Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Практический материал для работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostranenie_opyta_raboty_sredi_pedagogov_dou.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы

для формирования лексико – грамматических средств речи

Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:

  • достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слов);
  • устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыками словообразования и словоизменения – сторон грамматического строя речи.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысловой оттенок (звезда – звездочка).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам без изменения основного значения слова (стол – столы).

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями, проблема формирования лексико – грамматических средств речи занимает важное место в работе с детьми с отставанием в развитии речи, а вопрос о методике их развития становится одним из самых актуальных.

Как отмечают исследователи, у детей с отставанием в развитии речи в той или иной степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне. Это ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, осознанию структуры слова, предложения, закономерностей их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.

У детей  с речевыми нарушениями формирование грамматического строя речи происходит с большими  трудностями. Грамматические формы словоизменения  словообразования появляются у детей с речевыми нарушениями в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Н своеобразие овладения грамматическими категориями заключается в медленном темпе усвоения.

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Это связано с тем, что лексическая основа слова в воспринимаемых словах выступает для ребенка как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предмета или действия. А приставки, суффиксы и окончания представляют собой слабый словесный раздражитель и не воспринимаются детьми.

Система речевых игр, направленных на развитие способностей  словообразования и словоизменения, поможет детям овладеть грамматическими нормами родного языка, обогатит словарный запас.

Игра «Один – много»          Карточка № 1

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

 Сова – совы                    сокол – соколы                    сом – сомы

Сад – сады                         садик -                                     салат – салаты

Сыр -                                  салфетка -                               самовар –

Самолет -                           сапог -                                     сарай –

Коса -                                 лиса -                                       оса –

Полоса -                             нос -                                         колесо –

Лес -                                   носок -                                     песок –

Поясок -                            барсук -                                    рисунок –

Сувенир -                        сугроб -                                судья –

Сундук -                         сухарь -                                 стая –

Стадо -                            станция -                               стакан –

Старик -                          место -                                   станок –

Статуя -                           стол -                                    стул –

Ступенька -                     студент -                               простыня –

Скатерть -                       скалка -                                 скала –

Скамейка -                      скакун -                                 миска –

Краска -                          склад -                                   свая –

Игра «Один – много»      Карточка № 2

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Компас -                       ласточка -                                    маска -                      

Выставка -                    абрикос -                                     вопрос -  

Киоск -                          мост -                                          остров –

Полоска -                      хвост -                                         вкус -      

Куст -                            мускул -                                      автобус –

Глобус -                        кусок -                                         парус –

Пустяк -                        троллейбус -                               фокус –

Коляска -                      пляска -                                       ястреб –

Весло -                          пес -                                             интерес –

Кресло -                       место -                                          артист –

Искра -                         теннисист -                                   история –

Гусенок -                      лисенок -                                      месяц -  

Поросенок -                 сигнал -                                        синица –

Сирень -                       сироп -                                         василек –

Гусь -                            косилка -                                     лисичка –

Игра «Один – много»    Карточка № 3

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

      Осинка -                персик -                         село –

Сетка -                   сезон -                           секунда –

Лось -                    рысь -                            письмо –

Сверток -               свитер -                         свеча -    

Число

Слово -                   слон -                            случай –

Снаряд -                 спор -                            спутник –

Астра -                   ананас -                          каска –

      Снег -                     снежок -                         снегирь -  

Спица -                   спинка -                         степь –

Стена -                   стих -                              стекло –

     Зал -                        заяц -                              завтрак –

Запах -                   фазан                              коза –

Гроза -                   мозаика -                        язык -      

Пузырь -                береза -                          ваза –

Роза -                     база -                              заря –

Завод -                   забор -                            закат –

Игра «Один – много»    Карточка № 4

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Загадка -                забота -                         забава –

Затея -                    мимоза -                        медуза –

Заноза -                  гроза -                           арбуз –

Мороз -                  пузырек -                      козырек –

Узор -                     газон -                          зонт –

Зорька -                 зубр -                            лозунг –

Азбука -                 гнездо -                         размер –

Разрыв -                 изба -                            избушка –

Поезд -                   дрозд -                          борозда –

Звон -                     звук -                             звонок –

Позвонок -             знак -                             зяблик –

Зерно -                   озеро -                           зернышко –

Зима -                     резина -                         магазин –

Корзина -              зеркало -                        газета –

Музей -                  зебра -                           звезда -    

Зверек -                 звено -                            змея –

     

