круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"
консультация на тему

Рыжкова Елена Васильевна

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью.

 Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста  подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком для ребенка является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё это является образцом для детей.

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Речь воспитателя должна быть  правильной, с ясным и отчетливым произнесением звуков,  выдержанной в определенном темпе, громкости, интонационной выразительности, правильно оформленной грамматически, связной, доступной пониманию.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей культуры  речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Мы обязаны  совершенствовать   свои речевые навыки, ведь именно мы  прививаем их  детям.

Требования к культуре  речи воспитателя

Требования к звуковой стороне речи.

 

Требования к связной речи и ее лексико – грамматическому оформлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду»

.                                                                   «… Дети дошкольного возраста,

                                                                    подражая окружающим,

                                                                   перенимают не только все тонкости

                                                                   правильного произношения,

                                                                   словоупотребления, но также

                                                                   несовершенства речи взрослых.

                                                                   От культуры речи взрослых

                                                                    зависит культура речи детей».

                                                                      А. И.   Максаков

                                                                   Программа воспитания в детском саду

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью.

 Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста  подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком для ребенка является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё это является образцом для детей.

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Речь воспитателя должна быть  правильной, с ясным и отчетливым произнесением звуков,  выдержанной в определенном темпе, громкости, интонационной выразительности, правильно оформленной грамматически, связной, доступной пониманию.

Рассказ прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности,  вызовет у детей больший  интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание. Тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

 Воспитателю Нельзя ограничиваться употреблением  простых предложений. Важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе  каком- то событии , необходимо выделять и давать им только главное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя трудной для восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и  легки в  усвоении. К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

В разговоре с детьми следует употреблять только слова литературного языка, не допуская грубых слов, просторечий .

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться их исправить. Чтобы знать о несовершенствах в своей речи, воспитателю нужно прислушиваться к замечаниям своих товарищей и адекватно относиться к ним. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, затем, чтобы во время их разбора можно было обратить внимание на речь воспитателя, вести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Обнаруженные несовершенства своей речи воспитатель должен отмечать в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

 Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей культуры  речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Мы обязаны  совершенствовать   свои речевые навыки, ведь именно мы  прививаем их  детям.

Требования к культуре  речи воспитателя

Требования к звуковой стороне речи.

   Недопустимо, чтобы  речь воспитателя страдала от  небрежного произношения, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

 

Поэтому необходимо тренировать четкость речи , ее дикцию.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения,  направленные на развитие мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом). Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно темп ускоряется, при этом нужно следить, чтобы четкость произнесения не снижалась.

   Педагог обязан  придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, (шоканье, аканье и.тп) правильно ставить ударения в словах. Недопустима монотонная речь, которая утомляет детей. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, насыщенной, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Голос – это профессиональный инструмент воспитателя и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

    Требования к связной речи и ее лексико – грамматическому оформлению.

Педагог должен уметь связно, интересно, в доступной форме доносить информацию до детей. Нельзя использовать в речи непонятные для детей слова. Недопустимо несогласованное , неправильное  употребление слов:

 например, говорить «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); ( ложу книгу  вместо кладу книгу, бегим  вместо бежим, бежи, вместо-беги, ехаей   вместо поезжай) ;

В общении с детьми следует широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей, нельзя ограничиваться употреблением, только простых предложений.. В разговоре с детьми нужно употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов — лексики, грамматики, фонетики.. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Таким образом мы повышаем свой культурный уровень.

 

Нелязя допускать:

Чрезмерное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 (Танечка, вымой ручки; Катенъка, убери чашечку со столика и т. п.),

Использование в речи слов- «паразитов»

(ну, вот, так сказать, че,(шо) это самое, значит),

 неуместное использование звукоподражательных слов  (где  ав-ав?, пойдем ням- ням.., ).

Произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов.

А каким считается правильное произношение?  

Оказывается, в русском языке существует много  слов, которые произносятся иначе, чем пишутся. По правилам современного русского языка в таких словах, которые пишутся:  скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произно¬сить как «шн» {скушно, яишница, конешно, на-рошно), а слова чего, никого, до того —  как  чиво, никаво, до таво.

сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» — бешшумный (вместо бесшумный) ;

сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» — щастье (вме¬сто счастье), расскащик (вместо рассказчик) ;

в глаголах окончания «-тся», «-ться» произносятся как «-цца» — одеваецца

(вместо одеваться), дерецца  (вместо дерется).

Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного.

Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение.

Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство.

Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:

-фразовые   и   логические   ударения;

-паузы;

-движение голоса по высоте, силе, тембру;

-темп речи.

-Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, ---усиливают понимание того, о чем говорится.

Мимика

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по мимике   старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает    его    эмоциональный   оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Образность речи

Чтобы речь педагога была образной ,необходимо использовать

Фразеологизмы — лексически устойчивые и емкие  по своему значению словосочетания, готовая речевая единица. Если мы говорим «работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д.

А какие фразеологизмы знакомы вам?

«огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой»

 Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы.  Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами.(сравнения) Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность .У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое».

 

Тренинг для педагогов

-назовите ,какие вы употребляете в речи фразеологизмы?

 («работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д.)

-проговаривание скороговорок - тренировка дикции.

-Ударение в русском языке. Как говорить правильно?

Упражнения для выработки правильного речевого дыхания

 Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa

аaaaaooooooo

аaaaaуууууу

Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень точит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Упражнение  "Стон"

 Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.

Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

[ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]

[ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...

 Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.

А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:

[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

Упражнение "Гудок"

Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".

А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...

А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...

Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...

Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...

И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...

 Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).

А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.

 Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах". [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]

[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]

 Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

Упражнения для выработки четкости речи(дикции)

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт).

Произнесите гласные звуки с голосом:

 аaaaaaaaaaaaa

 яяяяяяяяяяяяяя

 ооооооооооооо

 ёёёёёёёёёёёёё

 иииииииииииии

Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

 аааааэээээ

 аааааеееее

 аааааиииии

 иииииааааа

 ооооояяяяя

 аааааииииииооооо

 иииииээээээааааа

 аааааиииииэээээоооооо и т.д.

 Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

 Мал, да удал.

 Два сапога - пара.

 Нашла коса на камень.

 Знай край, да не падай.

 Каков рыбак, такова и рыбка.

 Под лежачий камень вода не течет.

 У ужа ужата, у ежа ежата.

Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора...

А. Пушкин

 В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

 При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

Вытяните губы вперед в форме трубочки.

Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).

ииииии (губы растянуты в улыбке);

оооооо (губы овалом);

уууууу (губы трубочкой).

Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и  четко артикулируя каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась. Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Прочтите скороговорки

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа. Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп.

Как   при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.

Добыл боболь бобов.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

В один, Клим, клин колоти.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Стоит копна с подприкопеночком.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.

Хвалю Халву.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

У нас гость унес трость.

Дробью по перепелам, да по тетеревам.

Клара — краля кралась к Ларе.

На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.

Талер тарелка стоит.

Идти на рать, так бердыш брать.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Город Нерль на Нерли реке.

А мне не до домогания.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.

ПАМЯТКА

ставим ударение правильно!

ходАтайство,  ходАтайствовать о награждении (о премировАнии), экспЕрт (сертифицированный), экспЕртная( сеть), фенОмен бытия и бытиЕ фенОменов,  по счету уплАчено, уплатИть за квартиру, страхОвщик, ассоциация (клуб, союз) страхОвщиков, в (по) сЕти Интернет, в (по) торговой сЕти, оптОвый зАкуп, обеспЕчение безопасности, мАркетинг, квартАл, каталОг, исковОй документ, инстрУкторы, инженЕры, еретИк, договОр, директорА компаний, джентльмЕн, анАлог,афЕра, гренкИ (гренОк - поджаренный ломтик хлеба), жЁлчь, заЁм (но договОр зАйма), кЕта (рыба), предвосхИтить, свЁкла, творОг, щавЕль,гружЁный, заворожЁнный, новорождЁнный, повторЁнный, упрощЁнный, - баловАть (нежить) , звонИть,кинзА, и  кИнза, по средАм (дням недели), по срЕдам( обитания), жвАчка, зАговор, партЕр [тэ] (в театре, в парке). срЕдства (денежные), принУдить действовать,  премировАние сотрудников, премирОванный сотрудник, депремирОванный сотрудник, кулинАрия (искусство приготовления пищи) // кулинарИя (магазин)

1.

