Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

аникина ирина анатольевна

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего  дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_fonetich._rit_.doc412.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего  дошкольного возраста».

Примерный план-конспект занятия № 1.

Дети стоят по кругу.

К нам сегодня придет гость, угадайте, кто это?

Он огромный косолапый,  а зимой сосет он лапу. (Медведь)                    Появляется мягкая игрушка.

Здравствуй мишка - косолапый                                                                                   Ты пришел  играть к ребятам.                                                                             Поскорее в круг вставай

Игру с нами начинай.

Дыхательное упражнение.

Любит мишка  полежать,                                                                                

 Учит носик свой дышать.

Выработка диафрагмального дыхания. Упражнение проводится в положении лежа. Закрепление понятий вдох-выдох (вдох - носом, выдох - ртом).

             

Фонационное упражнение «Ветерок».

Ветерок к нам прилетел                                                                                                    И тихонько зашумел: Ф-Ф-Ф.

Поставить детей парами поближе друг к другу. Вдох - носом, на выдохе говорить Ф-Ф-Ф. При произнесении звука Ф – воздушная струя шевелит волосы на голове соседа.

Речевое дыхание.

Мишка наш сластена, вот,                                                                                   Отрастил себе живот.

Руки положить на область диафрагмы. Вдох - носом, на выдохе сказать ПА-А-А, живот втягивается, обратить внимание на это детей.

Звук А.

Хочет мишка танцевать, будет лапками махать.

а) И.п. Глубокий вдох, развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении: ПА-А-А.

б) Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать: ПА.

в) Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением руки вверх в стороны и ног в стороны, сказать: ПА. Повторить упражнение несколько раз.

               

Мишка любит танцевать,                                                                                        Будет прыгать и скакать.

Руки на талии, сделать два прыжка на месте: ПА-ПА.

Повторить задание, сказать: АП-АП.

Мишка косолапый,                                                                                                          Ну-ка, топни лапой.

Топать ногами, стоя на месте (удар-слог): ПА-ПА-ПА-ПА.

Изменение силы голоса.

Тише, тише, не шумите,                                                                                         Мишку вы не разбудите.

Поднести палец к губам, сказать тихо: ПА-ПА-ПА

Ну-ка, мишенька, вставай,                                                                                           Свои глазки открывай.

Сильно вытянуть руки вверх, в стороны, сказать громко: ПА-ПА-ПА

Повторить упражнение, чередуя тихое - громкое произнесение слогов.

Звук М.

Мишка, мишенька, медведь,                                                                                       Давай будем песни петь.

Указательные пальцы лежат на крыльях носа, руки двигаются по кругу М_____А_____, поднимаются вверх.

Руки согнуть на уровне груди. Развести их вверх в стороны, затем плавным движением подвести их к носу: А______М______.

 Повторить упражнения несколько раз.                                            

Звуки П-Б.

В руки палочки возьмём,                                                                                                    В барабан стучать начнём: ПА-ПА-ПА (имитируем движения)                                                                           А теперь ногами                                                                                                    быстрыми шагами: БА-БА-БА.

Звук Р.

РА-РА-РА вот и кончилась игра                                                                                Мишке в лес идти пора.

Встать прямо. Руки вытянуть вперёд на уровне груди. Мелкими, краткими движениями рук и ног имитировать вибрацию во всём теле: р____ ,р______.  

Примерный план-конспект занятия №2.

Здравствуй, мишка косолапый

Ты пришёл играть к ребятам.

Поскорее в круг вставай

Игру с нами начинай.

 Появляется мягкая игрушка медведя.

Дыхательное упражнение.

Любит мишка полежать,

 Учит носик свой дышать.

Выработка диафрагмального дыхания. Закрепление понятий вдох – выдох (вдох – носом, выдох – ртом).

А у мишки есть дружок,

У него колючий бок.

Ёжик по лесу бежит,

Ёжик фыркает, ворчит.

Фонационные упражнения: вдох – толчкообразный вдох Ф – Ф – Ф.

Звук А.

Ёжик, ёжик не сердись

Прыгать лучше научись.

Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать кратко: ПА.

Повторить несколько раз.

Звук О.

Погулять скорей, дружок,

Мы пойдём с тобой в лесок.

А в лесу ветерок,

Веточки качает.

ПО – ПО – Руки на талии, наклоны вправо – влево.

А в лесу ветерок

С деревьями играет.

ПО – ПО – Поднять руки вверх над головой, наклоны вправо – влево.

Ветер листики сорвал

По поляне разбросал.

ПО – ПО – Руки на талии, прыжки вправо – влево.

Звуки А – О. Темп.

У деревьев веток много.

ПА – руки вверх, ПО – руки в стороны.

Повторить несколько раз.

Ветки длинные, предлинные.

Руки на диафрагме, вдох – носом, на выдохе ПА________. (ПО________).

Повторить несколько раз.

Будем веточки считать

Пальчиком показывать.

Указывать указательным пальцем правой руки ПА (ПО). Темп меняется.

Изменение силы голоса.