      Игра «Один – много»    Карточка № 5

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Кузнец -                 зоопарк -                       замок –

Кузовок -               грызун -                        гвоздь –

     Цапля –                  лицо – лица                   яйцо – яйца

Овца -                    кольцо -                        цыган –

Боец -                     отец -                            гонец –

Шприц -                 конец -                          певец –

Глупец -                 дворец -                        удалец –

Огурец -                 пловец -                       беглец –

Кузнец -                 леденец -                      молодец –

     Танец -                    ранец -                         братец –

Заяц -                      палец -                         перец –

Колодец -               мизинец -                     продавец –

Цирк -                     цифра -                        оценка –

Улица -                   мельница -                   теплица –

Певица -                  курица -                      пятница –

     Пуговица -               царапина -                    луковица –

     Цыпленок -              акация -                         концерт –

      Игра «Один – много»    Карточка № 6

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

      Рукавица -                офицер -                    

Шаг –                        шарф -                            мышонок –

Шар -                        шайба -                           шахта –

Шапка -                     ушанка -                         лошадь –

Шина -                      камыш -                          малыш –

Ушиб -                      ошибка -                         кувшин -  

Ухо – уши                мышь -                            калоша –

Ландыш -                  горошина -                     шея –

Мишень -                  ошейник -                       шорох –

Мешок -                    пушок -                           вершок –

Горшок -                   петушок -                       ремешок –

Мышонок -               шуруп -                           швея –

Шкаф -                      шкатулка -                      школа –

Школьник -               шкурка -                         шлем –

Шлюпка -                  шляпа -                           шмель –

Шнурок -                  шпала -                           шпион –

 Игра «Один – много»    Карточка № 7

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

      Штора -                     штука -                           штурвал –

Башня -                     чашка -                            рубашка –

Ромашка -                 букашка -                        карандаш –

Вышка -                    мышка -                           пышка –

Крышка -                  малышка -                       камыш –

Малыш -                   пешка -                            пятнышко -

Вишня -                     мишка -                           парнишка –

Мошка -                    окошко -                          лукошко –

Ладошка -                 ушко -                              пушка –

Лягушка -                  подушка -                        катушка –

Кукушка -                 квакушка -                       ракушка –

Башмак -                   финиш -                           бабушка –

Дедушка -                 донышко -                        бревнышко -

Жаба –                      жалоба –                          пожар –

Пожарник -               ежик -                               пружина –

Лужок -                     дружок -                          флажок –

Пирожок -                 бережок -                         желудь –

      Игра «Один – много»    Карточка № 8

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Жук -                               лужа -                              рыжик –

Чижик -                           живот -                             животное –

Жираф -                          прохожий -                      журнал –

Журавль -                       пирожное -                      дождь –

Художник -                     лыжник -                         надежда –

     Площадь - площади        роща -                             щит –

Плащ -                             лещ -                               вещь –

Ящик -                             гонщик -                         стекольщик –

Щель -                              щепка -                           пещера –

Щегол -                            ящерица -                       щека –

Щечка -                            щетка -                           защелка –

Трещетка -                       щенок -                           товарищ –

Хищник -                          

Чашка -                            чайник -                          чайка –

Качалка -                         туча -                              дача –

Куча -                              удача -                            добыча –

     

      Игра «Один – много»    Карточка № 9

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

       Врач -                               грач -                       калач –

 Ключ -                              летчик -                    кончик –

 Огурчик -                         ручей -                     черепаха -              

Чердак -                             вечер -                     черточка –

 Пчелка -                            бачок -                     бычок –

Волчок -                            галчонок -                зайчонок –

Крючок -                            крольчонок -           кабачок –

Плечо -                               чудо – чудеса          чурка –

Печь -                                 чудак -                     чулан –

Жемчуг – жемчуга            личинка -                 богач –

Задача –                             мяч -                         кирпич -        

Меч -                                  ночь -                       луч –

Почка -                              дочка -                      бочка –

Удочка -                            тучка -                      внучка –

Ручка -                              колючка -                  каблучок –

Паучок -                            червячок -                число –

Свеча -                              сумочка -                  семечко –

 

      Игра «Один – много»     Карточка № 11

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Сверчок -                        почтальон -            ткач –

