Консультация для воспитателей «Основные положения методики развития речи детей»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Aлчинова Cветлана Васильевна

Методологическая основа МРР - это положения материалистической философии о языке, как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.  Методика развития речи - это педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей с общим недоразвитием речи.

Важнейший принцип методики – овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.   Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования – педагогический процесс детского сада.

Являясь частной дидактикой, методика использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2osnovnye_polozheniya_metodiki_raz.rechi_.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 "Золотая рыбка" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                       

            Консультация  для воспитателей

         «Основные положения методики      

                       развития речи детей»

                                                                                     

                                                                                                   

                                                     

                                                                 

                                                                      Подготовила и провела:

                                                                      Алчинова  Светлана Васильевна

                                                                      1 квалификационная категория

                                                                      воспитатель        

                                                                     Согласованно: старший воспитатель                                                                                                              

                                                        ____________ А.Н. Журавлева

                                                                     Дата проведения:

                                                                     «    »       04    2020г.

       

                                                                                                     

                                               

                                       

                                        г. Октябрьский ,2020

Методологическая основа МРР - это положения материалистической философии о языке, как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.  Методика развития речи - это педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей с общим недоразвитием речи.

Важнейший принцип методики – овладение языковыми формами, развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.   Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования – педагогический процесс детского сада.

Являясь частной дидактикой, методика использует основные понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др.), а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.  

 Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка  совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речи не тормозился. Надо способствовать  приобретению ребенком содержания  для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для овладения, по возможности, совершенными формами структуры речи; надо установить и постепенно расширять социальные связи детей. Попутно развивающаяся речь будет облегаться мыслью, и мысль будет питать язык. В этих направлениях должна развертываться вся методика, по развитию речи начиная со дня рождения ребенка.    Правильное, беспрепятственное  развитие моторного аппарата  имеет громадное влияние на развитие языка ребенка. Об этом надо помнить, руководя развитием на всех этапах детства. Задержка  в развитии речи, дефекты языка взрослого могут зависеть от недостатков его моторного развития в детстве.

Следует всемерно содействовать тому, чтобы этот ответственный период в жизни ребенка, период овладения всей своей моторной сферой, и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно, а также создавать условия, благоприятствующие играм младенца, самим  в них принимать участие. Главнейшим из этих условий является положительное эмоциональное состояние  детей. Удовлетворение бытием, радость должны быть неизменными спутниками жизни детей их нервно – психическому развитию и развитию речи, прежде всего.

Сенсорное  и речевое  развитие ребенка совершаются в теснейшем  единении. Развитие ощущений  и восприятий находится  в непосредственной связи  с развитием мышления и речи. Накопление представлений, знаний  происходит через  восприятие, а потому забота о развитие речи должна  сопровождаться   заботой о развитии органов  чувств и восприятия. Первые восприятия ребенка  поступают из окружающего мира. На нас, педагогах, лежит  обязанность помочь детям  ориентироваться  в окружающей их действительности, руководить развитием их наблюдательности  при ознакомлении с окружающим,  как в стенах помещения, так и вне этих стен.

Слово ценно своим содержанием, но, с другой стороны, доходчивость  его содержания до слушателя, степень влияния на него зависят от формы. Работа над формой речи, ее структурой  составляет  третий раздел  в ряду мероприятий по развитию речи детей.

Плодотворно работать  над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью  и неустанно заботящийся о ее усовершенствовании. Его речи  должны быть  присущи абсолютная  грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. Исходя  из знаний интересов детей, особенностей детской психики и возрастных проявлений их развития, воспитатель  должен владеть основными приемами по развитию речи, мастерством их применения.

 Культура его собственной речи должна  влиять на культуру речи окружающих. Он должен стремиться поднимать речь детей и всех, с кем он имеет общение, до уровня своей речи.   К сожалению, многие ошибки и неправильности речи, представленные в общераспространенном языке, часто заимствуются людьми, уровень образования и культура  которых должны были бы исключать возможность такого явления. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Поэтому работа воспитателя по развитию речи детей должна идти рука об руку с работой с родителями, со взрослыми.

Основной деятельностью детей является игра. Самостоятельность  в области  языка детей ни в чем  не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру в труде.  К организации игры и изобразительной деятельности детей главным образом сводятся методические мероприятия по развитию языка детей дошкольного возраста. Забота эта должна предусматривать интересы организации обоих основных разделов - игр  самостоятельных и игр дидактических, организованных. Подбор  игрушек и пособий, приемы руководства  игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателем  и в связи  с их влиянием  на развитие речи детей.      Речь  развивается  и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения  и осложнения  его социальных связей. Это влияет на осложнение,  как содержания, так и структуры речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной  ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, и это, конечно, влияет на рост и проявлении его в речи. Мы должны организовать его общение, как с детьми, так и со взрослыми прежде всего в интересах развития его языка.   В этом смысле мы должны тщательно продумать возрастные группировки детей. Постоянное пребывание  детей лишь в обществе своих сверстников тормозит их развитие вообще и развитие речи в частности. Это особенно ярко  проявляется  в воспитательных учреждениях  для  детей преддошкольного возраста, в которых  дети на протяжении  первых трех лет своей   жизни  разбиваются на пять  друг от друга изолированных возрастных групп. Это одна из причин их отсталости в развитии речи по сравнению с детьми семьи. Детям не от кого получать новые, осложняющиеся  формы речи, которые  вызывали бы их на подражание.

   Если  воспитание и условия  жизни ребенка  в течение первых лет  благоприятствуют его развитию в целом, то легкость и быстрота, с которой он владеет формами речи и заполняет эти формы постепенно осложняющимся содержанием, изумительны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Основные этапы развития умственных способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...

Речь воспитателя - основной источник речевого разви-тия детей в детском саду.

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду....