Речь воспитателя - основной источник развития речи детей
консультация

 
Для   воспитателя   детского   сада   владение  образцовой   речью   —   это
показатель   его   профессиональной   подготовленности.   
Поэтому   забота   о
совершенствовании   своей   речи   —   нравственный   и   общественный   долг
каждого  педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей281.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК 

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

         Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого  педагога.

Важно, чтобы в каждой возрастной группе дошкольного учреждения была организована речевая среда для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

https://lisa.ru/wp-content/uploads/2017/05/shutterstock_589698449.jpgОдной из самых важных составляющих речевой среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е оказывает огромное влияние на все стороны речи.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения  имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.  Речь педагога отражение внутреннего мира особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

          В исследованиях лингвистов и педагогов представлены следующие качества речи педагога дошкольного учреждения, характеризующие ее культуру:

1. Правильность, т.е. соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи, и речи педагога особенно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартно построенной фразы.

2.  Точность, т.е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точная речь это речь, в которой  адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3. Логичность, т.е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смысл образующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение,  имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4. Чистота, иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а так же диалектных,  жаргоннных и сленговых выражений.

5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6.  Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

https://212d.ru/user_file/news/2018051413153185346302.jpg7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Так, выразительная, богатая, правильная  речь потеряет все перечисленные достоинства, если будет неуместной.

 Мы не должны забывать, что поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано  при обучении детей речи.

Речь воспитателя должна быть безупречной, содержащей разнообразные синтаксические конструкции, быть правильной, с ясным, четким произношением всех звуков, выдержана в определенном темпе, громкости, интонации, правильно звучать грамматически.

Педагогу необходима богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной, важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед коллегами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п.

Образцом для окружающих должна быть вся манера его поведения в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам). В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.

Каждый воспитатель, должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

         Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег, так же полезно записывать проводимые педагогом занятия, с тем, чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления.

Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель должен устранять в ходе организованной им  работы над ошибками (обращаться к словарям,  сборникам и пособиям, содержащим пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики).

Воспитатель всегда должен помнить, что именно его речь  является основным источником речевого развития детей, и чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/27/s_5c4e10bc550f7/1066898_1.jpeg

Список литературы:

  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.  

2. Колосова И.В. Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации // Дошкольное воспитание - 2010-№6.-С67-69.

  1. Комарова Т. Воспитатель детского сада…Каким он должен быть?// Дошкольное воспитание. – 1990.- №3. – С.5-7.
  2. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. – С. 63 – 65.
  3. Чиркова Т. Общение – одна из форм педагогического воздействия// Дошкольное воспитание. – 1988. - №12. – С.48-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация для воспитателей «Основные положения методики развития речи детей»

Методологическая основа МРР - это положения материалистической философии о языке, как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о ...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...