Печать -                          пятачок -                 мечта –

отличник -                      учитель -            

Лавка –                          лайка -                   ласточка –

Ландыш -                       пила -                     скала

Булавка -                        палатка -                лыжник –

Стол -                             улыбка -                 малыш –

Пчела -                          лоб – лбы               лодка –

Ложка -                          лошадь -                колодец –

Колонка -                      лужа -                     луковица –

Лунка -                          лужайка -                лукошко

Голубь -                        блок -                      блузка –

Глобус -                        глупость -               клад –

Кладовка -                    класс -                     пласт –

Пловец -                        плот -                      плутовка –

Слог -                            флаг -                     флажок –

 

Игра «Один – много»     Карточка № 12

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Стекло -                         вокзал -                  галка –

Залп -                             палка -                   фиалка –

Вилка -                          волк -                      гол –

Молния -                       пол -                       стол –

Холм -                           футбол -                 котел –

Пчелка -                        поселок -                новосел –

Осел -                            белка -                    стул –

Лямка -                          коляска -                полянка –

Неделя -                        пляска -                   хлястик –

Листик -                         лифт -                      улитка –

Лимон -                         лицо -                      улица –

Блин -                            лебедь -                   лейка –

Лента -                           лес -                        билет –

Колено -                        телега -                    ледокол –

Лежанка -                      валенок -                 колесо –

Лед – льды                    уголек -                   мотылек –

Цыпленок -                    клюв -                      ключ –

Игра «Один – много»     Карточка № 13

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

      Медаль -                      педаль -                   шаль –

Пальма -                       крыло -                   будильник –

Шпилька -                    тюльпан -                метель –

Постель -                     сельдь -                    дельфин –

     Драка – драки              драчун -                  ведро – ведра

Выдра –                       кедр -                       дрозд –

Друг -                          трава -                      трап –

Трасса -                       трамвай -                 траншея –

Тропинка -                  троллейбус -            страна –

Страница -                  странник -                тропка –

     Трость -                       стройка                    патрон –

Трубка -                      труд -                       ватрушка –

Петрушка -                 стружка -                 струна –

      Радость -                    радуга -                    рак –

      Раковина -                  рама –                      буран -

Рана -                         баранка -                  гараж –

Дыра -                        нора -                       работник –

     

      Игра «Один – много»   Карточка № 14

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

      Рабочий -                   ракетчик -              рассказ –

Барабан -                   карандаш -            муравей –

Парашют -                  пирамида -            ураган –

Фара -                        рыжик -                 рынок –

Рысь -                         дар -                      двор -        

Комар -                      топор -                  боксер –

Гора -                        помидор -              товар –

Рубанок -                   ружье -                   рукав –

Рукавица -                 рог -                       ворона –

Коробка -                  корова -                 сорока-

Урок -                        кобра -                   брошка –

Ковер -                      грамота -                грач –

 Грызун -                   гроздь -                  гроза –

Краб -                        кран -                     краска –

Круг -                        кружка -                 крот –

Крыша -                    крышка -                пруд –

Пружина -                 прыжок -                провод –

     

      Игра «Один – много»   Карточка № 15

Цель: Научить детей образовывать множественное число существительных. Обогащать словарный запас.

