Круглый стол для воспитателей «Формирование правильной речи у дошкольников» (методика проведения игр и упражнений)
материал по логопедии по теме

Щекотько Надежда Анатольевна

Успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушением речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми под руководством логопеда. Закрепление  у детей полученных знаний  на логопедических занятиях осуществляется в детском саду с воспитателями и в домашних условиях с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

    Проведение воспитателем занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, формированию элементарных математических представлений и другие  непосредственно связано с обогащением активного и пассивного словарного запаса детей, с закреплением  грамматических конструкций, правильным  звукопроизношением.  Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, воспитатель  должен закреплять  на занятиях по изобразительной деятельности, конструировании других занятий; воспитатели  должны контролировать речевые высказывания детей, полученные на логопедических занятиях.

Например, при изучении темы «Мебель» воспитатель осуществляет наблюдение за мебелью в группе, составляет рассказ-описание. На занятиях по формированию математических представлений педагог использует «Геометрическое лото» (соотносит мебель с геометрическими формами), а также сравнивает по величине кресло, диван; пересчитывает предметы (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев и т. д.). Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Учитель-логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На  таких занятиях, как лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность. Соответственно на лепке дети лепят мебель (уточняется цвет, форма, для чего предназначена), выполняется аппликация «Моя комната», конструируется стол и т. д.

  Раскрою  задачи коррекционной работы и методику проведения игр с детьми по возрастам.

Средний и старший возраст – дети с ОНР, поэтому на подгрупповых занятиях идёт развитие всех компонентов речи.

 В первом периоде обучения  (средняя группа) на занятиях  упор делаю на воспитание у детей  усидчивости,   доброжелательности, выработке умения слушать и понимать обращенную к ним речь, учить отвечать полным предложением. На подгрупповых занятиях  - пополнение  и активизация словаря, развитие связной речи, составление рассказов – описаний. Дети учатся слышать звуки, сначала это гласные (а, о, у), выделять их из ряда других звуков (на картинном материале, предметах),  правильно показывать  и называть артикуляцию звука. На подгрупповых занятиях проводятся такие игры:

  • «Назови ласково» (с мячом)
  • «Чего не стало»
  • «Четвёртый лишний» (с помощью картинок)
  • «Один - много»
  • «»Подними кружок» и др.

Очень важно на этом этапе развивать у детей общую моторику, рекомендую воспитателям проводить подвижные игры, игры, сопровождающиеся с речью и движением, физминутки с проговариванием (обязательно). Не малую роль  в развитии  речи детей играет хорошо развитая рука ребёнка. Поэтому  необходимо развивать мелкую моторику с помощью  следующих упражнений:

  • Пальчиковые игры с проговариванием
  • Массаж рук
  • Лепка
  • Рисование ( обводка, раскрашивание, штриховка)
  • Конструирование
  • Мозаики

На индивидуальных занятиях  у детей уточняются и ставятся свистящие звуки (с, з, сь, зь, ц), автоматизируются и дифференцируются в речи.  Детям звук не называем, а в игровой форме преподносим в виде:

- с – «песенка водички», «насос»;

- з – «песенка комара»;

- зь – «маленький комарик».

Тот звук, над которым ведётся работа, дети должны уметь слышать, выделять его на фоне других, подбирать картинки с этим звуком.

Дети учатся выполнять общие артикуляционные  упражнения и  специальные упражнения для свистящих звуков.

   К началу второго периода (старшая группа)  речевые возможности детей значительно возрастают.                                

  В старшем возрасте дети уже умеют слушать, самостоятельно выполнять какие-либо упражнения.  На групповых занятиях продолжается работа над связной речью, составление и распространение простых предложений, построение сложных предложений с однородными членами, составление рассказов по картине, по серии картинок, по плану. Проводятся примерно такие же игры, но с усложнением, например: игра «Четвёртый лишний», можно проводить  без картинок и  усложнить  (тема «Мебель»  ср.гр. – стол, кровать, яблоко, диван;  ст.гр. – стол, шкаф, стул, диван.  С детьми необходимо играть в следующие игры:

  • «Наоборот» (подбирать слова-антонимы)
  • «Что делает» (подбирать слова-действия)
  • «Какой, какая, какие, какое» (подбирать слова-признаки)
  • «Чего много»
  • «Придумай слово на звук…»

На этом этапе работы  особое внимание уделяю работе над звуками: учу находить детей предметы на определённый звук, придумывать слова, находить их на картинках, знакомлю со схемой слова, учу находить  место звука в слове,  для этого использую схемы; дети должны усвоить понятие гласные и согласные звуки, гласные обозначаем красным цветом, согласные – синим.  Ведётся работа над слоговым составом слова, учимся разными способами делит слова на слоги.

На индивидуальных занятиях  у детей уточняются и ставятся шипящие звуки (ш, ж, щ), автоматизируются и дифференцируются в речи.  Детям звук  также не называем, а в игровой форме преподносим в виде:

- ш - «шипит змея, гусь», «шелест листьев»;

- ж – жужжит жук.

 В процессе третьего периода обучения основной акцент в коррекционной работе переносится на развитие связной речи.   Дети совершенствуют навыки  составления рассказов по образцу, по плану, с опорой на картинку и серию картин, учим пересказывать текст.  Особое внимание уделяется работе над звуковым составом слова,  дети должны знать понятия звук и буква,  знать согласные и гласные звуки, чем отличаются,  их артикуляцию.   Учу детей давать характеристику звука (  -б- согл, зв, м.б. тв. и мяг.), работать со схемами самостоятельно, определять на слух место звука в слове, производить звуковой анализ слов.

Индивидуальная работа направлена на коррекцию сонорных звуков ( р, рь, л).

Общие рекомендации для всех возрастных групп:

  • Упражнения на координацию речи с движением;
  • Пальчиковые игры;
  • Добиваться ответа полным предложением;
  • Учить работать над картиной;
  • Проговаривать все звуки чётко (на примере Маши);
  • Включать в зарядку, в физкультурное занятие упражнения – ползания.

 Таким образом, речевой материал, полученный детьми на логопедических занятиях,  должен закрепляться  воспитателем на коррекционно-воспитательных занятиях.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Условия формирования правильной речи у дошкольников.

Описание условий для овладения детьми правильной речью....

Формирование правильной речи у дошкольника

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития  детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли и взамодействовать со сверстниками и взросл...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Роль родителей в формировании правильной речи у дошкольников»

В данной консультации предлагается материал для выступление на педсовете по вопросам просвещения родителей в формировании правильной речи дошкольников....

Доклад для воспитателей на тему «Формирование правильной речи у дошкольников»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...

Консультация для воспитателей "Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников".

Формирование правильного звукопроизношения  у дошкольников ....