принЯть: кого-либо допустить к себе - я (ты, он) прИнял делегацию, она принялА гостей, Законодательное Собрание (оно) прИняло посла, мы (вы, они) прИняли посетителей; что-либо - прИнят закон, принятА поправка, прИнято решение;

2.

- Ты звонИшь, позвонИшь, созвонИшься

 - Он (она, оно) звонИт, позвонИт, созвонИтся

 - Мы звонИм, позвонИм, созвонИмся

 - Вы звонИте, позвонИте, созвонИтесь

 - Они звонЯт, позвонЯт, созвонЯтся

3

Следует различать слова, одинаковые (или похожие) по написанию, но имеющие различные значения.

Например:

 - Августовский (прилагательное) // августОвский (имя собственное)

 - забронИровать (зарезервировать) // забронировАть (покрыть бронёй)

 - кулинАрия (искусство приготовления пищи) // кулинарИя (магазин)

 - мастерскОй (принадлежащий мастеру) // мАстерский (искусный)

 - по средАм (дням недели) // по срЕдам (обитания)

4

В отдельных случаях определение варианта окончания и, соответственно, постановки ударения в существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа зависит от значения слова.

Например:

- кондукторА (работники транспорта) // кондУкторы (детали машины)

 - лагерЯ (места базирования) // лАгери (общественно-политические)

 - образА (иконы) // Образы (художественные)

 - пропускА (документы) // прОпуски (недосмотры, неявки)

 - учителЯ (преподаватели) // учИтели (идейные руководители)

5

Сейчас очень часто, особенно в Москве, употребляют слово "ехай" (от глагола "ехать"). Как правильно сказать: "ехай", "езжай" или "едь"?

Правильной формой повелительного наклонения глагола "ехать" является "поезжай(те)". Все остальные варианты следует рассматривать как просторечные.

6

Как правильно говорить и писать: согласно чертежа или согласно чертежу?

Предлог "согласно" требует дательного падежа, поэтому следует говорить и писать согласно чертежу.

7

Как правильно пишется: жевачка или жвачка?

Как правильно говорить матраС или матраЦ?

Согласно орфографической норме писать следует "жвачка".

Слова "матрас" и "матрац" являются произносительными и орфографическими вариантами, в равной мере допустимыми в речи.

8

Где ставить ударение в слове "кинза"?

В слове "кинза" допустима постановка ударения на каждый из двух слогов кИнза и кинзА причем в последнее время все чаще употребляется второй вариант.

9

Часто в проблемных, с точки зрения постановки словесного ударения, словах ударение падает на гласный звук слога, который является ударным в искомом слове.

Например, прилагательное «Августовский» - производное от слова «Август», в данном случае ударение остаётся неподвижным.

Аналогично: вЕрование, знАмение (предзнаменование), обеспЕчение, одноврЕменный, подрОстковый и т. д.

10

В сложных словах, заканчивающихся на [вод], словесное ударение падает на последний слог.

Например: водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд/

Круглый стол

на тему:

«Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей»

«Требования к культуре  речи воспитателя»

                                                         

 

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299125.wmf

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   Подготовили:

                                                                                             Учителя-логопеды

                                                                                             МБДОУ ДС КВ №2

                                                                                           О.В.Дудкина

                                                                                           Е.В. Рыжкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...

Презентация к круглому столу «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Презентация к круглому столу «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Круглый стол для родителей группы компенсирующей направленности «Роль семьи в развитии речи ребенка»

     Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит ег...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей в детском саду

Какие требования предъявляются к речи воспитателя?...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей

Для   воспитателя   детского   сада   владение  образцовой   речью   —   этопоказатель   его   профессиональной   подготовленности. ...