Фрукт -                      карп -                     карта -        

Марка -                      парк -                     парта –

Аромат -                    артист -                  карман –

Повар -                      самовар -               доярка –

Ерш -                         костер -                  монтер –

Пятерка -                   куртка -                  буран –

Верба -                      жердь -                   ферма –

Игра -                        крокодил -              орел –

Рыболов -                  рябчик -                  моряк –

Наряд -                      порядок -                грядка –

Пряник -                    пескарь -                 словарь –

Снегирь -                   царь -                      зверь –

Коридор -                  зритель -                 крик –

Ребус -                       речь -                       деревня –

Дерево -                    тарелка -                  царевна –

Бревно -                    рюкзак -                   крючок –

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.   Карточка № 1

Один самолет – много самолетов      одно колесо – много колес

Одна лиса – много лис                       один носок – много носков

Одна оса – много ос                           один барсук – много барсуков

Один рисунок – много рисунков       один сувенир – много сувениров

Один сугроб – много сугробов         один сундук – много сундуков

Один сухарь – много сухарей           одна станция – много станций

Один стакан – много стаканов           одно место – много мест

Один стол – много столов                  один стул – много стульев

Одна ступенька – много ступенек      одна скатерть – много скатертей

Одна скала – много скал                    одна скамейка – много скамеек

Одна краска – много красок              одно слово – много слов

Один спутник – много спутников      один ананас – много ананасов

Один компас – много компасов         одна ласточка – много ласточек

Одна маска – много масок                 один абрикос – много абрикосов

Один вопрос – много вопросов         один мускул – много мускулов

Один автобус – много автобусов       одна коляска – много колясок

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.   Карточка № 2

Один интерес – много интересов       одно кресло – много кресел

Одно место – много мест                    один артист – много артистов

Одна история – много историй          один гусенок – много гусят

Один лисенок – много лисят              один месяц – много месяцев

Одна синица – много синиц               один василек много васильков

Один гусь – много гусей                    одна осинка – много осинок

Один персик – много персиков          одно село – много сел

Один лось – много лосей                    одна рысь – много рысей

Одно письмо – много писем               одна свеча – много свечей

Одна слива – много слив                    один снегирь – много снегирей

Один заяц – много зайцев                  один пузырь – много пузырей

Одна береза – много берез                 одна ваза – много ваз

Одна роза – много роз                       один завод – много заводов

Одна загадка – много загадок            одна заноза – много заноз

Один узор – много узоров                 один поезд – много поездов

Одно зерно – много зерен                  одна зима – много зим

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 3

Одна корзина – много корзин            один музей – много музеев

Одна овца – много овец                      один огурец – много огурцов

Один танец – много танцев                 одна улица – много улиц

Один цыпленок – много цыплят         одна рукавица – много рукавиц

Одно гнездо – много гнезд                 один дрозд – много дроздов

Один звук – много звуков                   один знак – много знаков

Одно зеркало – много зеркал             один грызун – много грызунов

Одна медуза – много медуз                один арбуз – много арбузов

Один зонт – много зонтов                   одна избушка – много избушек

Один звонок – много звонков             одно зернышко – много зернышек

Одна газета – много газет                   одна звезда – много звезд

Одна змея – много змей                       один замок – много замков

Один гвоздь – много гвоздей            

Один дворец – много дворцов           один пловец – много пловцов

Один палец – много пальцев              одна курица – много куриц

Один офицер – много офицеров        одна луковица – много луковиц

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 4

Один шаг – много шагов                    один шар – много шаров

Одна шапка – много шапок                одна шина – много шин

Один ушиб – много ушибов               одно ухо – много ушей

Один мешок – много мешков              один мышонок – много мышат

Один малыш – много малышей          один шнурок – много шнурков

Одна башня – много башен                одна ромашка – много ромашек

Одна крышка – много крышек           одна мошка – много мошек

Одна лягушка – много лягушек          один жук – много жуков

Одна ошибка – много ошибок               один художник – много художников

Одна мышь – много мышей                 одна шляпа – много шляп

Одна чашка – много чашек                  одна букашка – много букашек

Один мишка – много мишек                 окошко – много окошек

Одна подушка – много подушек          одна жалоба – много жалоб

Один ежик – много ежиков                   одна лужа – много луж

Одно пирожное – много пирожных     один лыжник – много лыжников

Один мышонок – много мышат            одна лошадь – много лошадей

Одна школа – много школ                    один шпион – много шпионов

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 5

Одна рубашка – много рубашек             один карандаш – много карандашей

Одна пушка – много пушек                  одна ракушка – много ракушек

Один флажок – много флажков            один желудь – много желудей

Одно животное – много животных       один журнал – много журналов

Один ящик много ящиков                     один хищник – много хищников

Один врач – много врачей                    один ключ – много ключей

Одна пчела – много пчел                      одна задача – много задач

Один меч – много мечей                       одна удочка – много удочек

Одна свеча – много свеч                       один сверчок – много сверчков

Один гонщик – много гонщиков          одна щепка – много щепок

Одна ящерица – много ящериц            одна щетка – много щеток

