Организация рабочего времени учителя-логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС
статья по логопедии на тему

Мусинская Елена Георгиевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Г. Мусинская

МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» г.Коряжма

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА                          В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей работы в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью специалистов к реорганизации  образовательного процесса - с другой стороны.

         С целью осуществления коррекционной работы и помощи детям с нарушениями речи в освоении ООП ДО на базе нашего ДОУ создан логопедический кабинет, который должен обеспечивать индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Возникает ряд проблем в организации рабочего времени учителя-логопеда: рост количества детей с речевой патологией (до 90%) и числа детей с тяжелыми формами речевых нарушений (до 37%) и детей с ОВЗ (по 1 ребенку в группе); разнообразие форм речевых патологий в общеобразовательном учреждении (ЗРР, ОНР, ФФНР, ФНР, ФД, алалия, дизартрический компонент, избирательный мутизм и др.); при короткой рабочей смене (4 часа) не предусмотрено  специальное время в режиме дня для работы учителя-логопеда.

Встал вопрос: как организовать рабочее время логопеда, провести  коррекционные занятия, чтобы не мешать непосредственной образовательной деятельности (далее ННОД), свободной и совместной деятельности с детьми  (далее СДД), другим режимным моментам (завтрак, обед, прогулка и т.д.) и чтобы коррекционная работа была эффективной?

Ответ нашелся в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее Стандарт), который в п.1.6. говорит о вариативности и разнообразии организационных форм дошкольного  образования. А также не забывает напомнить (п.2.11.2) и о  создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями  и  склонностями.

 Чем проще решение – тем эффективней оно оказывается. Надо «выйти из кабинета».

Основными формами организации  работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные - по 15-20минут   2-3 раза в неделю  и рассчитаны на срок от 3 месяцев до 2 лет обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Организовать работу стало легче выделив 3 основных направления коррекции: развитие орального и пальцевого праксисов; постановка звуков; формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.  

Исходя из собственного опыта, оказалось, что рабочий день эффективней начинать с 730. По договоренности с родителями детей с тяжелыми нарушениями и с ОВЗ  беру до завтрака на логопедический массаж, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, выработку речевого выдоха.  До 830 успеваю поработать с 3-4 тяжелыми логопатами на индивидуальных занятиях. Аналогично 30-40 минут ведется работа перед обедом (еще 2 ребенка с тяжелым нарушением).

Для оптимизации коррекционного процесса подгрупповые занятия организуются по мере массовой постановки одного нарушенного звука. Например: в группе из 20 детей у 17 нарушен звук Л, после постановки автоматизация ведется по подгруппам по классической методике.  Во время СДД и ННОД, можно использовать помещения раздевалки или спальни для подгрупповой работы. Самое трудное здесь продумать форму организации занятия, наглядность, методы и приемы работы. Но это творческий момент, и каждый педагог может решить его по-своему. Весь дидактический и наглядный материал может умещаться в небольшом контейнере. Т.е. должен быть тщательно продуман. Очень органично в такие занятия вписываются коллективные дидактические игры типа «бродилок», лото, «кладоискателей», «рифм » и логических головоломок. После занятий, во время СДД,  продуктивно проводить работу по  постановке следующего звука формой «потока». За 30-40 минут каждый ребенок успевает до двух раз побывать в руках специалиста. Итого к 1030 логопедическая коррекция проведена еще с 12-20 детьми.

Затем следует переход в другую группу, у которой ННОД по расписанию с 1045 или приехавших из бассейна. Работа проводится аналогично.

Путем несложных математических подсчетов оказывается, что к 1230 за рабочую смену  охвачены коррекционной работой до 30 детей-логопатов.

            Таким образом, в зависимости от условий, состава и количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, организация   коррекционно-речевой работы   может быть весьма результативной. Отсутствие жесткой регламентации — одно из главных достоинств работы дошкольного логопедического кабинета. Это позволяет учителю-логопеду в полной мере проявлять инициативу и творческий подход к решению коррекционных и организационных  задач.  

Список литературы

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Как распределить  своё рабочее время ,ничего не забыв. В этом нам помогает расписание своего рабочего времени.Оно помогает быть нам дисциплинорованнами. Циклограмма рабочего времени важная вещь,о...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда  Ляпустиной Ольги Сергеевны. Младшей группа....

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда СПДС

Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда СПДС в старшей группе комбинированного вида для детей с общим недоразвитием речи. (1,5 ставки).К циклограмме коррекционно-образ...

циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

Расписние учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности....

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...