Пыхтит, как пышка, пухлый мишка.

 Задание можно усложнить одновременным выкладыванием из спичек несложных фигур: треугольника, квадрата («Четыре палочки сложил и вот квадратик получил»).

7 слайд

Упражнение «Егорки»

Глубоко вдохнув, произнести на выдохе: «Как на горке – на пригорке жили 33 Егорки: раз-Егорка, два-Егорка, три-Егорка…» и так далее по порядку. Игра на честность. Выигрывает тот, кто на одном выдохе насчитает больше Егорок.

Так же в своей работе я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой,  соблюдая основные правила её выполнения.

  II. Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику, развивающие органы артикуляционного аппарата и речевого дыхания: методика В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Это нетрадиционные упражнения, вызывающие положительные эмоции у детей с шариками, ложкой, трубочками, султанчиками. Система упражнений новой технологии, способствует воспитанию правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, формированию длительного и плавного речевого дыхания.

8 слайд

На подготовительном этапе традиционные артикуляционные упражнения, такие как «Лошадка», «Хоботок», «Часы» провожу под музыку и песни Екатерины Железновой «Музыка с мамой».

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

9 слайд

Еще для развития артикуляционной моторики использую пластмассовый шарик, который обрабатывается антисептическим раствором перед каждым использованием ребенком.

1.Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук нитке языком вправо – влево.

2.Двигать шарик по вертикально натянутой нитке вверх.

3.Толкать языком шарик вверх-вниз, нитка натянута горизонтально.

4.Язык – «Чашечкой», цель – поймать шарик в «Чашечку» и другие

Ещё применяю метод  биоэнергопластики.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Предлагаю выполнить упражнения. 

10 слайд

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево – вправо)

11 слайд

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

  III.   Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

 Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на   кончиках их пальцев».

В коре головного мозга двигательная область расположена рядом с речевой. Такое    близкое сходство оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Поэтому слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Специалисты (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное воздействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук, подвижные игры и имитационно-игровые упражнения  применяю с небольшой подгруппой и индивидуально.

 Они доступны и интересны ребенку, оказывают позитивное воздействие на показатели физической подготовленности к школе.

Это игры:

12слайд

 С предметами некоторые из них представлены на слайде.

13 слайд

Пальчиковые игры Е. Железновой.   Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Персонажи и образы: нравятся детям, они  с удовольствием повторяют тексты и движения. Синтез движения, речи и музыки радуют детей и позволяют проводить занятия наиболее эффективно.

    Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет не только подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнения, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
Постепенно разучивается текст наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

  14 слайд  Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей пальцев рук: В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

  Для более эффективного массажа используем грецкий орех, шестигранный карандаш, массажный мячик су-джок, массажный мячик-ёжик;

15 слайд Театр в руке - позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.  

В упражнении "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж, и он должен выполнять соответствующие движения..

16 слайд В последние годы увеличилось количество детей с проблемами в обучении, адаптации. Для преодоления этих трудностей, провожу пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастику мозга»), предложенные    Поллом и Гейл Деннисонами. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Например,  упражнение "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Ритмика это методика, направленная на формирование чувства ритма.

К ней относятся: логопедическая, фонетическая и речедвигательная.

17 слайд

Логопедическая ритмика. Это – система движений в сочетании с музыкой и словом. Улучшается состояние костно-мышечного аппарата, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, формируется правильная осанка, походка.

В настоящее время она все более широко применяется в различных методиках и как самостоятельное средство воздействия на речь ребенка, а также в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Другой методикой, способствующей преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

На современном этапе развития науки способность детей к имитации двигательной и речевой, их слуховое восприятие способствуют становлению фонетически правильно оформленной речи.

Одним из приёмов работы над звукопроизношением у дошкольников является речедвигательная ритмика. Эти упражнения новой технологии способствуют усвоению ритмики слова и предложения, установления связи между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением.

  18 слайд

 Можно смело утверждать, что благодаря использованию наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга методов, приёмов, форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с нарушениями речи получается хороший результат.  Конечно, он не всегда проявляется быстро. Часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа.  В результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель – достигнутой.  НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП МОЖЕТ ЗАНИМАТЬ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ, НО ЧЕМ ОН БУДЕТ ЭФФЕКТИВНЕЕ, ТЕМ ЛЕГЧЕ ПРОЙДЁТ ЭТАП ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании правильного произношения у дошкольников

Выступление на семинаре-практикуме для родителей. Презентация к выступлению....

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.

Мнемокарточки звуков русского языка в картинках и схемах...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения у дошкольников

Публикация содержит рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах ДОО. Материал будет полезен логопедам, воспитателям, родителям детей с речевыми нарушениями....

Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений  у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье ...

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего  дошкольного возраста...