Один щенок – много щенков                один товарищ – много товарищей

Один чайник – много чайников            одна туча – много туч

Один грач – много грачей                    один летчик – много летчиков

Один ручей – много ручьев                  один мяч – много мячей

Одна ночь – много ночей                      одна дочка – много дочек

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 6

Одна тучка – много тучек                    один пятачок – много пятачков

Один учитель – много учителей          один калач – много калачей

Одна черепаха – много черепах          один кабачок – много кабачков

Один зайчонок – много зайчат            один богач – много богачей

Один кирпич – много кирпичей           один луч – много лучей

Одна внучка – много внучек                одно число – много чисел

Одна лавка – много лавок                    один ландыш – много ландышей

Одна булавка – много булавок            один стол – много столов

Одна ложка – много ложек                  один голубь – много голубей

Одна вилка – много вилок                   одна молния – много молний

Одна неделя – много недель                один листик – много листиков

Один лимон – много лимонов             один блин – много блинов

Один цыпленок – много цыплят          одна улыбка – много улыбок

Один лоб – много лбов                        одна лужа – много луж

Один класс – много классов                 один плот – много плотов

Один флаг – много флагов                   одна палка – много палок

Один волк – много волков                   одна белка – много белок

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 7

Один лебедь – много лебедей               один уголек – много угольков

Одно крыло – много крыльев              одна ласточка – много ласточек

Одна скала – много скал                       одна лодка – много лодок

Один флажок – много флажков            один гол – много голов

Один стол – много столов                     один стул – много стульев

Одна полянка – много полянок            одна улитка – много улиток

Одна лейка – много леек                       один билет – много билетов

Одно колено много коленей                 один мотылек – много мотыльков

Один дельфин – много дельфинов        

Один друг – много друзей                    одна тропинка – много тропинок

Одна страница – много страниц           одна радость – много радостей

одна рана – много ран                          одна рана – много ран

одна дыра – много дыр                         один рабочий – много рабочих

один барабан – много барабанов             один парашют – много парашютов

одна фара – много фар                          один комар – много комаров

одна гора – много гор                           одна рукавица – много рукавиц

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 8

одна коробка – много коробок             один ковер – много ковров

один грызун – много грызунов            один краб – много крабов

один круг – много кругов                     одна крышка – много крышек

одна пружина – много пружин             один фрукт – много фруктов

одна марка – много марок                    один повар – много поваров

одна игра – много игр                           один пряник – много пряников

один трамвай – много трамваев            одна рама - много рам  

один троллейбус – много троллейбусов

одна нора – много нор                             один карандаш – много карандашей

один топор – много топоров               один помидор – много помидоров

одна грамота – много грамот              один кран – много кранов

одна кружка – много кружек               один прыжок – много прыжков

один парк – много парков                   один артист – много артистов

один костер – много костров               одна куртка – много курток

один крокодил – много крокодилов   один пескарь – много пескарей

один царь – много царей                     один зритель – много зрителей

один дрозд – много дроздов               одна страна – много стран

один рак – много раков                       один гараж – много гаражей

Цель: Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.    Карточка № 9

один рассказ – много рассказов          один муравей – много муравьев

один двор – много дворов                   один боксер – много боксеров

один рукав – много рукавов                одна ворона – много ворон

одна сорока – много сорок                  один грач – много грачей

один крот – много кротов                    один провод – много проводов

одна карта – много карт                       один карман – много карманов

один орел – много орлов                     один моряк – много моряков

одна дверь – много дверей                   одна грядка – много грядок

одно дерево – много деревьев              одна деревня – много деревень

одна тарелка – много тарелок              один рюкзак – много рюкзаков

одна дверь – много дверей                   один крючок – много крючков

один богатырь – много богатырей

Антонимы

Цель: развивать умения детей подбирать слова противоположные по смыслу.

- Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Антонимы к прилагательным   Карточка № 1

Громкий – тихий                        вежливый - грубый

Горячий – холодный                 высокий – низкий

Здоровый – больной                 легкий – тяжелый

Молодой – старый                     новый – старый

Полезный – вредный                 трудолюбивый – ленивый

Сильный – слабый                     солнечный – пасмурный  (день)

Сытый – голодный                    толстый – тонкий

Хороший – плохой                    чистый – грязный

Жаркий – холодный                  ласковый - грубый

Светлый – темный                      смелый - трусливый

Антонимы к прилагательным     Карточка № 2

      Храбрый – трусливый                медлительный – торопливый, быстрый

Ранний – поздний                       добрый - злой

Грустный - веселый                    пустой - полный

Трусливый – смелый                  черный – белый

Тонкий – толстый                       тусклый – яркий (свет)

Старший – младший                  крупный - мелкий

глубокий – мелкий (ручей)        сытый – голодный

темный – светлый                       длинный – короткий

сухой – мокрый                         мягкий – жесткий, твердый

прямой – кривой                        больной - здоровый

чужое – свое                               неряшливый – аккуратный

сладкий – кислый, горький        острый – тупой (нож)

тихий – шумный                         гладкий – шершавый

отважный – трусливый              простой – сложный (механизм)

