Семинар-практикум "Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей"
консультация по логопедии на тему

Фоминых Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей».

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Что это такое?

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д.

Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);

произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;

неправильное ударение в словах;

монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;

использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;

частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);

копирование речи малышей, «сюсюканье»;

использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

правильно произносить все звуки родного языка;

чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

1.1 Грамматическая правильность.

Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

Я бегу, хочу

Ты бежишь, хочешь

Мы бежим, хотим

Вы бегите, хотите

Они бегут, хотят

Нам бежать, хотеть

Им бежать, хотеть

Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль) тюлем м.р.

Лицо скрыто (вуаль) вуалью ж.р.

Крышу кроют (толь) толем м.р.

Вымою голову (шампунь) шампунем м.р.

Голова покрыта (шаль) шалью ж.р.

Девочка сидит за (рояль) роялем  м.р.

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).  Колен

В саду много (яблони), (вишни), (смородина). Яблок, вишни, смородины

Карантин по гриппу продолжался  22 (сутки). Двадцать двое суток

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Граблей

1.2 Орфоэпическая правильность.

Расставить ударение и прочесть слова:

ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам), нет грибА, возьму дОску, давнИшний, задОлго, завИдно, началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт, арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа:

Именительный падеж:                    Родительный падеж:

Бант                                                        Банта

Бинт                                                       Бинта

Герб                                                        Герба

Гуляш                                                     Гуляша

Дверь                                                     Двери

Зонт                                                        Зонта

Торт                                                        Торта

1.3. Лексика.

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.   Невежда (невежа - Грубый, невоспитанный, невежливый человек, невежда - Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.)

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.  Надел

Коля является ведущим лидером нашей группы.  Просто Лидером ( лидер  это и есть ведущий, первый, идущий впереди)

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Просто вернулся

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Просто к концу или завершению.

•        Есть – кушать.

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В дореволюционном русском просторечии глаголы кушать, откушать, выкушать применялись не только по отношению к еде, но и к питью, а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости слуг к господам: пожалуйте кушать чай, барин кушает кофий, кушать подано и т.п.  В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим). В.Бинки писал, что получается «смешновато: больно пышно».  Возможно употребление в 3-м лице по отношению к ребенку для выраже6ния ласки. Возможно также его использование при вежливом приглашении  к еде (кушайте, пожалуйста).

•        Оплатить – заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-то) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита. Употребляется только с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд, работу, путевку).

Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения (заплатить за шубу,   заплатить за кофе, заплатить премию, заплатить штраф).

•        Взвесить - взвешивать.

Современная литературная норма рекомендует использовать глагол ВЗВЕСИТЬ (определять на весах вес чего-нибудь). Употребление слова «завесить» является просторечным. Надо: взвесьте, пожалуйста, килограмм яблок.

В речи мы часто путаем похожие слова: подпись – роспись, надеть – одеть, командировочный – командированный. Такие родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы и отличающиеся оттенками  в значении, называются паронимами.

•        Подпись – роспись.  

Действие по глаголу  «подписать» означает «заверить, подтвердить», поставив подпись. Подпись под картиной – надписать над чем-нибудь. Собственноручно написанная фамилия (поставить свою подпись). Живопись на стенах, потолках, предметах быта -   роспись.

•        Надеть – одеть.

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое к самому себе или по отношению к другому лицу или предмету( с существительными неодушевленными): надеть пальто, туфли, перчатки, надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку. Глагол  ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет (с существительными одушевленными): одеть ребенка, одеть мальчика, куклу.

1.4. Орфография.

Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.

Есть такой анекдот: «Всем, кто говорит: «Зачем писать правильно, мы же не на уроке русского языка», желаю встретить хирурга, который будет их оперировать со словами: «А зачем аккуратно резать и зашивать? Мы же не на курсах кройки и шитья» :) .

Поэтому вопрос, нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей».

Слайд 2

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т.д.

Слайд 3

Компоненты профессиональной речи педагога: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации .

Слайд 4

Требования к речи педагога: Правильность, Точность, Логичность, Чистота, Выразительность, Богатство, Уместность.

Слайд 5

Недостатки в речи педагогов: нечёткое артикулирование звуков в процессе речи; произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; неправильное ударение в словах; монотонная речь, ускоренный темп речи; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»; использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения .

Слайд 6

Требования к речи педагога: правильно произносить все звуки родного языка; чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах; использовать средства интонационной выразительности; в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Слайд 7

Проспрягать глаголы: бежать , хотеть. Я бегу , хочу Ты бежишь , хочешь Мы бежим , хотим Вы бежите , хотите Они бегут , хотят Он бежит, хочет Она бежит, хочет

Слайд 8

Образовать форму повелительного наклонения глаголов: Ехать – поезжай(те ); бежать – беги(те ); махать – маши(те ); сесть – сядь(те ); лечь – ляг(те ).

Слайд 9

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль) Окна занавешены ТЮЛЕМ м.р. Лицо скрыто (вуаль) Лицо скрыто ВУАЛЬЮ ж.р. Крышу кроют (толь) Крышу кроют ТОЛЕМ м.р. Вымою голову (шампунь) Вымою голову ШАМПУНЕМ м.р. Голова покрыта (шаль ) Голова покрыта ШАЛЬЮ ж.р. Девочка сидит за (рояль) Девочка сидит за РОЯЛЕМ м.р.

Слайд 10

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме : Я встала, сняв ребенка с (колени). Я встала, сняв ребенка с КОЛЕН В саду много (яблони), (вишни), (смородина). В саду много ЯБЛОК, ВИШНИ, СМОРОДИНЫ. Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Карантин по гриппу продолжался ДВАДЦАТЬ ДВОЕ СУТОК. Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я купила весь садовый инвентарь, кроме ГРАБЛЕЙ.

Слайд 11

Расставить ударение и прочесть слова: ЗвонИм ( звонИт ), баловАть ( балУет , балУешь , балОванный , баловАться , балУюсь , балУется , но бАловень ), досУг , предложИть ( предложЕние ), красИвее , месяцАми (по месяцАм ), ремЕнь , алфавИт , ворОта (к ворОтам ), нет грибА , возьму дОску , давнИшний , задОлго , завИдно , началсЯ , началАсь , началОсь (неправильно нАчался ), повторИт , арбУз , кУхонный , мЕльком , партЕр , шофЁр .

Слайд 12

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: Имен. падеж: Родит. падеж: Бант Б а нта Бинт Бинт а Герб Герб а Гуляш Гуляш а Дверь Двер и Зонт Зонт а Торт Т о рта

Слайд 13

Исправить предложение: Он полный невежа в вопросах искусства. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Беседа с детьми подошла к своему концу.

Слайд 14

Словарный диктант: чувствовать, участвовать, килограмм, километр, безалаберный, безыскусный, наизнанку, периферия, вполголоса, с разбегу, тушёнка, явственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи детей дошкольного возраста»

цель: повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной организации...

Логопедическое пособие для педагогов и родителей по развитию речи у детей 4-5 лет "Лексические темы"

Данное пособие предназначено для работы с детьми 4-5 лет на подгрупповых и индивидуальных занятиях в логопедических группах детского сада. Может быть использовано родителями для  закрепления зада...

Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития речи у детей раннего возраста"

консультация для педагогов и родителей, о особенностях развития речи у детей раннего возраста. Речь сейчас у детей становится с каждым годом все хуже и хуже, и очень важно уделять внимание  на ре...

«Развитие музыкально-речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Презентация «Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей»

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей...