Открытое коррекционное занятие «Путешествие в Страну Правильной Речи» Тема: Гласные звуки
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Фролова Валентина Андреевна

Ведущей задачей логопеда подготовительной к школе группы становится   предупреждение нарушений письма и чтения.  Одна  из частых видов дисграфии- дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Среди прочих  характерных  ошибок  особо выделяются пропуски гласных. Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Гласные звуки - звуковая основа слова. Ознакомление с характеристикой звука происходит с опорой на слуховое и зрительное восприятие. Например: звук [А] –рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом ( логопед «дирижирует» и вместе с детьми пропевает звук выше-ниже). Даётся объяснение, что такой звук называется гласным. Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе чётких слуховых и кинестетических ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_logopedicheskoe_zanyatie_tema_glasnye_zvuki.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое  коррекционное занятие

«Путешествие в Страну Правильной Речи»

Тема: Гласные звуки

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

-обобщение и систематизация знаний о гласных звуках и буквах;

-формирование фонематических процессов, основ звукобуквенного анализа.

-закрепление пройденных букв, создание их ярких сценических образов;

 Коррекционно - развивающие цели:

-развитие общей тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи,  фонематических представлений, общих речевых навыков, памяти, творческого воображения.

  Корркционно-воспитательные цели:

-воспитание коммуникативных навыков, активности и инициативности, самостоятельности

-формирование мотиваций обучения.

 Образовательные области:

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыка

Физическое развитие

Социализация

Оборудование:  картинки А-4 с изображением паровозика, станций: «Речевая гимнастика», «Звуковая»,  «Загадкино», «Телевизионная», «Поэтическая», «Теремок букв», буквы гласных и согласных звуков, вырезанные и заламинированные,  домик-теремок, звукозапись «Песенка Паровозика из Ромашково»,  

                                           Ход деятельности

  1. Создание мотивационного поля

1.Орфовское речевое музицирование.

-Здравствуйте, ребята. Поздороваемся друг с другом и гостями

Дети становятся в круг и по очереди с хлопками в ладоши  и шлепками по ногам проговаривают «Здрав-ствуй-те!»

2.  Развитие слухового внимания

- Сегодня мы с вами отправимся в Сказочное путешествие в Страну Правильной речи.

За чистым – чистым полем,

За дремучим – дремучим лесом,

За шумным морем

Находится Страна Правильной речи

А на чём мы  туда отправимся, догадайтесь.

Звучит песенка Паровозика из Ромашково

 -На чём мы поедем? (на Паровозике из Ромашково).

3. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Для путешествия нам нужны силы, хорошее настроение, а поможет нам в этом дыхательная гимнастика.

Упр. «Ладошки», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Кошка», «Обними плечи»

   II. Основная часть. Речевые остановки            

-А сейчас объявляется, 
Что поезд отправляется.

В дорогу отправляется,
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам! («дети становятся друг за другом паровозиком»).
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

1 остановка:  Речевая  гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)

На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка - «Чашечка»)

Или с Бабой – Ягой на метле (кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево).

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)

И верхом на Коньке – Горбунке (цокать язычком)

Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)

Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)

Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок)

Ой, мы кажется в сказке уже…

Дети садятся на стульчики, рассказывают  и показывают  с помощью пальцев сказку  «Курочка Ряба»

Жили себе дед ( показывают кулачок правой руки,  кулачки повёрнуты костяшками друг к другу), да баба  (показывают кулачок левой руки).

И была у них курочка Ряба (складывают руки ладошками вместе, большие пальцы подняты вверх).

Снесла курочка яичко (ладони складываются в форму «яйца», пальцы вверх):

яичко не простое ( сложенные в форме «яйца» ладони поднимаются вверх над головой ) – золотое ( ладони размыкаются и вниз опускаются уже сложенные в два кулачка. Кулачки задерживаются на уровне груди).

Дед (показывают правый кулачок)  бил – бил ( 2 удара правым кулачком по левому)-

не разбил (делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).

 Баба ( показывают левый кулачок) )  била – била ( 2 удара левым  кулачком по правому)- не разбила (делают мах двумя расслабленными кистями рук (от себя).

Мышка бежала ( делают скребущие движения кистями рук -«царапание»-перед собой),

хвостиком махнула (параллельное движение кистями влево – вправо, параллельно полу).

Яичко упало ( хлопок в ладоши перед грудью)

и разбилось (поворачивают ладони вверх, пальцы растопырены)

Дед и баба плачут (потирают ладони друг о дружку),

а курочка кудахчет (складывают ладони  вместе, большие пальцы отогнуты вверх):

не плач, дед, (показывают правый кулачок),

не плач, баба!( показывают левый кулачок.)

Я снесу вам яичко другое (снова ладони складываются в форме «яйца»),

не золотое – простое» (поднимаются над головой и со словом «простое» опускаются на макушку головы).

Затем руки расслабляются, и дети кладут их на колени.

-И снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

2 остановка- «Звуковая»

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем:

А, У, О, Ы, Э, И-

Вот такие все они.

Нет для них преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по - порядку

Наши звуки на зарядку.

а) Фонетическая ритмика

А-Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а_____

О - Вдох, руки вверх  при одновременном произнесении  о_______

И - Вдох-разведение рук в стороны давящими движениями при одновременном произнесении  и___________

У - Вдох, давящими движениями вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении у__________

Э - Вдох, руки вперёд в стороны при одновременном произнесении э_______

Ы - Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении ы___________

Дети показывают сочетания гласных: АОУ, ИЫЭ, УИУ…

б) звуковой анализ ( детям предъявляются картинки)

Показать звук в середине слов с помощью фонетической ритмики: ЛУК, МАЛ, СЫР, СОЛЬ, ЛИС.

И снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

3 остановка «Загадкино»

Нет конца у строчки, 
Кто придумает конец, 
Тот и будет молодец.

Дети слушают стихотворные строчки, подбирают рифмы

Ба-ба-ба - из окна торчит ... (труба).

Ты-ты-ты - сметану съели всю ... (коты).

То-то-то - стали мы играть в ... (лото).

Са-са-са - в лесу бегает ... (лиса).

Ос-ос-ос - на поляне много ... (ос).

Ро-ро-ро - весь мусор соберём в ... (ведро).

Ре-ре-ре - носим воду мы в ... (ведре).

Ри-ри-ри - на ветке ... (снегири).

Ло-ло-ло - на улице ... (тепло).

За-за-за - уходи домой ... (коза).

Зу-зу-зу - моем Катю мы в ... (тазу)

-Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

4 остановка «Телевизионная»

 Испортился телевизор и 1-й гласный в словах не звучит. Подумайте и вставьте 1-й гласный звук в слова.

    Заранее подготовленный ребёнок произносит слова без 1-го звука, артикулируя его, а дети проговаривают слово полностью  (Пособие «Телевизор»).

…лица (улица)

…нанас (ананас)

…сень (осень)

…кна (окна)

…ченик (ученик)

…грушки (игрушки)

…пельсин (апельсин)

…лектричка (электричка)

…риска (ириска)

5 остановка «Поэтическая»

А сейчас, ребята, прочитайте  стихи на звуки, которые научились выговаривать.  

Дети читают стихи

-И снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….

6 Остановка «Теремок букв»

Инсценировка сказки «Теремок букв».

Дети :

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед :

Буква  А  к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква А) :

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Логопед: «Никто не ответил букве  А.  Вошла она в теремок и стала в нем жить»

Дети:

 Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Логопед:

Буква У  к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Ребёнок (буква У :

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком  живёт?

В окошке теремка появляется буква А : «Это я, буква А. А ты кто?»

Буква  У: «Я буква У. Пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку прибегают остальные гласные буквы.

Логопед: «Буквы гласные  в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, шипели, пыхтели, рычали: »

Ребёнок:  «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим  как гласные петь».

Дети пробуют пропеть свои буквы: «Ничего не получается!»

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте с нами рядом.

Согласны?

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными»

Буквы выходят, согласные подходят к каждой гласной, дети читают слоги, слова из трёх букв

 

III. Итог  деятельности.  Рефлексия.

-Наше путешествие подошло к концу.

Понравилось  вам путешествовать по Стране Правильной Речи?

Что вам запомнилось?

В каких заданиях испытывали затруднения?

Заплетем косичку настроения.

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:

красная – весело, интересно, занимательно;

коричневая – трудно, волнительно;

белая – безразличие, скука, усталость.

-Каких лент больше, из тех и заплетем косичку.

Вручение шоколадных медалей, сладких призов.

Литература 

 

1.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.

2.Сборник « Вся дошкольная программа» изд. Росмэн

3.Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. Изд.: «Детство-Пресс»,2009
4. Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000

5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с: илл.

6. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – из.дом «Метафора», 2004

7. Александрова Т.А. Живые звуки, или фонетика для дошкольников.-Спб.:изд. «.: «Детство-Пресс», 2005

                                 

.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по стране Правильной речи"

Конспект группового занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонетической стороны речи....

Конспект занятия "Путешествие в страну правильной речи"

Итоговое занятие по речевому развитию "Путешествие в страну правильной речи"...

Конспект занятия "Путешествие в страну правильной речи"

конспект итогового речевого занятия "Путешествие в страну правильной речи"...

Квест-занятие "Путешествие в страну Правильной речи" (для детей старшей логопедической группы)

Итоговое занятие в форме квеста включает задания различной сложности из разных образовательных областей (с упором на развитие речи) для детей старшей группы.Дети совершенствуют артикуляционные навыки,...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...