щедрый – жадный                      сильный - слабый

густой – редкий, жидкий            полезный – вредный

полный – худой                          голодный – сытый

пасмурный – ясный                    богатый – бедный

Антонимы к существительным   Карточка № 3

Лето – зима                            день – ночь

друг – враг                            дружба – вражда

жар – холод                           жара - мороз

правда – ложь, обман            радость – горе

свет – темнота                        труд – лень

утро – вечер                           храбрость – трусость

веселье – грусть                     вход - выход

доброта - злоба                      смелость – трусость

начало – конец                       болезнь – здоровье

ссора – мир                            ум – глупость

грязь – чистота                      неряшливость – аккуратность

отвага – трусость                   щедрость - жадность

печаль – радость                    тьма – свет

тишина – шум                        молодость - старость

сила - слабость                       работа - отдых

польза – вред                         небо – земля

потолок – пол                        север - юг

храбрость – трусость            

Антонимы к глаголам   Карточка № 4

Брать – отдавать                           веселиться – грустить

Впускать - выпускать                   встречать – провожать

Входить – выходить                     говорить – молчать

Забывать – вспоминать                кричать - шептать

Хвалить – ругать                          плакать – смеяться

Грустить – веселиться                  приходить - уходить

Ссориться – мириться                  вымочить - высушить

Отрывать – закрывать                 отклеивать – приклеивать

Откручивать – закручивать         отходить – подходить

Давать – забирать                        работать – бездельничать

Болеть – выздоравливать            запрещать – разрешать

Мешать – помогать                      ронять – поднимать

Поднимать – опускать                 уходить – возвращаться

Хмуриться – улыбаться               разуваться – обуваться

Засыпать – просыпаться              испачкаться – помыться

Заплакать - засмеяться                 наклониться – выпрямиться

Спускаться – подниматься          одеваться – раздеваться

Повесить – снять                          покупать – продавать

Падать – вставать                         зажигать - тушить  

Работать – отдыхать                    брать – отдавать

Антонимы к наречиям   Карточка № 5

Быстро – медленно                  вместе – отдельно

Вперед – назад                         легко – трудно

Много – мало                           можно – нельзя

Поздно – рано                         тепло – холодно

Умно – глупо                           грустно - весело

      Глубоко – мелко                     темно - светло

      Мокро – сухо                          мягко – жестко

      Прямо – криво                        грязно - чисто

      Густо - пусто                           медленно – быстро

     Тихо – шумно                          просто – сложно

Карточка № 6

Составление предложений со значением противоположности

Зимой бывает снегопад, а осенью …(листопад)

Зимой бывает снег, а летом … (дождь)

Зимой снег падает, а весной … (тает)

Зимой катаются на санках, а летом …(на велосипеде)

Зимой лес спит, а весной …(просыпается)

Зимой катаются на коньках, а летом на …(роликах)

Зимой бывает холодно, а летом …(тепло)

Зимой деревья белые, а осенью …(желтые)

Зимой насекомые прячутся, а весной …(выползают)

Сахар сладкий, а лимон ... (кислый)

Луна видна ночью, а солнце ... (днем)

Огонь горячий, а лед ... (холодный)

Река широкая, а ручей ... (узкий)

Карточка№7

Составление предложений со значением противоположности

Камень тяжелый, а пух ...(легкий)

Дерево высокое, а куст …(низкий)

Река широкая, а ручей …(узкий)

Перо легкое, а камень …(тяжелый)

Лимон кислый, а варенье …(сладкое)

Чай горячий, а мороженое…(холодное)

Утром светло, а вечером …(темно)

Зимой день короткий, а летом …(длинный)

Синий карандаш острый, а красный …(тупой)

Река длинная, а ручей …(короткий)

Дорога широкая, а тропинка …

Орехи крупные, а семечки …

Папа молодой, а дедушка …

Синонимы      Карточка № 1

Как можно сказать о предмете, имеющем значительную величину?

Большой, огромный, громадный, гигантский

Когда человек испытывает страх, он что делает?

Боится, трусит, пугается, спасается, дрожит от страха, трясется от страха

Что делает человек, когда быстрым, резким движением перемещает куда-нибудь какой-нибудь предмет?

Бросает, кидает, швыряет

Как называется сильный разрушительный ветер?

Буря, ураган, шторм, тайфун

Как можно сказать о нагретом, очень теплом  предмете, излучающем жар?