Тихо, тихо не шумите,

В лесу мишку не будите.   (ПА – ПА – тихо).

Ну-ка, мишенька, вставай,

С нами вместе поиграй.   (ПА – ПА – громко).

Мы пойдём с тобой гулять.   (ПА – ПА – тихо).

Будем топать и кричать.   (ПА – ПА – топая и крича).

Тихо, тихо поиграем   (ПА – ПА – тихо топаем).

И зверюшек попугаем.   (ПА – ПА – громко топаем, крича).

Речевое дыхание.

Мишка, мишка, не скучай,

На гармошке поиграй.

ПА. – резкий удар кулаками на уровне пояса.

ПА_______ . – развести руки на уровне талии.

Звук М.

Мишка, мишенька, медведь,

Давай будем песни петь.

М – М. Указательные пальцы на крыльях носа, руки двигаются по кругу вниз и подымаются через стороны вверх М_________А.

Звуки П – Б.

В руки палочки возьмём,

В барабан стучать начнём (ПА – ПА - ПА – ПА …).

Стучим указательными пальцами друг о дружку.

А теперь ногами

Быстрыми шагами  (БА – БА – БА – БА).

Топаем ногами.

Звук Р.

РА-РА-РА вот и кончилась игра                                                                                Мишке в лес идти пора.

Встать прямо. Руки вытянуть вперёд на уровне груди. Мелкими, краткими движениями рук и ног имитировать вибрацию во всём теле: р____ ,р______.  

Примерный план-конспект занятия №3.

Кто к нам в гости идёт?  Голосистый петушок (Появляется игрушка петушка).

Золотистый петушок громко песенки поёт,

 Детвору играть зовёт.

Дыхательные упражнения.

Пошёл Петя погулять,

Пошёл шарики искать.

Упражнение «Надуй шарик»: Вдох делать носом. На выдохе описать руками большой круг «шарик»  Ф_____. Выдохнуть весь воздух.

Речевое дыхание.

Петя весело поёт,

В гости ветерок зовёт.

Упражнение «Ветерок»: Поставить детей парами поближе друг к другу. Вдох - носом, на выдохе говорить Ф-Ф-Ф. При произнесении звука Ф – воздушная струя шевелит волосы на голове соседа.

Песенка его проста

ПА да ПА.

Руки положить на область диафрагмы. Вдох – носом, на выдохе сказать: ПА_____________ (живот втягивается, обратить на это внимание детей).

Звук А.

Ну-ка, Петя, не скучай,

Крылышками помахай.

 Руки согнуты на уровне груди, резко ударить руками в сторону – ПА

Хочет Петя погулять,

Будем ножки поднимать.

Ходьба по кругу под бубен. (ПА – ПА – тихо; ПА – ПА – громко).

                 

Темп – ускорение.

Петя крылышки сложи

И за нами повтори.

Опустить руки вниз. Ударяем по ногам, меняя темп  (быстро, медленно) ПУ – ПУ – ПУ. Повторить несколько раз меняя темп.

Звуки А  – О - У. Ритм. Темп.

А теперь не зевай

И за нами повторяй.

Выпрыгнуть вверх с одновременным разведением руки вверх в стороны и ног в стороны, сказать: ПА

Вдох, ноги вместе, развести руки в стороны при одновременном произнесении ПО.

Вдох, ноги вместе, вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении ПУ.

Повторить несколько раз.

Изменение силы голоса.

Пошёл Петя погулять

Стал друзей своих искать.

АУ, Саша (имена детей группы)

Последнюю фразу произносим громко, тихо.

Звуки М – П – Б. Слитность.

А детишки заскучали

Своих мамочек позвали.

Наша мама пришла (МА - МА –прохлопать. Повторить 3 раза).

С собой папу привела (ПА - ПА –прохлопать. Повторить 3 раза).

А за ними бабушка (БА - БА –прохлопать. Повторить 3 раза).

А за ними дедушка (ДЕ - ДА –прохлопать. Повторить 3 раза).

Звук Р.

Ра –ра – ра вот и кончилась игра.

Встать прямо. Руки вытянуть вперёд на уровне груди. Мелкими, краткими движениями рук и ног имитировать вибрацию во всём теле: р____ ,р______.  

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).

Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель.  Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподра­жанию.Подготовительная работа...

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Развитие речевого дыхания - путь к правильной речи

В статье описываются этапы работы над формированием речевого дыхания с примерами игр и упражнений....

Презентация выступления "Использование дидактического материала в развитии речевого дыхания"

laquo;Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,потому что болеют, а болеют, потомучто не умеют правильно дышать.Научите их этому – и болезнь отступит»А.Н. Стрельникова...

«Использование дыхательных тренажеров для развития речевого дыхания у детей раннего возраста»

Данный материал, поможет воспитателям детей раннего возраста в игрофой форме развить речевые способности детей....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Развитие фонематического слуха и формирование правильного произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом»

Цел              Цель семинара - практикума: представление опыта работы по развитию фонематического слуха  и закреплению правильного произношения звуков у ...