Горячий, жаркий, обжигающий, раскаленный, знойный

Как говорят о человеке, который все выполняет с большой скоростью?

Быстрый, торопливый. Проворный, стремительный

Синонимы         Карточка № 2

Как иначе называются маленькие дети?

Малыши, малютки, детки, ребятишки

Как сказать о человеке привлекательном, нравящимся своим внешним видом?

Красивый, прекрасный, хороший, привлекательный, пригожий

Говорить очень громко

Кричать, орать, галдеть, вопить

Как по-другому назвать человека тихого, мягкосердечного?

Добрый, добродушный, мягкий, смирный, незлобивый

Снежная буря:

Метель, буран, вьюга, ураган

Тот, кто не отличается красотой:

Некрасивый, страшный, безобразный, уродливый

Синонимы         Карточка № 3

 Неловкий в движениях:

Неуклюжий, неповоротливый, нескладный

Как можно сказать о плохой погоде?

Пасмурная, хмурая, холодная, дождливая, облачная, непогожая

Когда человеку не весело, какой он?

Грустный, печальный, унылый, горестный

Добиться успеха в чем-нибудь или в борьбе с кем-нибудь:

Победить, одолеть, побороть, осилить, пересилить, одержать победу, справиться

Человек, на которого можно положиться, которому можно доверять:

Надежный, крепкий, добросовестный

Вести разговор:

Разговаривать, говорить, беседовать, болтать

Человек, не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности:

Смелый, бесстрашный, храбрый, отважный, лихой, удалой

Синонимы         Карточка № 4

История, которая забавляет, вызывает смех, веселит:

Смешная, забавная, комичная, потешная, юмористическая, уморительная

Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться:

Весельчак, шутник, юморист, шут, комик

Отсутствие света: темнота, мрак, темень, тьма, потемки

Отсутствие звуков: тишина, безмолвие, молчание, затишье

Обладающий умом:

Умный, понятливый, толковый, смышленый, разумный, головастый

Испытать упадок сил после работы:

Устать, измучиться, утомиться, умориться, замотаться, изнемочь

 Небольшой по размеру предмет:

Маленький, крошечный, мелкий, малюсенький

Относительные прилагательные     Карточка № 1

Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Стакан из стекла – стеклянный

Стол из дерева - …

Коробок из картона - …

Шапка из шерсти - …        

Дорожка изо льда - …

Сапоги из резины - …

Сок из лимона - …

Бусы из рябины - …

Сумка из кожи - ... (кожаная)

Замок из железа - …

Ручка из пластмассы - …

Кораблик из бумаги - …

Комок из снега - …(снежный)

Мяч из резины - …

Относительные прилагательные     Карточка № 2

Дом из кирпича – …

Сарафан из ситца - …

Платье из шелка - …

Воротник из меха - …

Поделка из песка - …(песчаная)

Сок из яблока - …

Сок из груши - …

Варенье из клубники - …

Кисель из клюквы - …

Суп из рыбы - …

Котлета из мяса - …

Каша из пшена - …

Каша из манки - …

ваза из фарфора - …

горшок из глины - …

бутылка из пластмассы - …

гвоздь из железа - …

перчатки из кожи - …

матрешка из дерева - …

Относительные прилагательные     Карточка № 3

брюки для мужчин - … (мужские)

пальто для бабушки - …

сарафан для лета - …

майка для детей - …

пирог с вишней - …(вишневый)

салат из овощей - …

листья  березы - …

шишка  сосны - …

листья  дуба - …

листья  клена - …

иголки сосны - …

обувь для зимы - …

Игра «Скажи ласково»     Карточка № 1

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов

Яблоко – яблочко                лимон - …                 банан - …

Апельсин - ….                      вишня - …                 мандарин - …

Шапка - …                            сапоги - …                пальто - …

Куртка - …                           кепка - …                  футболка - …

Майка - …                            кроссовки -               валенки -…

Петух - …                             утка - …                    цыпленок - …

Воробей - …                         ворона -…                 синица - …

Голубь - …                           журавль - …             лебедь - …

Скворец - …                         снегирь - …               кукла - …

Мишка - …                           матрешка - …           Петрушка - …

Кошка - …                            собака - …                корова - …

Коза - …                               осел - …                    лошадь - …

Теленок - …                          бык - …                    баран - …

Заяц - …                                медведь - …             белка - …

Лиса - …                                волк - …                   тарелка - …

Ложка - …                             кружка - …              стакан - …

Кастрюля - …                       кувшин - …              блюдо - …

Игра «Скажи ласково»     Карточка № 2

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов

Самолет – самолетик           вертолет - …            машина - …

Трамвай - …                        пароход - …             корабль - …

самокат - …                         велосипед - …           лодка - …

снег - …                               снежинка - …            холод - …

снеговик - …                        санки - …                  сосулька - …

горка - …                             ветер - …                   лед - …

сугроб - …                           ручей - …                 лужа - …

дерево - …                           дом - …                     город - …

улица - …                            дорога - …                стул - …

стол - …                               кровать - …              шкаф - …

скамейка - …                       полка - …                  диван -…

цветок - …                           лейка - …                   горшок –

ромашка - …                       роза - …                    незабудка - …

жук - …                               комар - …                  пчела - …

паук - …                              муравей - …              муха - …

стрекоза - …                       червяк - …                 гусеница - …

Игра «Скажи ласково»     Карточка № 3

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов

Огурец – огурчик           картошка - …              морковь - …

Укроп - …                       помидор - …               лук - …

Чеснок - …                      свекла - …                    горох - …

Капуста - …                    зерно - …                     хлеб - …

Булка - …                       батон - …                     пирог - …

Береза - …                      дуб - …                        гриб - …

Елка - …                         лес - …                         шишка - …

Поляна - …                     сосна - …                     ветка - …

Трава - …                       солнце - …                   облако - …

Туча - …                         дождь - …                    зонт - …

Краска - …                     карандаш - …              тетрадь - …

Книга - …                       стена - …                      загадка - …

Звонок - …                     гнездо - …                    звезда - …

Пуговица - …                 ключ - …                      гвоздь - …

Улыбка - …                    пружина - …                луч - …

Улитка - …                     флаг - …                       друг - …

Игра «Кто, как голос подает?»

Цель: уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

утка – (кря-кря) крякает          гусь – (га-га) гогочет

петух –…                                  курица – кудахчет

ворона –…                               воробей – …

жук –…                                    собака – …

лягушка - …                             кошка - …

свинья - …                               лошадь – ржет

овца – блеет                             коза – …

лиса – тявкает                          корова - …

медведь -  …                             волк – …

цыпленок -…                            мышка – …

кузнечик -                                 сорока – стрекочет

синица – тинькает                    голубь – …

лев - …                                     филин - …  

      Игра «Узнай по описанию»

Цель: Учить детей узнавать предметы по эпитетам и самостоятельно подбирать эпитеты к существительным.

Зеленая, кудрявая, стройная, тонкая, высокая, белоствольная – береза.

Деревянный, коричневый, низкий, удобный, детский, легкий, красивый – стул.

Круглое спелое, красное, зрелое, сладкое, кислое, сочное, полезное, вкусное – яблоко.

Зеленый, свежий, длинный, вкусный, душистый, большой – огурец.

Круглый, красный, спелый, большой, мягкий, сочный, красивый – помидор.

Резиновый, легкий, упругий, круглый, красивый, большой – мяч.

Длинная, сочная, оранжевая, молодая, вкусная, полезная, сладкая, свежая, твердая – морковь.

Огромный, бурый, неуклюжий, злой, косолапый – медведь.

Большая (маленькая), рыжая, проворная, хитрая, пушистая – лиса.

Деревянный, высокий (низкий), высотный, новый (старый), красивый, кирпичный, каменный, светлый – дом.

Старая  (молодая), большая (маленькая), кусачая, мохнатая, злая, веселая, охотничья, служебная – собака.

Игра «кто что делает»

Цель: Расширять глагольный словарь по теме «Профессии»

Воспитатель – воспитывает детей

Логопед – учит детей правильно и красиво говорить

Врач –  …                                                    Медсестра- …

Повар - …                                                    прачка – стирает белье

Музыкальный руководитель - …              художник - …

Шофер - …                                                  летчик - …

Машинист – управляет поездом               дворник - …

Парикмахер - …                                         садовник - …

Маляр - …                                                   столяр - …

Строитель - …                                            каменщик – кладет стены

Электрик – проводит свет, чинит провода            

крановщик – управляет подъемным краном

стекольщик – стеклит окна

сварщик - …                                               почтальон - …

лесник - …                                                  хлебороб - …

комбайнер - …                                            доярка - …

       продавец - …                                              тракторист - …

швея - …                                                     библиотекарь - …

Учитель - …                                               экскурсовод - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)...

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...